Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Советский военно-морской флот (РККФ) в обороне Ленинграда

Особую роль в обороне города, прорыве Блокады Ленинграда и обеспечении существования города в блокадных условиях сыграли Краснознамённый Балтийский флот (КБФ; командующий — адмирал В. Ф. Трибуц), Ладожская военная флотилия (образована 25 июня 1941 года, расформирована 4 ноября 1944 года; командующие: Барановский В. П., Земляниченко С. В., Трайнин П. А., Боголепов В. П., Хорошхин Б. В. − в июне — октябре 1941 года, Чероков В. С. — с 13 октября 1941 года), курсанты военно-морских училищ (отдельная курсантская бригада ВМУЗ Ленинграда командир контр-адмирал Рамишвили). Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии.

В самом начале войны была создана Морская оборона Ленинграда и озёрного района (МОЛиОР) [148]. 30 августа 1941 года Военный совет войск Северо-Западного направления определил:

основной задачей КБФ активную оборону подступов к Ленинграду со стороны моря и недопущение обхода морским противником флангов Красной Армии на южном и северном берегу Финского залива [149].                               

1 октября 1941 года МОЛиОР была переформирована в Ленинградскую военно-морскую базу (командующий — контр-адмирал Ю. А. Пантелеев)[148].

Действия флота оказались полезными в ходе отступления в 1941 года, обороны и попыток прорыва Блокады в 1941—1943 годах, прорыва и снятия Блокады в 1943—1944 годов.

Операции по поддержке сухопутных войск

Направления деятельности флота, имевшие важное значение на всех этапах Ленинградской битвы:

Морская пехота

В боях на суше участвовали кадровые бригады (1, 2-я бригады) морской пехоты и подразделения моряков (3, 4, 5, 6-я бригады формировали Учебный отряд, Главная база, Экипаж) с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. В ряде случаев ключевые участки − особенно на побережье — героически оборонялись неподготовленными и малочисленными морскими гарнизонами (оборона крепости Орешек). Части морской пехоты и пехотные части, сформированные из моряков, проявили себя при прорыве и снятии Блокады. Всего из состава КБФ в 1941 году в Красную Армию для действий на сухопутных фронтах были переданы 68 644 человека, в 1942 — 34 575, в 1943 — 6786, не считая части морской пехоты, входивших в состав флота или временно переданных в подчинение войсковым командованиям[150].

Корабельная и береговая артиллерия

Корабельная и береговая артиллерия (345 орудий калибром 100—406 мм, в случаях необходимости вводилось более 400 орудий) эффективно подавляла батареи противника, содействовала отражению сухопутных атак, поддерживала наступление войск. Флотская артиллерия оказала крайне важную артиллерийскую поддержку при прорыве Блокады, уничтожив 11 узлов укреплений, железнодорожный эшелон противника, а также подавив значительное количество его батарей и частично уничтожив танковую колонну[151]. С сентября 1941 года по январь 1943 года корабельная артиллерия открывала огонь 26 614 раз, израсходовав 371 080 снарядов калибром 100—406 мм, при этом до 60 % снарядов было израсходовано на контрбатарейную борьбу[152].

Артиллерийские орудия форта «Красная Горка»

Авиация флота

Успешно действовала бомбардировочная и истребительная авиация флота. Кроме того, в августе 1941 года из частей ВВС КБФ была сформирована отдельная авиагруппа (126 самолётов), оперативно подчинённая фронту. В ходе прорыва Блокады более 30 % используемой авиации принадлежало флоту[153]. За время обороны города было совершено более 100 тыс. самолёто-вылетов, из которых около 40 тыс. — для поддержки сухопутных войск[152].

Операции в акватории Балтийского моря и Ладожского озера

Кроме роли флота в боях на суше стоит отметить непосредственную деятельность в акватории Балтийского моря и Ладожского озера, также оказывавшую влияние на ход боев на сухопутном ТВД:

«Дорога жизни»

 Флот обеспечивал функционирование «Дороги жизни» и водного сообщения с Ладожской военной флотилией. В осеннюю навигацию 1941 года в Ленинград было доставлено 60 тыс. тонн грузов, в том числе 45 тыс. тонн продовольствия; из города было эвакуировано более 30 тысяч человек; из Осиновца на восточный берег озера было перевезено 20 тыс. красноармейцев, краснофлотцев и командиров. В навигацию 1942 года (20 мая 1942 — 8 января 1943) в город было доставлено 790 тыс. тонн грузов (почти половину грузов составило продовольствие), из Ленинграда были вывезены 540 тыс. человек и 310 тыс. тонн грузов. В навигацию 1943 года в Ленинград было перевезено 208 тыс. тонн грузов и 93 тыс. человек[154].

