Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Указ о престолонаследии 1722 г.

Указ о престолонаследии был издан из-за отсутствия у императора Петра I естественного и устраивающего его наследника. После отстранения от престолонаследия царевича Алексея (см. прим. 3) новым наследником был объявлен его младший брат Пётр Петрович (1715-1719), вскоре умерший. Другие сыновья Петра Великого также умерли в младенчестве или раннем детстве. Император не желал передавать престол внуку Петру Алексеевичу и 5 февраля 1722 г. утвердил указ о праве императора назначать себе преемника.

Эта реформа оказалась весьма неудачной по двум причинам. Во-первых, она противоречила христианской идее монархии, согласно которой монарх получает престол от бога, а не от человека. Во-вторых, не указывался способ определения наследника в случае отсутствия распоряжения об его назначении. Поэтому указ о престолонаследии оказался одной из причин дворцовых переворотов и фактического подчинения монархии дворянству в XVIII в. Указ был отменён императором Павлом в 1797 г.

Мы, Петр Первый[1], император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая.

 

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою[2] злостию надмен был сын наш Алексей[3], и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был[4], и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословение тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич[5], и поистинне великий не словом, но делом; ибо оный, разсыпанное разделением детей Владимировых[6] наше отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги[7] видеть возможно), а именно, в лето 7006 февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича[8], и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном[9], а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича[10] и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать[11]. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства[12]. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет[13].

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т.VI. СПб., 1830. С. 496-497

 

[1] Пётр I Великий (1672-1725) – царь (с 1682) и император всероссийский (с 1721).[2] Авессалом – библейский персонаж, сын царя Давида, восставший против отца.[3] Алексей Петрович (1690-1718) – царевич, старший сын Петра I, отец императора Петра II. Имел плохие отношения с отцом (возможно, из-за ссылки Петром в 1698 матери Алексей Евдокии Лопухиной в монастырь). Заявлял, что после воцарения отменит петровские реформы. Получив от царя ультиматум с требованием «отменить свой нрав» (Анисимов Е.В. Петр Великий. СПБ., 1909. С. 409) или постричься в монахи, в 1716 бежал в Австрийские владения. Под влиянием угроз и посулов (в т.ч. обещания Петра I о прощении) в 1718 вернулся в Россию. Был лишён прав на престол и прощён при условии признания всех своих проступков. Не рассказал о переговорах с австрийским правительством о предоставлении армии для захвата престола. На этом основании был обвинён в измене и приговорён «Генеральным судилищем» из высших сановников к смертной казни. Погиб в заключении (по одной версии от пыток, по другой был убит по приказу Петра I).[4] В 1715 родился великий князь Пётр Алексеевич (будущий Пётр II), но император очевидно не считал сына ненавистного цпревича своим родственником.[5] Имеется в виду Иван III Великий (1440-1505) – русский князь, старший из переживших отца сыновей московского и владимирского великого князя Василия II Тёмного. При жизни отца считался его соправителем, а также княжил в Переяславле-Залесском. С 1462 великий князь московский и владимирский (всей Руси). В его княжение в основном завершилось объединение Владимирской Руси вокруг Москвы. В частности, к московским владениям были присоединены Ярославское, Дмитровское, Ростовское, Вологодское, Верейское, Тверское, Угличское княжества, Новгородская и Вятская земли, было свергнуто татарское иго (1480), отвоёваны у Литвы Вязьма, Черниговская и Новгород-Северская земли. Монархическая власть приобрела деспотический характер. В частности, Иван III проводил массовые конфискации имущества подданных, их принудительные переселения, казнил и бросал пожизненно в тюрьму без суда своих бояр и близких родственников и т.п. В 1497 двуглавый орёл стал гербом Руси. [6] Имеется в виду Владимир Святославович (ок. 960 – 1015) – русский князь, один из младших сыновей киевского великого князя Святослава Игоревича. В 970-980 (978) княжил в Новгороде, в результате победы над старшим братом Ярополком с 980 (или 978) г. был киевским великим князем. Объявил христианство государственной религией Руси. Провёл ряд успешных войн, в частности, покорил племена вятичей, радимичей, ятвягов, начал чеканку монеты и каменное строительство.[7] Степенная книга – работа по истории России, составленная в 1560-е гг. под руководством митрополита Макария священником Андреем (будущим митрополитом Афанасием). Направлена на прославление монархии и московских князей. В частности, в ней впервые приводится утверждение о происхождении Рюриковичей от мифического Пруса, брата римского императора Октавиана Августа.[8] Дмитрий Внук (1483-1509) – русский князь, сын великого князя Ивана Ивановича Молодого, старшего сына Ивана III. После смерти отца (1490) считался наследником деда, в 1498-1502 его соправитель. Из-за интриг второй жены Ивана Софьи Палеолог и их сына (будущего Василия III) попал в опалу, был арестован, в 1505 (после вокняжения Василия) был закован в кандалы. Умер в тюрьме.[9] Симон (ум. в 1512) – церковный деятель, игумен Троице-Сергиева монастыря (1490-1495), московский митрополит (1495-1511). Добился окончательного осуждения ереси «жидовствующих», возражал против секуляризации церковных земель. Сложил полномочия из-за конфликта с Иосифом Волоцким.[10] Василий III (1479-1533) – русский князь, второй сын великого князя всей Руси Ивана III. При жизни отца добился отстранения от престолонаследия своего племянника великого князя Дмитрия Ивановича. В 1499-1502 гг. титулярный великий князь новгородский и псковский, в 1502-1505 великий князь московский и владимирский (соправитель отца), с 1505 великий князь всей Руси. Завершил объединение Северной и Восточной Руси вокруг Москвы, присоединив Псковскую землю, Рязанское, Стародубское и Новгород-Северское княжества. Отвоевал у Литвы Смоленскую землю. Управлял страной деспотически, проводил репрессии (казни и ссылки) без суда, а также произвольные конфискации земель.[11] Феофан Прокопович. Правда воли монаршей.[12] Имеется в виду указ о единонаследии, который уравнял поместья и вотчины, а также запретил делить дворянские имения между наследниками и предписывал передавать их одному из сыновей по выбору отца. Запрет на деление был отменён в 1730.[13] Далее следует текст клятвы о подчинении Уставу.

