Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.).




Религия. Миф. Философия.

Сначала была деятельность.

Деятельность – это перенос человеческого Я в предмет с надеждой получить его обратно, многократно умноженным за счет общественного признания.

Деятельность создает противоречие конечность-бесконечность.

В деятельности человеческое Я распадается на части, оставаясь при этом целым.

Конечность – это сохранение целого в момент распада.

Бесконечность – распад на части при сохранении целого.

И то, и другое, существует только вместе как конечность бесконечного и бесконечность конечного

Формы сознания, с помощью которых человек решает противоречие конечность-бесконечность в своей собственной судьбе.

Как противоречие конечность-бесконечность решает философия?

Она начинает с осознания человеком своей уникальности (конечности) и стремления перенести ее в ранг бесконечности.

Как философия решает эту задачу?

Она начинает с одного исходного понятия (субстанция), которое отвечает на вопрос: «Что есть всё для меня?».

Из этого исходного понятия выводятся остальные понятия как модификации исходного.

Возникает понятийная сетка, которую ты набрасываешь на мир, и этот мир превращается в твою интеллектуальную вселенную. Если я знаю твою субстанцию, я догадаюсь, что ты мог бы сказать о белочке, девочке и львах.

Коварство любой субстанции.

Свою субстанцию ты выбираешь сам, но, сделав выбор, ты попадаешь в общество людей, которые думают так же и оставили тебе готовые схемы действий.

Если ты ими не овладеешь, то они не смогут с тобой взаимодействовать.

Если овладеешь, но потеряешь себя, ты будешь им неинтересен.

«Я» должно остаться, но Его нужно поставить на службу им.

Мой главный вопрос на ближайшие 15 лет.

Мы знаем, зачем мы нужны тебе. А зачем ты нужен нам?

Что такое Бытие?

Это всегда вещь, понятая через свою причастность к субстанции.

Бытие: больница №239. Это не камни и не люди, а 1000-летний опыт врачевания, воплощенный в деятельность работающих там людей.

Что такое Небытие?

Это отсутствие субстанции, понятое через ее присутствие.

Небытие – гол, забитый тобою в ворота противника при безнадежно проигранном вами матче.

Ранняя греческая философия.

мышление — идеальная схема действия предметом сообразно особенностям самого предмета

Где можно искать свою субстанцию?

Древний Китай — в окружающем мире

Древняя Индия — в глубинах человеческого Я

Древняя Греция — во взаимодействии человека с миром

Представители этой школы находят ее в первовеществе.

Фалес

С точки зрения Фалеса, всё есть Вода.

Вода у него – это не жидкость, а попытка передать свойства субстанции (понятия) по аналогии с водой.

Смысловой перевод фразы: все есть как вода.

Какими свойствами должно обладать понятие, чтобы быть как вода?

Оно должно быть прозрачным, текучим, т.е. переходить из одного понятия в другое.

Гераклит

По мнению Гераклита, все есть как Огонь – мерами разгорающийся и мерами гаснущий.

Он меняет аналогию, потому что открывает новые свойства субстанции, которые нельзя передать по аналогии с водой.

Какими свойствами должно обладать понятие, чтобы быть как огонь?

Субстанция дает свет, который пойдет через тебя и сделает тебя прекрасным независимо от твоих умений. Но горе тебе, если ты поверишь, что этот свет твой.

Этот свет означают нимбы святых.

Подобно огню, субстанция нуждается в топливе, и этим топливом является твоя частная жизнь.

Самый мудрый – Гераклит. Самый интересный – Анаксимандр.

Анаксимандр

Он назвал свою субстанцию Анаперуном и отказался от дальнейших объяснений. Это непонятное что-то становится понятным благодаря своему воплощению.

Почему это интересно?

Здесь мысль предпринимает первую попытку оторваться от предмета.

Я хочу попробовать думать по Анаксимандру.

«Глокая кудра штеко быдланула бакра и кудрячит бакрёнка.»

Сократ. Платон. Аристотель.

Почему имена этих философов всегда упоминаются вместе?

Они связаны отношением «учитель-ученик».