Морская минная блокада

С 1942 по 1944 год Балтийский флот оказался запертым в пределах Невской губы. Его боевым операциям препятствовало минное поле, где ещё до объявления войны немцы скрытно выставили 1060 якорных контактных и 160 донных неконтактных мин, в том числе к северо-западу от острова Найссаар, а через месяц их стало в 10 раз больше (порядка 10 000 мин)[155][156]. Действию подводных лодок препятствовали также минированные противолодочные сети. После того, как в них погибло несколько лодок, их операции также были прекращены, вследствие чего флотом производились операции на морских и озерных коммуникациях противника преимущественно силами подводных лодок, торпедных катеров, авиации.

После полного снятия блокады Ленинграда стало возможным траление мин в Финском заливе, где, по условию перемирия с Финляндией, участвовали и финские тральщики. С января 1944 года был поставлен курс на очистку Большого Корабельного фарватера, тогда основного выхода в Балтийское море.

5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознамённого Балтийского флота выпустил Извещение мореплавателям № 286, в котором сообщалось об открытии плавания в светлое время суток по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин — Хельсинки, который к тому времени уже был очищен от мин и имел выход в Балтийское море. Законом Санкт-Петербурга «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге», статья 2 в редакции Закона от 24 января 2007 года, обнародован 5 февраля 2007 года № 27-8, этот день объявлен официальным памятным днем и известен как День прорыва морской минной блокады Ленинграда (впервые отмечался 5 июня 2008 года)[157][158]. Боевое траление на этом не завершилось и продолжилось до 1957 года, а все воды Эстонии стали открытыми для плавания и рыболовства только в 1963 году[156].

Эвакуация [

Памятная доска, посвящённая морякам, погибшим при прорыве из Таллина в Кронштадт в 1941 году

Флотом проводилась эвакуация баз и изолированных группировок советских войск. В частности — эвакуация из Таллина в Кронштадт 28-30 августа, из Ханко в Кронштадт и Ленинград 26 октября — 2 декабря, из района сев.-зап. побережья Ладожского озера в Шлиссельбург и Осиновец 15—27 июля, с о. Валаам в Осиновец 17—20 сентября, из Приморска в Кронштадт 1—2 сентября 1941 года, с островов Бьеркского архипелага в Кронштадт 1 ноября, с островов Гогланд, Большой Тютерс и др. 29 октября — 6 ноября 1941 года. Это позволило сохранить личный состав — до 170 тысяч человек[159] — и часть военной техники, частично вывезти гражданское население, усилить войска, оборонявшие Ленинград. Из-за неподготовленности плана эвакуации, ошибок в определении маршрутов следования конвоев, отсутствия прикрытия с воздуха и предварительного траления, вследствие действия авиации противника и гибели судов на своих и немецких минных полях имелись тяжёлые потери[160].

Десантные операции

Во время битвы за город проводились десантные операции, часть из которых закончились трагически, например Петергофский десант, Стрельнинский десант. В 1941 году КБФ и Ладожской флотилией было высажено 15 десантов, в 1942 — 2, в 1944 — 15[160]. Из попыток предотвращения десантных операций противника наиболее известны уничтожение немецко-финской флотилии и отражение десанта в ходе боя за о. Сухо в Ладожском озере 22 октября 1942 года.

Память

За заслуги в ходе обороны Ленинграда и Великой Отечественной войне в целом 66 соединений, кораблей и частей КБФ и Ладожской флотилии были удостоены правительственных наград и отличий в ходе войны. В то же время безвозвратные потери личного состава КБФ в ходе войны составили 55 890 человек, из которых основная часть приходится на период обороны Ленинграда.

Морякам-артиллеристам, защищавшим «Дорогу Жизни» на острове Сухо, 1-2 августа 1969 года комсомольцами Смольнинского РК ВЛКСМ была установлена мемориальная доска с текстом из записей командира обороны.

