Собственные оборотные средства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Коэф. обесп. соб. оборот. сред. = – (2.28) Оборотные активы
Коэффициент маневренности собственного каптала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности фирмы.
Оборот. активы – Краткоср. обязательства Коэф. маневренности = – (2.29) Собственный капитал
Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками характеризует долю собственных средств в формировании запасов.
Собственные оборотные средства Коэф. обеспеченности запасов = – (2.30) Запасы Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов характеризует величину внеоборотных активов, приходящихся на единицу оборотных активов.
Внеоборотные активы Коэф. соотнош. мобил. и имоб. активов = – (2.31) Оборотные активы
Все приведенные коэффициенты имеют одно общее свойство – их увеличение означает улучшение финансовой устойчивости, а их уменьшение означает ухудшение экономической характеристики. Результаты расчетов коэффициентов по вышеприведенным формулам приведены в таблице 2.7
Таблица 2.7 Результаты расчета коэффициентов ООО «ГЗОЦи»
Из таблицы 2.7 можно сделать следующие выводы: расчет показателя финансовой независимости показывает, что он в 2008 г. снизился на 0,04, что ниже нормативного значения, – это указывает на усиление зависимости предприятия от внешних инвесторов. С данным показателем связан показатель самофинансирования, динамика которого означает увеличение доли заемных средств. Рост этого показателя показывает, что усилилась зависимость фирмы от кредиторов и инвесторов. Также произошло уменьшение коэффициентов обеспечения собственными оборотными средствами, маневренности, обеспечения запасов собственными источниками. Расчет показателя соотношения собственных и привлеченных средств показывает, что на конец 2007 г. на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия приходится 75 коп. заемных средств, а на начало 2009 г. соответственно – 80 коп., что превышает нормативный уровень на 5 коп. Такой рост показателя (на 6%) также свидетельствует об усилении зависимости предприятия от кредиторов и внешних инвесторов. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с обязательствами по пассиву, которые сгруппированы по степени срочности их погашения. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия делятся на 4 группы: 1) наиболее ликвидные активы – (А1) – денежные средства фирмы и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги); 2) быстро реализуемые активы – (А2) – дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы; 3) медленно реализуемые активы – (А3) – запасы раздела II баланса за исключением «Расходов будущих периодов»; 4) труднореализуемые активы – (А4) – статьи раздела I баланса «Внеоборотные активы».
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты: 1) наиболее срочные обязательства – (П1) – кредиторская задолженность; 2) краткосрочные пассивы – (П2) – краткосрочные кредиты и заемные средства; 3) долгосрочные пассивы – (П3) – долгосрочные кредиты и заемные средства; 4) постоянные пассивы – (П4) – статьи раздела III баланса. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения: А1 > = П1; А2 > = П2; А3 > = П3; А4 < = П4, если нарушается хотя бы одно неравенство, то ликвидность баланса считается недостаточной. В ходе анализа финансового состояния рассчитываются следующие коэффициенты ликвидности. Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.
Денежные средства Коэф. абсолютной ликвидности = – (2.32) Краткосрочные пассивы
Общий показатель ликвидности, с помощью него осуществляется оценка финансовой ситуации на данный период, его значение должно быть не ниже 1.
А1 + 0,5 х А2 + 0,3 х А3 Коэф. общей ликвидности = – (2.33) П1 + 0,5 х П2 + 0,3 х П3
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Рост показателя в динамике – положительная тенденция.
A1 + A2 + А3 Коэф. текущей ликвидности = – (2.34) П1 + П2
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности аналогичен по смыслу коэффициенту текущей ликвидности, отражает прогнозируемые платежные возможности фирмы при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Его значение должно быть больше или равно 1.
Оборотные активы – Запасы – НДС Коэф. быстрой ликвидности = – – (2.35) Краткосрочные пассивы
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствам. Традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния предприятий торговли, его нормативное значение в этом случае – не ниже 50%.
Собственные оборотные средства Доля соб. об. сред. в покр. зап. = – (2.36) Запасы
Коэффициент покрытия показывает платежные возможности фирмы, оцениваемые при условии своевременных расчетов с дебиторами, и при продаже в случае необходимости элементов оборотных средств.
Оборотные активы Коэф. покрытия = – (2.37) Краткосрочные пассивы
Результаты расчетов коэффициентов ликвидности представлены в таблице 2.8
Таблица 2.8 Результаты расчета коэффициентов ликвидности ООО «ГЗОЦМ»
Анализируя данные таблицы 2.8 можно сделать следующие выводы: из результатов расчета коэффициента абсолютной ликвидности следует, что величина краткосрочных заемных обязательств в 2008 г. увеличилась по сравнению с 2007 г. Значение коэффициента абсолютной ликвидности на 01.01.09 г. немного меньше 1, что свидетельствует о возможных проблемах с платежеспособностью в ближайшее время, если не принять определенных антикризисных мер. Показатель текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, что на один рубль текущих обязательств в 2008 г. приходится меньше собственных средств, чем в 2007 г. и что величина ликвидной части оборотных активов фирмы уменьшилась. Из результатов расчета показателя быстрой ликвидности видно, что наблюдается его снижение на 0,21 ед. это связанно с незначительным ростом запасов. Доля оборотных средств в активах выросла незначительно, в основном это связано с ростом денежных средств и нераспределенной прибыли в отчетном году. Также в динамике наблюдается снижение коэффициента покрытия заемных средств на 0,2 ед. в отчетном (2008) году.
