Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая работа

Декларация прав ребенка

Принята резолюцией №1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959 г. единогласно.

Преамбула

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное и социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство, принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, [...] принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами.

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребенку законом или другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или в социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Гуманитарная сфера и права человека / Сост. В.А.Корнилов и др. М.: Просвещение. 1992. С.9597.

Конвенция о правах ребенка

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990 г.

Преамбула

Государства-участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле, [...] признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, [...] принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, [...] согласились о нижеследующем:

Часть I

Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2.1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. [...]

Статья 6.1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. [...]

Статья 8.1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства. [...]

Статья 9.1. Государства участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. [...]

Статья 14.1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. [...]

Статья 15.1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. [...]

Статья 16. 1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от всякого вмешательства или посягательства. [...]

Статья 18.1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. [...]

Статья 19.1. Государства-участники предпринимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. [...]

Статья 20. 1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. [...]

Статья 23. 1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. [...]

Статья 24.1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся сделать все для того, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения. [...]

Статья 26.1. Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. [...]

Статья 27.1. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

2. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

3. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. [...]

Статья 28.1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школы и снижению числа учащихся, покинувших школу. [...]

Статья 31.1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. [...]

Статья 32.1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. [...]

Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Статья 34.1. Государства-участники обязуются защитить ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. [...]

Статья 35. Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

Статья 36. Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 37. Государства-участники обеспечивают, чтобы:

a) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначается за преступления, совершенное лицами моложе 18 лет.

b) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом. [...]

Статья 38. 1. Государства-участники обязуются уважать нормы международного гуманитарного права, применимые к ним в случае вооруженных конфликтов и имеющие отношение к детям, и обеспечивать их соблюдение.

2. Государства-участники принимают все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 15летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях.

3. Государства-участники воздерживаются от призыва любого лица, не достигшего 15летнего возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц, достигших 15летнего возраста, но которым еще не исполнилось 18 лет, Государства-участники стремятся отдавать предпочтение лицам более старшего возраста. [...]

Статья 39. Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление или реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Методы воспитания

Вопросы для обсуждения

1. Понятие метода и приема воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

Основные понятия

Методы воспитания – научно-обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и самовоспитания.

Действенность методов воспитания обусловлена постоянной практической опорой на психологические особенности ребенка. Ребенок реагирует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, чувств.

Метод воспитания характеризуется рядом признаков:

– каждый отельный метод есть отдельным способом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение специфических задач;

– метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики;

– методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его объективными возможностями, позволяющими решать лишь определенную часть воспитательных задач.

Воспитание обеспечивается совокупностью применения следующих методов: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, наказания, принуждения, требования, приучения и т.д.

Прием в воспитании – это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся:

• знаковые символы;

• материальные средства;

• способы коммуникации;

• мир жизнедеятельности воспитанника;

• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

• технические средства;

• культурные ценности.

Форма воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта или их системы.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

Предпринимаются некоторые попытки классифицировать методы воспитания. Приведем некоторые их них.

Классификация методов воспитания по Г.И.Щукиной:

1группа ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2 группа – направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

3 группа – использующие поощрения и наказания.

П.И.Пидкасистый предлагает другую группу методов воспитания:

1) формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

2) организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

3) оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

Б.Т.Лихачев выделяет четыре группы методов воспитания:

1) методы организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива как всеобщей формы и содержания целостности педагогического процесса;

2) методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения и взаимодействия;

3) методы детской самодеятельности;

4) методы педагогической коррекции сознания и поведения воспитанников, стимулирования их деятельности.

Эти классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.

Воспитание в семье

Вопросы для обсуждения

1. Семья как социальная среда развития личности ребенка.

2. Основные стили семейного воспитания.

Основные понятия

Семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, эмоциональной и духовной близостью. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между всеми ее членами.