    … 4 час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов…

командир обороны, старший лейтенант И. К. Гусев, 22 октября 1942 года    

Морякам-тральщикам

Памятник на Елагином островена месте базирования во время войны дивизиона тральщиков

Потери тральщиков за годы ВОВ: подорвались на минах — 35, торпедированы подводными лодками — 5, от авиабомб — 4, от артогня — 9. Всего — 53 тральщика. Для увековечивания памяти погибших кораблей моряками бригады траления БФ были изготовлены памятные доски и установлены в Минной гавани Таллина на постаменте памятника. Перед уходом кораблей из Минной гавани в 1994 году доски были сняты и перевезены в собор Александра Невского[156].

9 мая 1990 года в ЦПКиО им. С. М. Кирова была открыта памятная стела, установленная на месте базирования в годы блокады 8-го дивизиона катерных тральщиков Балтийского флота. В этом месте каждое 9 мая (с 2006 года ещё и каждое 5 июня) встречаются ветераны-тральщики и с катера опускают в воды Средней Невки венок памяти павших[157].

На этом месте в 1942—1944 годах базировался 8-й дивизион катеров-тральщиков дважды Краснознамённого Балтийского Флота, мужественно защищавший город Ленина

— Надпись на стеле.

2 июня 2006 года в Санкт-Петербургском военно-морском институте — Морском корпусе Петра Великого — состоялось торжественное собрание, посвящённое 60-летию прорыва морской минной блокады. На собрании присутствовали курсанты, офицеры, преподаватели института и ветераны боевого траления 1941—1957 годов[157].

5 июня 2006 года в Финском заливе, меридиан маяка острова Мощный (бывший Лавенсаари), приказом командующего Балтийским флотом был объявлен памятным местом «славных побед и гибели кораблей Балтийского флота». При пересечении этого меридиана российские военные корабли в соответствии с Корабельным уставом отдают воинские почести «в память о тральщиках Балтийского флота и их экипажах, погибших при тралении минных заграждений в 1941—1957 годах»[157].

В ноябре 2006 года во внутреннем дворе Морского корпуса Петра Великого была установлена мраморная табличка «СЛАВА МИНЁРАМ ФЛОТА РОССИИ»[157].

5 июня 2008 года на пристани на Средней Невке в ЦПКиО им. С. М. Кирова была открыта памятная доска на стеле «Морякам тральщикам»[158].

5 июня памятная дата День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

В этот день в 1946 году катера 8 ДКТЩ вместе с другими тральщиками КБФ закончили очистку от мин Большого корабельного фарватера, открыв прямой путь из Балтики в Ленинград.

— Надпись на памятной доске, установленной на стелле.

Память

Даты

8 сентября 1941 года — День начала блокады.

18 января 1943 года — День прорыва блокады.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады.

5 июня 1946 года — День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Блокадные награды и памятные знаки

На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес. По периметру надпись «За оборону Ленинграда». На оборотной стороне медали изображены серп и молот. Под ними текст заглавным шрифтом: «За нашу Советскую Родину». На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди награждённых ею — 15 тысяч детей и подростков.

Памятный знак «Жителю блокадного Ленинграда» учреждён решением Ленгорисполкома «Об учреждении знака «Жителю блокадного Ленинграда» № 5 от 23 января 1989 года. На лицевой стороне — изображение разорванного кольца на фоне Главного Адмиралтейства, язык пламени, лавровая ветвь и надпись «900 дней — 900 ночей»; на оборотной — серп и молот и надпись «Жителю блокадного Ленинграда». По состоянию на 2006 год в России проживало 217 тысяч человек, которым вручён знак «Жителю блокадного Ленинграда». Надо отметить, что памятный знак и статус жителя блокадного Ленинграда получены не всеми родившимися в блокаду, поскольку упомянутое решение ограничивает четырьмя месяцами срок нахождения в блокадном городе, необходимый для их получения.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 799 от 16 октября 2013 года «О награде Санкт-Петербурга — памятном знаке «В честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»выпущен одноимённый памятный знак. Как и в случае со знаком «Жителю блокадного Ленинграда», его, равно как и выплаты, не получили граждане, жившие в блокаде менее четырёх месяцев.

Памятники обороны Ленинграда

Обелиск Городу-герою
на пл. Восстания

Вечный Огонь

Пискарёвское мемориальное кладбище

Обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы

Мемориальная трасса «Ржевский коридор»

Мемориал «Журавли»

Памятник «Разорванное кольцо»

Памятник регулировщице. На Дороге жизни.