После расчета показателей ликвидности необходимо проанализировать и оценить финансовое состояние фирмы на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Вначале оценим ликвидность баланса. Для этого сгруппируем активы и пассивы по степени их ликвидности (табл. 2.8 2.9)
Таблица 2.8Группировка активов ООО «ГГЗОЦМ» по степени ликвидности
Таблица 2.9 Группировка пассивов по степени ликвидности
Из таблиц 2.8 и 2.9 следует, что у ООО «Готти» на начало 2008 года: А1 > П1; А2< П2; А3 < П3; А4 < П4, соблюдаются только 2 условия, баланс неликвиден, на начало 2009 года: А1 > П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 < П4, баланс неликвиден. Оценка финансового состояния на краткосрочную перспективу производится с помощью показателя текущей ликвидности. Значение показателя на начало периода – 1,4 на конец периода – 1,2. Учитывая, что нормативное значение показателя составляет 1,0 можно сделать вывод, что по итогам 2007 года предприятие было более ликвидным, чем в 2008 году. В 2008 году финансовое положение фирмы было неустойчивым, у фирмы нет свободного капитала, обеспечивающего покрытие текущих займов и кредитов. Фирма с такой ликвидностью, как правило, имеет низкий кредитный рейтинг. Оценивая финансовое состояние ООО «ГЗОЦМ» на долгосрочную перспективу рассмотрим, прежде всего, структуру источников финансирования (пассив баланса) и коэффициент финансирования. Значения показателя на начало периода составило 0,91 и в конце периода 1,06. По полученным результатам видно, что наилучшим соотношением собственного и заемного капитала было в 2007 г. Так как значение показателя меньше 1, то, по российскому стандарту, финансовое положение фирмы на долгосрочную перспективу следует считать устойчивым.
В 2008 году заемный капитал превышал собственные источники финансирования. Значение коэффициента финансирования 1,06 говорит о текущей финансовой неустойчивости фирмы по российскому стандарту. Оценивая далее финансовое состояние ООО «ГЗОЦМ» на долгосрочную перспективу, рассмотрим долгосрочную структуру баланса. Оценка структуры баланса по коэффициенту покрытия следующая: на начало периода – 1,4 на конец периода – 1,2. Учитывая, что финансово устойчивым фирма может считаться тогда, когда долгосрочные активы покрыты долгосрочным капиталом, значение коэффициента в этом случае должно быть меньше или равно 1. По этому дополнительному критерию оценки финансовой устойчивости можно сделать вывод о финансовой неустойчивости фирмы ООО «ГЗОЦМ» в 2007 и 2008 гг. Очевидно, что в 2008 году ООО «ГЗОЦМ» реализовало инвестиционную программу, что выразилось в приобретении основных средств (оборудования) и существенным увеличением внеоборотных активов. Но по состоянию на 1 января 2009 года в балансе отражены большие расходы будущих периодов. Поэтому ожидать в 2009 году улучшения финансового состояния не следует. Возможно, реализация инвестиционной программы будет способствовать укреплению финансовой устойчивости в перспективе. Однако опасная тенденция с ликвидностью может привести фирму к угрозе банкротства. Поэтому уровень ликвидности следует довести хотя бы до значения 1,5.
Заключение В ходе выполнения данной курсовой работы произведена оценка результатов хозяйственной деятельности и экономической эффективности ООО «ГЗОЦМ». В заключение сделаем основные выводы. Экономическая эффективность пронизывает все сферы практической деятельности человека, все стадии общественного производства, является основой построения количественных критериев ценности принимаемых решений, используется для формирования материально-структурной, функциональной и системной характеристики хозяйственной деятельности. Основными задачами анализа эффективности являются: - оценка хозяйственной ситуации; - выявление факторов и причин достигнутого состояния; - подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений; - выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Эффективная работа предприятий способствует обеспечению эффективности общественного производства. Она достигается тогда, когда невозможно перестроить использование наличных ресурсов таким образом, чтобы увеличить выпуск одного товара без уменьшения выпуска любого другого товара. В другой редакции – для достижения эффективности необходимо отсутствие возможности получения ресурсов или обмена наличными продуктами между потребителями. В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности организации необходимо использовать отношение объема реализованной продукции или эффекта в виде прибыли к совокупной величине ресурсов, включающих среднегодовую стоимость основных и оборотных средств или к общей сумме расходов на производство или продажи. При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода: - первый подход – когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей; - второй подход – когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним свободным комплексным показателем. На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используют оба подхода одновременно. Целью анализа экономической эффективности деятельности ООО «ГЗОЦМ» является определение дальнейших путей ее развития. В отчетном (2008) году произошло увеличение объема реализации продукции на 1380 тыс. руб., немного увеличилась себестоимость на 124,8 тыс. руб., но т. к. темпы роста объема реализации продукции значительно превышают темпы роста себестоимости, то произошел