Продуктивный – реферат-обзор, реферат-доклад.
Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, возможности применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, связанные с темой текста. Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения. Реферат-доклад дает анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы. В структуре реферата выделяют три главных компонента: 1. Вводная часть – указывается автор, название реферируемого источника, область знаний, к которой он относится, тему, цель и другие фоновые сведения (например, «Статья...посвящена вопросу о... тема, обсуждаемая в статье, относится к области.... Целью... является... рассмотрение проблем... с точки зрения.... Основной задачей... была задача получить..., осветить.., показать..., раскрыть суть.... Материалом исследования в... стали.... Статья... делится на... частей...); 2. В основной части обязательным является указание на структуру реферируемого материала, пересказ и комментарий каждой его части с разделением на тематическую, фактуальную и концептуальную (т.е. содержащую концепты – основные положения) информацию (например: Статья... делится на... частей Первая... представляет собой краткий обзор... и характеристику.... Вторая часть... отводится.... Третья – посвящается проблемам... Рассмотрим их в порядке следования. В..., как уже говорилось, обсуждаются вопросы... и делается заключение о.... Автор приводит... и обнаруживает тенденцию.... Во второй части... предпринимается попытка..., дается определение..., намечается программа.... В третьей и четвертой частях... приводится..., исследуется..., выделяется..., обнаруживается и доказывается... (пересказ и комментарий содержания каждой части реферируемого материала).
3. Выводы, справочный аппарат. Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота использования источников, использование речевых клише. В реферате, как правило, используются речевые клише, необходимые для его создания: § библиографическое описание («в статье..., помещенной в журнале, в сборнике», «статья носит название...»); § тема статьи, книги («предлагаемая книга... посвящена теме..., проблеме...», «выбор темы... закономерен», «статья... представляет собой изложение..., обобщение...»); § композиция («статья делится на 3 части:...»); § основное содержание («автор затрагивает...», «касается...», «останавливается...», «ставит вопрос о том...», «автор доказывает справедливость утверждения...», «автор опровергает...», «в подтверждение своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость...»); § заключение, выводы автора («автор подводит к выводам», «несомненный интерес представляют выводы автора о том, что..., выполненные исследования показывают», «на основании полученных данных был сделан вывод о том, что...»); § оценка референта (автор убедительно доказывает..., к недостаткам работы можно отнести...). Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию. Титульный лист содержит следующие сведения: название вуза, название кафедры, тема реферата, данные о студенте и руководителе, указание на место написания и год написания. Еще одна разновидность реферата, который выполняют студенты, - это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Преподаватель оценивает умение работать с научной литературой, вычленять
проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Реферат часто путают с научным докладом. Доклад предназначен для устного выступления, поэтому надо различать его письменный вариант и само выступление. Рецензия (лат. рассмотрение) – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы). В структуру рецензии входят: § введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему, автор статьи – известный ученый), § характеристика, § краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам, в статье рассматриваются, автор описывает методы), § оценочная часть — достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся, необходимо отметить творческий характер исследований, к недостаткам работы можно отнести), § выводы (оценивая работу в целом, необходимо отметить, следует подчеркнуть). Конспект – конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Различают: ü конспект-план, ü конспект-схему, ü текстуальный конспект. Чтобы написать конспект, необходимо: § выделить смысловые части, где собрана информация по теме; в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы; § выделить в каждой части главную и дополнительную информацию, главная информация фиксируется в конспекте, избыточная убирается; § записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений. При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.
Использованная литература
ВОПРОСЫ для самопроверки ? По какому признаку выделяются научные жанры? ? Что представляет собой конспект? ? Чем тезисы отличаются от развернутого плана? ? Какие операции надо проделать, чтобы написать реферат? ? Можете ли вы сказать, что реферат имеет ту же основу, что и другие виды аналитико-синтетической переработки исходного текста – конспект и тезисы? Если – да, то какую? ? Чем аннотация отличается от рецензии?
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|