Семья как малая социальная группа является относительно самостоятельным субъектом общественных отношений. С одной стороны, она отражает в себе те общественные отношения, в которые органически включена, и преломляет их в своеобразные внутригрупповые отношения. С другой стороны, на основе личных контактов между членами семьи возникает сеть эмоционально-психологических отношений. Обе системы отношений объективных, общественных и субъективных, психологических дают единую систему межличностных групповых отношений.

Семья играет основную роль в социализации личности ребенка.

Социализация — это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в индивида и в личность.

Однако более интенсивно процесс становления личности происходит в детстве, когда закладывается характер человека, на стадии наиболее интенсивного восприятия жизни. Наибольшее влияние на становление личности ребенка в детстве оказывают родители.

Стиль семейного воспитания определяется характером эмоциональных отношений родителей к ребенку и зависит от характера внутрисемейных отношений, уровня психологической общности родителей и детей и направленности воспитательного воздействия. Это целая «система» воспитания, которая подразумевает осознание целей воспитания, формулировку задач, целенаправленное применение методов и приемов, отчетливое понимание того, что можно, а что нельзя допустить в отношении ребенка.

В основе предлагаемых В.М.Минияровым стилей воспитания лежат причины сложившихся отношений в семейном воспитании, которые можно представить в виде двух групп:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей;

2) стремление родителей решать личные проблемы за счет детей.

1. Попустительский стиль воспитания. В процессе попустительского стиля семейного воспитания формируется конформный социально-педагогический тип личности.

2. Состязательный стиль семейного воспитания.

В процессе состязательного стиля семейного воспитания формируется доминирующий социально-педагогический тип личности.

3. Рассудительный стиль семейного воспитания.

В процессе рассудительного семейного воспитания формируется сензитивный социально-педагогический тип личности.

4. Предупредительный стиль семейного воспитания.

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-педагогический тип личности.

5. Контролирующий стиль семейного воспитания.

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-педагогический тип личности.

6. Сочувствующий стиль семейного воспитания.

Сочувствующий стиль семейного воспитания способствует формированию интровертивного социально-педагогического типа личности.

Практическая работа

Теория и практика воспитания родителей может строиться на разных основах. Не существует какой-то одной теории, а есть множество теоретических направлений, разных точек зрения, разных подходов, в том числе и к практическому воспитанию родителей. Некоторые из них мы и предлагаем вашему вниманию. Прочитайте и проанализируйте предлагаемые модели воспитания родителей.

 

АДЛЕРОВСКАЯ МОДЕЛЬ

Альфред Адлер известен как психолог, занимавшийся проблемами личности, одновременно ставший одним из основоположников работ по воспитанию родителей. Он разработал основные критерии воспитания родителей и семейной терапии.

Основным принципом семейного воспитания, по А.Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном поведении родителей. А.Адлер рассматривает воспитание родителей не только с точки зрения развития ребенка и семьи, но и с точки зрения общества как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние.

Философское развитие модели А.Адлера идет от идеи личности, согласно которой человек по природе существо социальное и его поведение диктуется социальными мотивами. В теории личности, разработанной

А.Адлером, подчеркивается уникальность личности и творческие свойства человеческого «Я» (его мотивов, черт характера и ценностей).

Естественно, что эти мысли и составляют ядро теории воспитания родителей, предложенной А.Адлером. В центре внимания здесь оказывается отношение ребенка к остальным членам семьи, особенно к родителям. А.Адлер писал о проблемах воспитания, но практику применения его теории разработали его ученики. Особенно большой вклад они внесли в развитие проблемы воспитания родителей.

Анализ основных положений адлеровского воспитания родителей сводится к следующему:

1) человек существо социальное, для которого важно чувство принадлежности к определенной группе людей;

2) социальные интересы людей основной мотив их деятельности;

3) поведение человека всегда имеет определенную цель; чтобы понять поведение человека и смысл его деятельности, необходимо знать преследуемые им цели;

4) каждый индивидуум сам создает свой образ жизни, ее стиль, являющийся сгустком установок, целей и верований, с помощью которых человек старается найти свое место в жизни и достичь своих целей как личность;

5) принцип равенства, провозглашенный обществом, требует равного отношения ко всем его членам;

6) сотрудничество между членами семьи невозможно без чувства ответственности, поскольку свобода тесно с нею связана;

7) человек ведет себя в соответствии со своими ожиданиями и формирует свое понимание места в семье согласно естественным и логическим результатам, связанным с этими ожиданиями.