Они решают одну и ту же проблему и передают эстафету друг другу.

Сократ ставит задачу, Платон пытается ее решить, Аристотель дорешивает.

Сократ

Как звучит знаменитый вопрос Сократа?

Если идея не живет ни в воде, ни в огне, то где она живет?

Зачем Сократу понадобился ответ на этот вопрос?

Ты должен быть свободным.

Ты и твои родственники должны быть уроженцами этого города.

Если кто-то из родителей из другого города, то греки назовут тебя метеком.

3) Ты должен быть как все, не выделяться.

Чего хочет Сократ?

Он очень любит свои Афины и согласен быть как все, но порядочным человеком он согласен считать того, кто понимает, почему он так делает, а не обезьянничает.

Что собой представляет знаменитый диалог Сократа?

Он подходит к человеку и просит определить содержание какой-нибудь добродетели (мужества, например). Собеседник обычно приводит пример мужественного поступка, но Сократу нужен такой пример, чтобы показать, что предыдущий пример не исчерпывает содержимого понятия.

Как Сократ предлагает тебе мыслить?

Есть идея, которая внутри себя противоречива.

Она принимает разные формы, но при этом остается той же самой.

Изменяясь вместе с проявлением, ты остаешься неизменным на уровне сущности.

На вопрос Сократа будет отвечать его ученик Платон (Аристокл).

Платон

Идея живет на Небе, откуда на время залетают человеческие головы. Платон понял, что идея не живет, ни в отдельной голове, ни в их совокупности.

На какие вопросы Платон не ответил?

Почему она влетает в человеческую голову? Как она это делает?

На вопрос Сократа отвечает Аристотель.

Аристотель

Он начинает решать задачу Сократа с понятия «субстанция».

Он первым придумал это слово.

Субстанцией у него становится вещь, которая состоит из материи и формы.

Форма – это та же самая платоновская идея, но она соединена с материей и для нее является формой.

Что такое материя? 3 определения:

Материя существует без формы, поэтому она ничто.

Материя содержит в себе форму, поэтому она возможность.

Материя соединяется с формой, поэтому она форма.

Причины взаимодействия материи и формы.

Материя и форма создают мир, действующая и целевая превращают его в трагический спектакль.

Как работает философия Аристотеля?

Есть мальчик, которого зовут Саша Македонский. Как мальчик, он ничего из себя не представляет (материя без формы есть ничто). У этого мальчика есть задатки царя (форма в материи). Задатки, которые живут в нем, заставляют его искать того, кто эти задатки оформит. Аристотель может научить Сашу быть царем. Саша нужен ему не меньше, чем Аристотель Саше. Когда Саша (материя) и Аристотель (форма) соединятся в вещь под названием царь, Греция станет страной, где человека будут ценить по его заслугам, а не по его матери.

Философия Средних веков.

Взаимодействие человека и Бога в античности в средние века.

В античности люди и боги живут внутри огромного пульсирующего шара (космос).

Боги следят, чтобы люди не нарушали законов космоса, однако сами зависят от этих законов.

Если есть законы, значит, моя судьба предопределена, но я буду действовать так, как будто я свободен, поэтому я – трагический герой.

Трагедия начинается там, где ты лично понимаешь, что выбранный тобой путь ведет тебя к гибели, но свернуть с него ты не можешь, ибо это будет означать утрату собственного Я.

В средние века Бог живет над космосом и в нем одновременно, как его творец.

Если я хочу соединиться с Богом (а я этого хочу), значит, я тоже должен стать творцом своей вселенной.

Основные типы философствования и мастерства в средние века.

Патристика, схоластика, мистика (высокая и низкая), пантеизм.

Что такое патристика?

Это взаимодействие нескольких элементов:

Задача, которая не имеет аналогов решения,

Мастер, который возьмется за ее решение и ее решит,

Этот мастер должен быть знатоком своего дела, должен быть честолюбив, верить, что в решающий момент Бог придет на помощь, и будет действовать его руками.

3) Ученик мастера, который копирует не схему действия, а образ жизни мастера.

Деятельность ученика создает патристику, что означает «через отца».