Памятник детям блокады (открыт 8 сентября 2010 в Санкт-Петербурге, в сквере на Наличной улице, д. 55; авторы: Галина Додонова и Владимир Реппо. Памятник представляет собой фигуру девочки в шали и стелу символизирующую окна блокадного Ленинграда)[161].

Стела. Героической обороне Ораниенбаумского плацдарма (1961 год; 32-й км Петергофского шоссе).

Стела. Героической обороне города в зоне Петергофского шоссе (1944 год; 16-й км Петергофского шоссе, Сосновая Поляна).

Скульптура «Скорбящая мать». Памяти освободителей Красного Села (1980 год; Красное Село, пр. Ленина, д. 81, сквер).

Памятник-пушка 76-мм (1960-е годы; Красное Село, пр. Ленина, д. 112, парк).

Пилоны. Героической обороне города в зоне Киевского шоссе (1944 год; 21-й км, Киевское шоссе).

Памятник. Героям 76-го и 77-го истребительных батальонов (1969 год; Пушкин, Александровский парк).

Обелиск. Героической обороне города в зоне Московского шоссе (1957 год).

Кировский район

Памятник маршалу Говорову (площадь Стачек).

Барельеф в честь погибших кировцев — жителей блокадного Ленинграда (ул. Маршала Говорова, д. 29).

Передний край обороны Ленинграда (пр. Народного Ополчения — у железнодорожной станции Лигово).

Воинское захоронение «Красненькое кладбище» (пр. Стачек, д. 100).

Воинское захоронение «Южное» (Краснопутиловская ул., д. 44).

Воинское захоронение «Дачное» (пр. Народного Ополчения, д. 143—145).

Мемориал «Блокадный трамвай» (угол пр. Стачек и Автомобильной ул. рядом с ДОТом и танком КВ-85).

Памятник «Погибшим канонерцам» (Канонерский остров, д. 19).

Памятник Героям — морякам-балтийцам (Межевой канал, д. 5).

Обелиск защитникам Ленинграда (угол пр. Стачек и пр. Маршала Жукова)[162].

Надпись на стене: Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна на доме № 6 корпус 2 по улице Калинина.

Памятник «Танк-победитель» в Автове.

Трамвай типа МС, установленный в честь столетия Петербургского трамвая.

Надпись на стене: «Граждане!
При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна»

Вход в музей (лето 2007)

Музей блокады

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда — был, по сути, репрессирован в 1952 году в ходе Ленинградского дела. Возобновлён в 1989 году.

Защитникам Ленинграда

Зелёный пояс Славы

Зелёный пояс Славы. Мемориал «Невский пятачок»

 

Зелёный пояс Славы. Цветок Жизни

 

Зелёный пояс Славы. Невский порог. Обелиск на Ивановском пятачке

Жителям осаждённого города

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна

Памятный знак «Блокадный репродуктор» на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, д. 54/3

Следы от немецких артиллерийских снарядов

Храм в память о днях блокады

Мемориальная доска на доме 6 по пр. Непокорённых, где находился колодец, из которого черпали воду жители блокадного города

Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга имеет большую коллекцию блокадных пассажирских и грузовых трамваев.

Блокадная подстанция на Фонтанке. На здании расположена мемориальная доска «Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941—1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая». Здание готовится к сносу[163].

Памятник блокадной колюшке[164] Санкт-Петербург, Кронштадтский район

Знак «Блокадная прорубь», набережная реки Фонтанки, 21

Памятный знак «Блокадной парикмахерской» на стене дома 54/3 по Невскому проспекту

Мероприятия

В январе 2009 года в Санкт-Петербурге прошла акция «Ленточка Ленинградской Победы», приуроченная к 65-й годовщине окончательного снятия блокады Ленинграда[165].

27 января 2009 года в Санкт-Петербурге прошла акция «Свеча памяти», в ознаменование 65-й годовщины полного снятия Блокады Ленинграда. В 19:00 горожанам предлагалось выключить в своей квартире свет и зажечь в окне свечу в память всех жителей и защитников блокадного Ленинграда. Городские службы зажгли факелы на Ростральных колоннах стрелки Васильевского острова, издалека выглядевшие как гигантские свечи. Кроме того, в 19:00 все FM-радиостанции Санкт-Петербурга передавали сигнал метронома, также 60 ударов метронома прозвучали по городской системе оповещения МЧС и по радиотрансляционной сети[166].

