Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Строение металлов и кристаллизация.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина “Материаловедение” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих профессиональные основные образовательные программы среднего профессионального образования..

Учебная дисциплина “Материаловедение” является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

 

уметь:

определять свойства и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы, применяемые в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления;

определять твердость материалов;

определять режимы отжига, закалки и отпуска стали;

подбирать конструкционные материалы по их назначению и условиям эксплуатации;

подбирать способы и режимы обработки металлов литьем, давлением, сваркой, резанием) для изготовления различных деталей;

 

знать:

виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;

виды прокладочных и уплотнительных материалов;

закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, защиты от коррозии;

классификацию, основные виды, маркировку, область применения и виды обработки конструкционных материалов, основные сведения об их назначении и свойствах, принципы их выбора для применения в производстве;

методы измерения параметров и определения свойств материалов;

методы измерения параметров и определения свойств материалов;

основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;

Примерная программа рассчитана на 60 часов для базового уровня профессионального образования.

При изучении учебной дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

При изложении учебной дисциплины по соответствующим разделам и темам следует использовать нормативные документы Российской Федерации, а также инструктированные руководящие материалы отраслевых Министерств и ведомств.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам материаловедения.

В процессе изучения учебной дисциплины "Материаловедение" проводится 1 контрольная работа, задания для которой разрабатываются преподавателем образовательного учреждения и утверждаются предметной (цикловой) комиссией.

Освоение учебной дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на лабораторных и практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.

 

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

Для проверки знаний и умений студентов в рабочей программе указывается, по окончании каких разделов следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по дисциплине определяет образовательное учреждение.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(заочная форма обучения)

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лекций 12
практические занятия 4
контрольные работы 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
Итоговая аттестация в форме экзамена

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные источники:

Основные источники:

1. Металловедение: Учебник для техникумов. Самохоцкий А.И., Кунявский М.Н., Кунявская Т.М.,

2. Парфеновская Н.Г., Быстрова Н.А. - М.:Металлургия, 1990. 416с.

3. 9. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): Учеб. пособие для НПО. - М.: Академия, 2007.

4. 10. Основы материаловедения (металлообработка): Учеб. пособие для НПО. / Заплатин В.Н. - М.: Академия, 2008

5. Ржевская С.В. Материаловедение: Учебник для ВУЗов. - М.: Университетская книга Логос, 2009

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем  
 
 
Введение  
Раздел 1. Основы материаловедения  
Тема 1.1 Атомно-кристаллическая структура металлов.  
Тема 1.2. Методы измерения параметров и контроля качества металла  
Тема 1.3. Свойства металлов и методы их испытаний.  
Тема 1.4. Основы теории сплавов.  
Тема 1.5. Углеродистые стали и чугуны  
Тема 1.6. Основы термической и химико-термической обработки сталей  
Тема 1.7. Легированные стали и сплавы.  
Тема 1.8. Коррозия и эрозия металлов. Способы защиты.  
Раздел 2. Конструкционные материалы  
Тема 2.1. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов.  
Тема 2.2. Жаропрочные и жаростойкие стали и сплавы.  
Тема 2.3. Коррозионно-стойкие и износостойкие стали и сплавы  
Тема 2.4. Сплавы цветных металлов.  
Тема 2.5. Порошковые материалы.  
Тема 2.6. Композиционные материалы и материалы с особыми электрическими свойствами.  
Раздел 3. Способы обработки материалов.  
Тема 3.1. Литейное производство  
Тема 3.2. Обработка металлов давлением.  
Тема 3.3. Обработка металлов резанием.  
Тема 3.4. Сварка, резка, пайка металлов.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Часть I. Материаловедение

 

Строение металлов и кристаллизация.

Типы кристаллических решеток металлов и их основные характеристики. Элементы кристаллографии. Понятие о плоскости скольжения. Полиморфизм. Анизотропия кристаллов. Теоретическая и практическая прочность. Дефекты кристаллического строения, их влияние на свойства. Микроструктура. Строение границ зерен и субзерен. Диффузия и самодиффузия.

Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Кинетика и параметры кристаллизации. Величина зерен. Модифицирование.

Литература: [1, с. 11-36].

Методические указания.

Обратите внимание на металлический тип связи. Выясните причину огромного различия между теоретической и практической (реальной) прочностью металлов. Разберитесь в видах несовершенств кристаллического строения реальных металлов и особенно дислокаций, в причинах легкого перемещения дислокаций в кристаллической решетке и в их влиянии на механические свойства.

При изучении процесса кристаллизации необходимо уяснить зависимость параметров кристаллизации от степени переохлаждения и их влияние на формирование структуры литого металла, возможность искусственного воздействия на строение путем модифицирования. Обратите внимание на образование дендритной структуры.

 

Теория сплавов

Определение терминов: сплав, компонент, фаза, твердые растворы, химические соединения, эвтектические и эвтектоидные смеси кристаллов.

Диаграммы состояния двойных сплавов: из компонентов с полной нерастворимостью в твердом состоянии, с полной растворимостью, с ограниченной растворимостью; из компонентов, образующих устойчивые химические соединения и из компонентов, претерпевающих полиморфные превращения. Правила "концентрации" и "отрезков".

Ликвация. Виды ликвации и методы ее устранения. Связь между химическим составом, структурой и свойствами (правила Курнакова).

Литература: [1, с. 37-65].

Методические указания

По виду диаграммы состояния научитесь определять характер взаимодействия компонентов в сплавах в твердом состоянии, агрегатные состояния любых сплавов и превращения, протекающие в них, в зависимости от химического состава и температуры (т.е. во всех областях диаграммы). При изучении диаграмм практикуйтесь в построении кривых охлаждения и нагревания с указанием на кривых в точках перегибов, а также между этими точками (температурами) структурных составляющих и протекающих превращений. Научитесь применять правила "концентрации" и "отрезков". Выясните, в чем состоит отличие эвтектического и эвтектоидного превращений, какая разница между эвтектикой и эвтектоидом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...