Что такое схоластика?

Она вырастает из патристики, поэтому они похожи, но разница все-таки есть. В схоластике задача решена и можно действовать по шаблону. В схоластике человек копирует только схему действия. В патристике ученик и учитель талантливы от Бога. В схоластике они оба хорошо обучены.

Патристик верит, схоластик знает, как надо верить.

Что такое мистика?

Мышление – идеальная схема действия с предметом, сообразна особенностям самого предмета.

Эти схемы идеальны, поэтому передаются от учителя к ученику, с помощью наглядных пособий.

Наглядное пособие передает схему и одновременно ее искажает.

Хороший ученик должен прорваться через объяснения и понять, о чем говорит учитель, когда говорит не совсем об этом.

В тот момент, когда ты отбросишь пособие, потому что понял схему, ты станешь мистиком.

Мистик избавлен от необходимости действовать, не его бездействие есть действие.

Мистика высокая и низкая, в чем отличие?

В низкой мистике ты действуешь с пособием и достигаешь результата, ибо пособие хранит в себе схему, но этот результат не твой, а пособия.

В средние века говорили о том, что в низкой мистике за человека действует дьявол, которому надо отдать душу; сегодня говорят о сломанном мышлении.

В высокой мистике пособие тебе уже не нужно.

Аврелий Августин

Аврелий Августин – выдающийся представитель поздней латинской патристики.

Задача, которую он будет решать: доказать, что 3=1.

Основные проблемы, которые он подарит философии.

Проблема личности.

Проблема истории.

Что такое история?

Это такое движение, при котором цель одновременно находится в будущем и настоящем, и каждый новый шаг приближает меня к будущему. Настоящее меня не интересует. Оно интересует меня лишь постольку, поскольку оно причастно к будущему.

Тема личности

был первым, кто попытался найти в человеке то, что не меняется ни с возрастом, ни с обстоятельствами

Фома Аквинский

представитель схоластики

в любом обществе есть десиденты – инакомыслители. У них есть своя культура.

Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель, в значительной мере творчески переосмысленный им (приспособл. к кат. цервки)

У Аристотеля выделялись четыре последовательных ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia).

У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.

 

Философия эпохи Возрождения (14-16 вв.).

Краткая характеристика эпохи.

В недрах отношений помещик-крепостной возникают некоторые элементы отношений буржуа-рабочий.

Требование капитала к капиталисту и наемному рабочему.

Капиталист должен утверждать свое Я за счет возрастания капитала.

Наемный рабочий – за счет возрастания своих способностей к труду.

Какие требования предъявляет к человеку феодализм и католическая церковь?

Человек должен зарабатывать столько, чтобы не думать о деньгах при минимальных потребностях.

Минимальная потребность – умение довольствоваться действительно необходимым, сколько бы оно ни стоило, и не желать лишнего.

В этих условиях буржуазия должна сформировать у человека страсть к самоутверждению с помощью вещей, чтобы, увидев чужой Мерседес, тебе захотелось купить такой же (или даже лучше), а не поджечь тот.

Основные черты философии Возрождения.

Стихийное самоутверждение, которое иногда называют гуманизмом.

Я талантлив, я многое могу, но мне постоянно ставят преграды. Если мне удастся их преодолеть, я смогу себя реализовать.

2) Пантеизм - растворение Бога в природе.

Эпоха возрождает античность, где боги были растворены в космосе.

3) Геометрия – как мироощущение.

Алгебра не может точно определить диагональ квадрата, а геометрии она просто берется раствором циркуля. Чувственное восприятие эпоха ставит выше рассудочного.

Противоречие буржуазного самоутверждения.

Рано или поздно человек понимает, чтоб он вызвал к жизни силы, с которыми он не справится.

Эти силы превращают его в ничто, но человек стремится дойти до предела унижения так же, как раньше он пытался дойти до вершины могущества.

Почему из множества имен учебная программа берет 2 имени: Николай Кузанский и Джордано Бруно?

Первое – начало эпохи. Верит, что освобождение человека будет прекрасным.

Второй – конец эпохи, тогда она увидела себя и ужаснулась.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...