Трамвайные памятные рейсы проводятся регулярно 15 апреля (в честь пуска пассажирского трамвая 15 апреля 1942 года[167][168]), а также в иные даты, связанные с блокадой. Последний раз блокадные трамваи вышли 8 марта 2011 года в честь пуска грузового трамвая в осаждённом городе[169].

 

«В память тысяч погибших, жертв блокады и защитников города, сожжёных в печах стоявшего здесь кирпичного завода»

Мемориальная доска на здании подстанции на Фонтанке, 3а, давшей напряжение возрождённому трамваю весной 1942 года

 

Ивановский пятачок, часть Зелёного пояса Славы. Обелиск в городе Отрадное Ленинградской области

 

Историография

Некоторые[ какие? ] современные немецкие историки считают блокаду военным преступлением вермахта и его союзных армий. Другие видят осаду как «обычный и неоспоримый метод ведения войны», третьи рассматривают эти события как символ провала блицкрига, конфликта между вермахтом и национал-социалистами и т. д..

 

8 сентября немецкие войска взяли Шлиссельбург. Таким образом, Ленинград оказался в положении блокады с суши. В тылу у немецких войск на западе остался наш плацдарм в районе Ораниенбаума, между Петергофом и Сосновым Бором, который немцам так и не удалось взять. До апреля 1942 года продержался на левом берегу Невы и «Невский пятачок» – территория протяженностью в 3 километра и глубиной в 2 километра. Оборона «пятачка» обошлась нам очень дорого. Здесь погибло 200 тыс. наших воинов – почти две армии. 7‑я армия в конце августа – начале сентября вела бои на северо-востоке Ленинградской области и медленно отступала.

39-й корпус генерала Шмидта прорвал наш фронт, взял Тихвин и подошел к Волхову. Однако в начале декабря наши войска отбили Тихвин и сорвали попытку фашистских войск окружить Ленинград еще одним кольцом. После ряда попыток прорвать оборону Ленинграда, потеряв огромное количество людей, Гитлер отказался от штурма города и решил взять его блокадой, артиллерийским обстрелом и воздушными бомбардировками, считая, что город не сможет удержаться. «Ленинград выжрет себя сам», – заявил Гитлер. Во внутреннем кольце блокады Ленинград обороняли несколько наших армий, Балтийский флот со своей морской пехотой. Корабли Балтийского флота располагались у пристаней и пирсов Кронштадта и Ораниенбаума (ныне Ломоносов) на якоре у берегов острова Котлин. В обороне восточной части Ленинградского фронта вместе с войсками участвовала Ладожская военная флотилия.

Известно, что был приказ Сталина заминировать заводы и корабли Балтийского флота. В Ленинград был послан Г. К. Жуков, чтобы в случае, если не удастся удержать город, взорвать, что возможно, и, прорвав в узком месте брешь, вывести войска из окружения. В случае сдачи города спасение его жителей Сталиным не предусматривалось.

Г. К. Жуков с 11 сентября возглавил войска, оборонявшие город, и сдачи города не произошло.

Уже с первых дней войны над Ленинградом поднялись аэростаты и было введено круглосуточное дежурство на многих зданиях. К концу июля над Смольным и прилегающими к нему кварталами натянули маскировочную сеть; покрыли брезентовыми чехлами Адмиралтейскую иглу и шпиль Петропавловского собора, замаскировали ряд зданий и сооружений.

Памятники либо сняли и укрыли или закопали, либо замаскировали. В мощных подземных каменных галереях Исаакиевского собора укрыли 117 тыс. ценных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов-музеев Петергофа, Пушкина, Павловска, Гатчины, из Летнего дворца Петра. Многие ценности Эрмитажа были переведены в его подземные анфилады.

Начиная с 4 сентября, Ленинград подвергался направленному артиллерийскому обстрелу из крупных орудий, установленных у Вороньей Горы, в Стрельне, Пушкине и Лигове.

8 сентября вражеские самолеты нанесли по городу массированный удар, и с этого дня налеты фашистской авиации стали постоянными.

Еще в июне 1941 года началась эвакуация из Ленинграда женщин, детей и стариков. Она была организована плохо. Детей вывозили дважды. В июне – начале июля 250 тыс. детей было направлено на юг Ленинградской области, так как ожидалось наступление с запада и с севера. Но уже в середине июля, после того как немецкие войска вторглись в Ленинградскую область с юга, детей пришлось реэвакуировать обратно вместе с отступающими к Ленинграду частями Красной Армии. Несколько эшелонов с детьми фашисты разбомбили.