По теории А.Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы и цели своей личной системы ценностей, в которой он как человек учится жизни.

Поскольку поведение человека преследует определенные социальные цели, то и для понимания поведения ребенка также надо знать его устремления. По Р.Дрейкурсу, плохое поведение ребенка может объясняться тем, что он пытается обратить на себя внимание, напугать, отомстить или показать собственное несовершенство. Плохое поведение ребенка чаще всего попытка достичь чувства безопасности в семье.

Принципы, лежащие в основе адлеровского воспитания и касающиеся прежде всего семейной жизни и воспитания детей, можно сформулировать так:

· семья это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;

· чувства следуют за мыслью и поведением. Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи совместными усилиями должны создавать теплые и дружеские отношения между собой;

· люди могут сотрудничать только будучи равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность;

· разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя. Только так можно достичь теплой, дружеской, основанной на уважении семейной атмосферы;

· в воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: родители должны позволить ребенку уже в раннем детстве прочувствовать последствия их действий и поведения, так как ребенок поймет, как устроен мир. Используйте естественные последствия, а не контролируйте действия детей с позиции силы.

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Эта модель воспитания подчеркивает равенство между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности, равенство, но не тождество. Здесь речь идет о том, что нужно научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста, и при этом подчеркивается, что дети не являются собственностью родителей.

Задачи воспитания родителей по адлеровской модели связаны с углублением родителями своих педагогических знаний. Упрощенно две основные задачи адлеровской модели воспитания выглядят следующим образом:

· помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления и научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;

· помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.

Действуя в этих направлениях, адлеровская теория воспитания стремится создать предпосылки для плодотворного взаимовлияния родителей и детей. При этом должны соблюдаться следующие принципы:

· невмешательство родителей в конфликты между детьми. Это приводит к их уменьшению;

· понимание каждым членом семьи того, что он сам ответственен за порядок в своей комнате и своих вещах;

· равное участие всех членов семьи в домашних делах.

Эти принципы, выработанные в процессе воспитания в духе равенства, сотрудничества и с опорой на естественные результаты, воспитывают в человеке чувство ответственности.

УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Учебно-теоретическая модель разрабатывалась многими учеными. Корни ее уходят в бихевиористскую психологию. Основной упор в модели делается на технику поведения и его формирования у ребенка.

В основе учебно-теоретической модели воспитания родителей лежат результаты экспериментальных исследований. С их помощью была сделана попытка определить, каким образом установки и поведение родителей влияют на ребенка.

Философское развитие учебно-теоретической модели. В учебно-теоретической модели воспитания родителей подчеркивается, что поведение родителей и детей заучено и изменить его можно только методом переучивания. Основное его решение заключается в учебе. Объектом особого внимания являются такие формы изменения окружающей среды, которые ведут к переучиванию ребенка, к новому его опыту. Цель воспитания родителей, таким образом, состоит в том, чтобы научить их быть «техниками поведения» или «инженерами окружающей среды».

Согласно основной идее модели, поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей, а такое изменение, соответственно, отражается и на поведении последних. Постепенно родители овладевают умением управлять факторами, влияющими на поведение членов семьи, и регулировать взаимоотношения в семье.

Исходной посылкой учебно-теоретического направления является мысль о том, что родители могут научить детей адекватному поведению в обществе. Для этого родителям необходимо лишь самим понять принципы социального обучения и применять их по отношению к детям.

С практической точки зрения учебно-теоретическая модель воспитания родителей это направление, которое стремится помочь родителям управлять собственным поведением и поведением детей и по мере необходимости изменять его.

