Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения института посредничества




В США, Великобритании, Австралии, Германии, Нидерландах и других странах в последнее десятилетие активно развиваются различные методы альтернативного разрешения споров (АРС), что означает отказ от обращения в суд или к судебному разбирательству за разрешением спора. В настоящее время АРС широко изучается и полемизируется в научных и практических кругах России. Самым распространенным из методов АРС после арбитража является медиация (посредничество).

В Беларуси к этой теме обратились хозяйственные суды со вступлением в силу новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь 2004 года (далее – ХПК), когда были еще более развиты идеи использования методов альтернативного разрешения споров для примирения сторон, известные в международной практике. В частности, в ХПК появилась глава 17 «Урегулирование спора в порядке посредничества».

В ХПК последовательно проводится линия на повышение роли хозяйственных судов в урегулировании споров между субъектами предпринимательской деятельности вне рамок судебного заседания. Способы мирного разрешения спора получили свою реализацию в ХПК в виде возможности передачи споров по желанию сторон на рассмотрение в арбитраж, третейский суд, признания и принудительного исполнения арбитражного решения, претензионного порядка урегулирования спора. В ХПК также получил развитие институт мирового соглашения, которое возможно на любой стадии хозяйственного процесса, в том числе и на стадии исполнительного производства. Расширяются основания приказного производства, которое позволяет не обострять имеющиеся между сторонами проблемы в отношениях в связи с несвоевременным исполнением обязательств путем вынесения судебного постановления без судебного заседания, то есть без непосредственной встречи сторон.

Наконец, глава 17 ХПК установила возможность урегулирования спора в хозяйственном суде вне судебного заседания при содействии нейтрального посредника хозяйственного суда.

Директива 2008 (52) ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 года относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах дает следующее определение понятия медиации: «Процесс в котором две или более сторон спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о разрешении их спора вне зависимости от того, был ли этот процесс инициирован сторонами, предложен или назначен судом или предписывается национальным законодательством…».

Присущие всем правовым системам объективные предпосылки развития медиации (посредничества) характерны также для ситуации в Республике Беларусь. Напомним, что разрешение споров в суде влечет значительные организационные и финансовые издержки; судебное решение не всегда приводит к желаемому сторонами результату (как минимум, одна сторона всегда остается недовольной исходом дела); названное обстоятельство в последующем вызывает уклонение от исполнения не только добровольно, но и воспрепятствование принудительному исполнению; нагрузка на государственную судебную систему год от года увеличивается (порядка 10% ежегодно), вызывает ее удорожание и не улучшает качества судопроизводства.

Нетипичным для ситуации в Беларуси условием можно признать такое обстоятельство, как значительные временные, финансовые издержки разрешения споров в суде. С точки зрения доступности можно вполне демократичным оценивать размер ставок государственной пошлины, установленный Законом Республики Беларусь «О государственной пошлине». Сроки рассмотрения хозяйственных споров в Республике Беларусь согласно ХПК короче самых коротких в европейских судах как государственных, так и коммерческих арбитражных (15 дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд отведено на подготовку дела согласно ст. 169 ХПК и один месяц – на его рассмотрение согласно ст. 175 ХПК).

В Российской Федерации уже на протяжении нескольких лет ведется работа по законодательному регулированию внесудебной медиации. Находится в стадии принятия проект Федерального закона Российской Федерации «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)» (далее – проект Федерального закона). Согласно проекту посредником может быть любое физическое лицо, обладающее полной дееспособностью и не имеющее судимости. Ими не могут быть государственные служащие и лица, занимающие государственные должности. Посредники согласно проекту объединяются в организации, обеспечивающие проведение примирительных процедур. Такие организации занесены в списки, ведущиеся районными судами и арбитражными судами.

В Украине также прошел общественное обсуждение и готовится к принятию проект Закона «О медиации (примирении)», согласно которому медиаторами могут стать лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее образование и двухлетний опыт работы в сфере юриспруденции, психологии, педагогики или социологии, а также прошедшие обучение по новой специальности и получившие сертификат на право работать медиатором.

В рамках Европейского Союза существует Директива 2008 (52) ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 года относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах. Согласно директиве «медиатор» — любое третье лицо, привлеченное к осуществлению медиации эффективным, объективным и компетентным образом, вне зависимости от наименования или профессии данного третьего лица…».

Все вышеприведенные акты нацелены на регулирование внесудебной медиации.

Процедура урегулирования спора в порядке посредничества согласно ХПК производится в рамках хозяйственного судопроизводства и представляет собой специфический вид альтернативного разрешения хозяйственного спора – судебное посредничество. Процедура производится на основании судебного постановления о ее назначении и назначении конкретного судебного посредника после поступления в суд искового заявления и возбуждения производства по делу. Проведение этапов процедуры происходит под контролем суда. ХПК регулируются цели и задачи посредничества, срок его назначения и проведения, формы и способы завершения процедуры и, наконец, в качестве посредников выступают должностные лица хозяйственного суда.

Таким образом, законодателем в Республике Беларусь закреплены подходы к судебной медиации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...