До установления блокады связи Ленинграда со страной осуществлялись в основном по железной дороге, ведущей на восток к Вологде, Вятке и Перми. По ней вывозилось из города демонтируемое оборудование заводов, по ней шла эвакуация и людей, доставлялись в Ленинград продовольствие и боеприпасы.

28 августа 1941 года через станцию Мга проскочили последние эшелоны с эвакуированными. В тот же день станция Мга была взята немцами и железнодорожная связь города со страной была прервана. На станциях Сортировочная и Рыбацкое скопились десятки подготовленных и ожидавших отправки эшелонов. Всего с конца июня по 29 августа из Ленинграда ушло 282 эшелона, которыми было вывезено 488 тыс. коренных жителей города (из 3,2 миллионов). Эвакуация была медленной, и из города не успели вывезти сотни тысяч женщин с детьми, которых следовало бы эвакуировать. (Всего к началу блокады Ленинграда после проведенной эвакуации в городе насчитывалось около 2,5 млн человек коренного населения и несколько сотен тысяч беженцев из Прибалтики.)

После взятия фашистами Шлиссельбурга эвакуация женщин и детей продолжалась по железной и автомобильной дорогам, ведущим от Ленинграда к Ладожскому озеру и по Ладожскому озеру. Осенью по озеру ходили суда, но с ноября с началом ледостава в южной части Ладожского озера была проложена ледовая трасса. Она прошла через Ваганово и Осиновец в Коккарево и далее по льду до Кобоны на южном берегу озера, к которой от основной железнодорожной трассы были построены подъездные пути.

Ледовая дорога была открыта 23 ноября 1941 года, когда по ней пошли первые грузовики с эвакуированными из Ленинграда и обратно – с грузами для города. Грузовики шли ночью со скоростью 10 километров в час под артиллерийским обстрелом, нередко попадали в полыньи, пробитые бомбами и снарядами, и многие из них не достигали берега. Трассу прикрывали корабли Ладожской военной флотилии, полки истребительной авиации и зенитные батареи. Ледовая трасса действовала до 24 апреля 1942 года, и за это время по ней из города было эвакуировано полмиллиона человек. (По трассе были также депортированы из Ленинграда 30 тысяч этнических немцев и финнов.)

К блокаде город оказался не подготовленным, в первую очередь, в отношении снабжения оставшихся в Ленинграде двух миллионов населения. К началу войны в Ленинграде не было необходимых продовольственных запасов. К 6 сентября, за два дня до пожара Бадаевских продовольственных складов, в городе оставалось муки всего на две недели. Бадаевские склады не были надежно защищены, и в понедельник 8 сентября 1941 года в результате бомбардировки они сгорели. В первые два месяца войны ленинградцы получали ежедневно по 800 граммов хлеба на рабочего и по 400 граммов на служащих и иждивенцев. Второго сентября хлебная норма была сокращена для рабочих до 600 граммов, а с 12 сентября до 400 граммов, служащие и иждивенцы получали вдвое меньше.

В октябре норма выдачи хлеба дважды сокращалась, и в ноябре она составляла 250 граммов для рабочих и 125 граммов для остальных. Резко сократилась и выдача населению других продуктов. У подавляющей части населения продовольственных запасов не было, и голодавшие люди ели все, что до сих пор считалось несъедобным (жмыхи для скота и дуранду, которые доставали в пригородном совхозе, и даже клей).

Зима 1941/42 года была очень холодной. Морозы превышали 30 градусов. Запасов топлива в городе не было. Центральное отопление не работало. Дров не привозили, и на топливо стали разбирать деревянные строения. Керосин перестали выдавать уже в октябре. В домах было холодно. Холод и голод сопровождались непрерывной бомбардировкой и артиллерийским обстрелом. Ежедневно Ленинград бомбило до 300 самолетов, которые сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы. Над городом полыхало пламя пожаров. Из-за отсутствия топлива с декабря перестала давать ток электростанция, не работали водопровод и канализация. Воду брали из Невы и каналов. Остановились трамваи. Улицы не убирались и покрылись льдом и снегом.