Указ о престолонаследии, содержащий Указ «О наследии престола», был подписан императором Петром I 5 (16) февраля 1722 года. Указ отменял древний обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Устав действовал со дня подписания указа по 25 июля (5) августа 1727 года и с 17 (28) декабря 1731 года по 4 (15) апреля 1797 года.

Указ явился следствием борьбы Петра I с сыном царевичем Алексеем (вокруг которого группировалась оппозиция). После гибели Алексея в 1718 году Пётр не собирался передавать власть внуку Петру Алексеевичу, опасаясь прихода к власти партии противников реформ, а собрался решать этот вопрос в духе абсолютизма. Пётр ссылался на прецеденты прошлого (назначение Иваном III в наследники сначала Дмитрия Внука, а затем Василия III) и собственный Указ о единонаследии 1714 г. С идеологическим обоснованием такого престолонаследия выступил Феофан Прокопович («Правда воли монаршей»).

Титульный лист трактата Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей» (1722)

С указом Петра связана атмосфера борьбы за престол и дворцовых переворотов, характеризующая русский XVIII век. При этом после смерти Петра его авторитет долгое время был необычайно велик, да и сами претенденты не спешили отменять указ, с помощью которого они сами пришли к власти и на который рассчитывали в дальнейшем. Кроме того, не все российские императоры воспользовались указом Петра и назначили себе наследника. Сам Пётр не успел этого сделать, и после его смерти императрицей была провозглашена его вдова Екатерина I, опиравшаяся на одну из придворных олигархических группировок. Екатерина I своим завещанием назначила преемником великого князя Петра Алексеевича и достаточно подробно обозначила дальнейший порядок престолонаследия (1727). При Петре II, сыне Алексея, экземпляры указа 1722 года и «Правды воли монаршей» изымались. Пётр II скончался, также не оставив завещания, после чего Верховный тайный совет избрал императрицей Анну Иоанновну. Анна Иоанновна в 1731 году возобновила действие указа 1722 года и перед смертью определила преемником Иоанна Антоновича, также подробно описав дальнейшую линию наследования (1740). Свергнувшая Иоанна Елизавета Петровна опиралась в обосновании своих прав на престол на завещание Екатерины I. Через несколько лет наследником Елизаветы был назначен её племянник Пётр Фёдорович (Пётр III), после вступления на престол которого наследником стал его сын Павел Петрович. Однако уже вскоре после этого в результате переворота власть перешла к жене Петра III Екатерине II, ссылавшейся на «волю всех подданных», при этом наследником остался Павел, хотя Екатерина, по ряду данных, рассматривала вариант с лишением его права наследования.

Вступив на престол в 1797 году, Павел I в день коронации обнародовал Акт о престолонаследии (1797)[4], составленный им и его женой Марией Фёдоровной ещё при жизни Екатерины. Этот акт, отменявший петровский указ, был принят «дабы наследник был назначен всегда законом самим» по полусалическому наследованию (аналогично австрийской системе). Намерением Павла было исключить в будущем ситуацию отстранения от престола законных наследников и произвола. Однако новые принципы ещё долгое время не воспринимались дворянством и даже членами императорской фамилии. Так, после убийства Павла в 1801 г. его вдова Мария Фёдоровна, соавтор павловского манифеста, восклицала «Я хочу царствовать!». Манифест Александра I о вступлении на престол (позже — также манифесты о присяге Грузии и др.) содержали петровскую формулу «и его императорского величества наследнику, который назначен будет», несмотря на то, что по закону автоматическим наследником Александра был его брат Константин Павлович(который затем тайно отрёкся от этого права, что также противоречило павловскому закону). Стабильным российское престолонаследие стало только после кризиса 1825 г. и вступления на престол Николая I.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...