значительный рост прибыли от реализации продукции – на 1255,2 тыс. руб. по сравнению с базисным (2007) годом. Показатель затрат на 1 рубль реализации продукции снизился в отчетном году по сравнению с базисным на 9 копеек. Данный показатель характеризует деятельность фирмы и ее эффективность и показывает величину затрат, которая содержится в 1 рубле выручки. Показатель рентабельности фирмы в отчетном году достиг 19,9% по сравнению с 10,6% в базисном году. Реальный собственный капитал фирмы вырос в отчетном году на 954 тыс. руб. или на 109,6%. Величина уставного капитала осталась неизменной. Разница между собственным и уставным капиталом является положительной и говорит о том, что у фирмы есть собственные финансовые источники для текущей деятельности помимо уставного капитала. Собственный капитал фирмы за анализируемый период увеличился. Прирост собственного капитала произошел за счет увеличения прибыли, которая повлияла на рост фондов накопления. Их доля в структуре собственного капитала увеличилась на 20%. Динамика оборотных средств показывает, что наибольший удельный вес в структуре оборотных активов имеют запасы, их прирост составил 70,8%, это говорит о том, что фирма наращивает величину материальных запасов. За анализируемый период дебиторская задолженность выросла на 300 тыс. руб. или на 25%. То же можно сказать и о кредиторской задолженности, которая также росла значительными темпами и за период возросла на 853,2 тыс. руб. или на 10,3%. В течение анализируемого периода кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 6 раз. Сопоставление сумм дебиторской и кредиторской задолженности показывает, что предприятие на протяжении анализируемого периода имело пассивный остаток задолженности, то есть, кредиторская задолженность превышала дебиторскую. Таким образом, фирма отсрочила платежи должников за счет неплатежей кредиторам. При расчете общей рентабельности определено, что за 2008 г. произошло увеличение чистой прибыли, принесенной каждой единицей реализованной продукции на 9,3%. Расчет рентабельности собственного капитала показывает, что в 2008 г. каждая денежная единица, вложенная собственниками предприятия заработала чистой прибыли в два раза больше, чем в 2007 г. Можно отметить, что произошло увеличение эффективности использования основных средств и прочих внеоборотных активов, определяемой при расчете фондорентабельности на 4,4% за 2007–2008 гг. Расчет рентабельности основной деятельности показывает рост прибыли от реализации, приходящейся на 1 руб. затрат, в 2 раза больше в 2008 г., чем в 2007 г. Так же наблюдается увеличение эффективности использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок, определяемой при расчете рентабельности перманентного капитала на 4% за период 2007–2008 гг. В результате произошло сокращение на 9,2 года срока, в течение которого в течение которого полностью окупятся вложения в данное предприятие. В целом ООО «ГЗОЦМ» работает достаточно эффективно – интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с предшествующим увеличился с 1,56 до 1,88 или на 20,5%, несмотря на то, что показатель эффективности торгового потенциала за год снизился с 2,72 до 2,63. Значение коэффициента абсолютной ликвидности на 01.01.08 г. немного меньше 1, что свидетельствует о возможных проблемах с платежеспособностью в ближайшее время, если не принять определенных антикризисных мер. У ООО «ГЗОЦМ» на начало 2007 года: А1 > П1; А2< П2; А3 < П3; А4 < П4, соблюдаются 2 условия, баланс ликвиден на 50%; на начало 2009 года: А1 > П1; А2 < П2; А3 < П3; А4 < П4, баланс ликвиден на 50%. Экономическая эффективность реализации мероприятий по повышению экономической деятельности организации предполагается в виде получения дополнительной чистой прибыли на сумму 1426 тыс. руб. Следствием роста прибыли станет увеличение общей рентабельности на 7,3%. Таким образом, определенную во введение цель работы следует признать достигнутой, а задачи исследования решенными в полном объеме.
Список использованных источников
1. Баранов В.В. Механизмы финансового управления предприятиями в традиционных и наукоемких отраслях. М. «Дело» 2005. - 272 с. 2. Бертонеш М. Управление денежными потоками. СПб. «Питер» 2006. - 240 с. 3. Володин А.А.Управление финансами. М. «Инфра-М» 2006. - 504 с. 4. Кодацкий В.П. Прибыль. М. «Финансы и статистика» 2005. - 128 с. 5. Конторович С.П. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия (системно-оценочный аспект). М. «ЮНИТИ» 2005. – 140 с. 6. Мицкевич А. Управление затратами и прибылью. М. «Олма-Пресс» 2004. - 192 с. 7. Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование. М. «БИНОМ» 2005. - 432 с. 8. Юров В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики. М. «Финансы и статистика» 2005. - 144 с. 9. Батурин В.М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия // – М.: 2000. – №2. 146 11. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 360 с. 12. Ионова А.Ф. Селезнева Н.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. М.: Проспект, 2010. 592 с. 13. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Поспект, 2009. 480 с. 14. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйствнной деятельности предприятия: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 424 с. 15. Комплексный экономический анализ предприятия / А.П. Калинина. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|