Первые смерти жителей блокадного Ленинграда от голода, холода, обстрела и бомбардировок были уже в ноябре. Зимой 1941/42 года смертность стала массовой. Мертвых свозили на Пискаревское, Серафимовское и другие кладбища на санках, сами делали гробы из заборных досок и фанерных ящиков, сами рыли могилы. Только на Пискаревском кладбище за зиму 1941/42 года было захоронено свыше 470 тыс. человек. С декабря по февраль 1942 года сюда ежедневно привозилось 5–10 тыс. трупов. Всего умерло от голода за зиму 1941/42 года почти миллион человек.

Продовольственное снабжение населения города было бы еще хуже, если бы не Ладожская ледовая дорога, прозванная Дорогой жизни.

В конце декабря 1941 года, когда по дороге пошло продовольствие, норму выдачи хлеба рабочим повысили до 350 граммов, с 24 января 1942 года – до 400 граммов, а с 11 февраля – до 550 граммов. Немного увеличилась выдача и других продуктов. За зиму 1941/42 года по Ледовой дороге было доставлено в Ленинград 350 тыс. тонн продовольствия. В марте 1942 года в Ленинград пробился через оккупированную территорию обоз из 233 подвод с продовольствием, отправленный партизанами, которые действовали в южных районах Ленинградской области. Он, конечно, не решал продовольственного положения города, но имел большое моральное значение.

Весной 1942 года в Ленинграде развернулась работа по подготовке к посадке жителями картофеля и овощей. На заводах, в городских садах и скверах, во дворах, на пустырях ленинградцам были выделены участки из расчета 100 кв. метров на человека. Все, что можно было распахать, в апреле–мае 1942 года было распахано, даже боковые откосы Обводного канала. Семена доставлялись самолетами и распределялись среди населения. Когда появилась свежая трава и первые листья на деревьях, была организована разъяснительная работа среди блокадников, как использовать эту зелень в питании. Осенью 1942 года совхозы и подсобные хозяйства города и прилегающих районов собрали 36 тыс. тонн овощей и картофеля. На индивидуальных огородах было собрано около 15 тысяч тонн.

В тяжелейших условиях блокады не прерывалась работа предприятий, научно-исследовательских учреждений, школ, больниц и вузов. На предприятиях в холодных цехах рабочие, из которых 96% составляли женщины, работали в две смены по 12 часов, изготовляли мины, снаряды и другие боевые средства, ремонтировали оружия и орудия, другую военную технику.

Весной 1942 года, когда прошли морозы и улучшилось продовольственное обеспечение, люди вышли на очистку улиц. В середине апреля начал ходить трамвай, а с мая по Ладожскому озеру пошли суда. Не прерывалась в блокаду и культурная жизнь в городе.

Во второй половине августа 1941 года, когда фашистские войска подошли к ближним подступам города, было эвакуировано большинство учреждений искусств (Кировский и Малый оперный театры, Драматические театры имени Горького и Пушкина, Консерватория, Капелла и др.). Но ряд театров и часть актеров остались в городе. Зимой 1941/42 года работали театры Комедии и Ленинского комсомола. Из оставшихся в Ленинграде актеров был создан театр под руководством А. П. Нелидова, ставились спектакли, давались концерты. В городских театрах всю блокаду работали артисты: Б. А. Горянинов, О. И. Преображенская, С. И. Мигай, В. А. Мичурина-Самойлова и многие другие. В январе 1942 года была устроена выставка картин ленинградских художников.

В сентябре по радио выступил Д. Д. Шостакович и сообщил об окончании им второй части Седьмой симфонии. Во время блокады она была исполнена в Филармонии и передавалась по радио. В Ленинграде радио работало непрерывно. Во время блокады при приближении к городу вражеских самолетов или начале артиллерийского обстрела по радио подавались сигналы. За 900 дней блокады было подано 649 сигналов «воздушная тревога» и 3091 оповещение об артиллерийских обстрелах, соответственно, 3740 сигналов об отбое. Сигнал в виде текста объявления тревоги и воющие звуки сирены передавались через городские электросистемы и уличные громкоговорители. После объявления тревоги включали метроном, отбивавший 150–160 тактов в минуту.

Во время блокады наши воинские части, располагавшиеся в кольце и за его пределами, вели непрерывные бои с вражескими войсками.

Операция «Искра»:

За 27 месяцев немцы укрепили свою оборону, но 14–15 января 1944 года наши войска развернули наступление одновременно от Копорского залива до озера Ильмень, от Ораниенбаума и Пулкова на Ропшу. 19 января 1944 года была ликвидирована группировка вражеских войск в районе Стрельны и Петергофа, 20 января взят Новгород, а в конце января – Кингисепп. В феврале 1944 года немецкие войска к югу и западу от Ленинграда были отброшены на расстояние 200 километров от города.

10 июня 1944 года войска Ленинградского фронта при поддержке Балтийского флота перешли в наступление на Выборгском направлении против 3-го и 4-го финских армейских корпусов, 17 июня прорвали финскую полосу обороны, 20 июня освободили Выборг, а затем продвинулись северо-западнее Выборга и захватили плацдарм по северному берегу реки Вуоксы. Обеспечив безопасность Ленинграда на Карельском перешейке, советские войска при поддержке Ладожской военной флотилии начали Свирско-Петрозаводскую наступательную операцию против группировок финских войск на юге Карелии. 25 июня был освобожден Олонец и 28 июня – Петрозаводск, а 9 августа успешно завершена вся операция.

Освобождение северных частей Ленинградской области и Карелии ускорило выход Финляндии из войны и сняло угрозу Ленинграду с севера. Ленинградская битва продолжалась 37 месяцев, с 10 июня 1941 года по 9 августа 1944 года; вместившая героическую 900-дневную оборону Ленинграда, она имела огромное политическое и военное значение и сыграла важнейшую роль в победе нашего народа над фашизмом.

Война нанесла Ленинграду громадный урон. Свыше 1,2 млн. человек погибло от голода, холода, бомбардировок и артиллерийского обстрела. По городу за время войны было выпущено 148 тыс. снарядов, сброшено 103 тыс. зажигательных и 4,6 тыс. фугасных бомб. Разрушено 800 промышленных предприятий и 3174 здания, повреждено 7,1 тыс. зданий и сооружений. Город потерял третью часть всего жилого фонда. Пострадали многие памятники истории и архитектуры в городе и особенно в пригородах – Петергофе, Царском Селе, Павловске.

Уже через два месяца после освобождения Ленинграда от блокады в городе начались восстановительные работы. На 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось 560 тысяч жителей – одна шестая часть его довоенного населения. Сразу после прорыва блокады в город стали возвращаться эвакуированные ленинградцы. К концу войны численность населения Ленинграда уже превысила миллион человек.

В конце 1944 года в город стали возвращаться многие промышленные предприятия, вузы, научно-исследовательские учреждения, театры.

 

Блокада Ленинграда: 900 дней блокады Ленинграда Одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны считается блокада Ленинграда. История сохранила множество фактов, свидетельствующих об этом ужасном испытании в жизни города на Неве. Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков почти 900 дней (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.). Из двух с половиной миллионов жителей, проживающих в северной столице перед началом войны, за время блокады только от голода умерло более 600 000 человек, ещё несколько десятков тысяч горожан погибло от бомбёжек. Несмотря на катастрофическую нехватку продовольствия, сильные морозы, отсутствие тепла и электричества, ленинградцы мужественно выстояли перед фашистским натиском и не отдали врагу свой город. О блокадном городе сквозь десятилетия В 2014 году в России отмечалось 70-летие блокады Ленинграда. Сегодня, как и несколько десятилетий тому назад, русский народ высоко чтит подвиг жителей города на Неве. О блокадном Ленинграде написано большое количество книг, снято множество документальных и художественных фильмов. Про героическую оборону города рассказывают школьникам и студентам. Чтобы лучше представить себе положение людей, оказавшихся в окружённом фашистскими войсками Ленинграде, предлагаем вам ознакомиться с событиями, связанными с его осаждением. Блокада Ленинграда: интересные факты о значении города для захватчиков Для захвата советских земель у гитлеровцев был разработан план Барбаросса. В соответствии с ним фашисты планировали за несколько месяцев завоевать европейскую часть СССР. Городу на Неве в процессе оккупации Советского Союза отводилась важная роль, ведь Гитлер считал, что если Москва - это сердце страны, то Ленинград - его душа. Фюрер был уверен, что как только северная столица падёт под натиском немецко-фашистских войск, боевой дух огромного государства ослабнет, и после этого его с лёгкостью можно будет завоевать. Несмотря на сопротивление наших войск, гитлеровцам удалось значительно продвинуться вглубь страны и окружить город на Неве со всех сторон. 8 сентября 1941 года вошло в историю как первый день блокады Ленинграда. Именно тогда все сухопутные пути из города были перерезаны, и он оказался в окружении врага. Ежедневно Ленинград подвергался артиллерийским обстрелам, однако

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...