Задачи учебно-теоретической модели

Одной из основных целей воспитания по этой модели является подготовка родителей к диагностическому расчету. Родители должны научиться оценивать поведение, в том числе и собственное, но особенно поведение детей, в трех отношениях:

· делает ли человек что-то лишнее;

· делает ли он чего-то слишком мало (недостаточно);

· не трудно ли человеку постоянно делать то, что общепринято и считается целесообразным (поддержка состояния).

Задачи учебно-теоретической модели воспитания родителей реализуются в нескольких направлениях. Прежде всего родителям прививают навыки социального наблюдения (навыки диагностики); их обучают принципам теории и применению этих принципов в воспитании детей (усвоение теории и ее практическое применение); родителей учат создавать определенную оценочную программу для более эффективного формирования или изменения поведения ребенка (вмешательство в поведение ребенка). Для этого нужно научиться ставить три вопроса:

· что происходит (определение поведения);

· что произошло перед самым взрывом (связь);

· что последует далее, к чему привело данное поведение (последствия).

Если попытаться выразить цели учебно-теоретической модели воспитания родителей коротко, то можно сказать, что они направлены на привитие родителям, а через них и их детям, социальных навыков поведения. Под термином «социальные навыки» понимают такое сформированное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействуя с социальной средой. Родители, владеющие социальными навыками, своим поведением передают их детям.

В литературе о бихевиористской теории воспитания родителей говорится о жизненных навыках, к которым и относятся социальные навыки. В семейном воспитании речь идет о навыках семейной жизни, которые необходимо усвоить всем членам семьи. Это означает овладение навыками, необходимыми для разрешения проблем управления взаимоотношениями в семье, коммуникационных проблем. Бихевиористская теория стремится к воспитанию необходимых для семейной жизни навыков взаимоотношений между родителями и детьми. Под этим прежде всего подразумеваются такие навыки, которые нужны для оценки собственного поведения или поведения других членов семьи.

МОДЕЛЬ ЧУВСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Воспитание родителей по модели Томаса Гордона распространилось во многих странах мира.

Философское развитие модели

Основу взглядов Т.Гордона по вопросам семейного воспитания составляет теория личности К.Роджерса, которая появилась в результате осмысления его клинической практики. Но если говорить еще точнее, модель семейного воспитания, разработанная Гордоном, уходит своими корнями даже не в теорию личности Роджерса, а в его терапию, способы работы с пациентом.

Взгляд К.Роджерса на человека оптимистичен. Он верит в изначальную способность человека нести добро и меняться в лучшую сторону.

Мотивом поведения человека, по его мнению, является лишь потребность самовыражения. Терапия К.Роджерса сводится к созданию условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я» идеальным и «Я» действительным.

Теория личности К.Роджерса сугубо индивидуалистична, она не опирается на какую то ни было привязанность человека к обществу, хотя немаловажное место в ней отводится взаимовлиянию индивидуума и его окружения. К.Роджерс говорит о двух потребностях, свойственных каждому человеку: о потребности позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребности самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между «Я» идеальным (представление о том, как тебя любят) и «Я» действительным (уровнем любви).

В модели Т.Гордона внимание концентрируется на коммуникационных отношениях и навыках общения. В центре ее передача чувств от человека к человеку. Поэтому модель названа моделью чувственной коммуникации.

Попытки применить теорию работы с пациентом в семейном воспитании предпринимал сам Рождерс. Он так определяет те аксиомы, на которые должна быть ориентирована работа консультанта по вопросам семьи:

· очень важна двусторонняя коммуникация, общение, в котором человек находит понимание и сам понимает партнера;

· позитивные и негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всей семьей;

· проявление истинных чувств приводит к глубокому внутреннему удовлетворению;

· самые тесные взаимоотношения между людьми могут быть построены только на основе искренних чувств и никогда на лицемерии;

· каждый член семьи это личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверяться своим чувствам и чувствам своих близких и принимать их такими, как они проявляются.

По словам К.Роджерса, по мере раскрепощения негативные чувства теряют черты агрессивности и все доброжелательнее становятся проявления остальных членов семьи. К такому развитию чувственной коммуникации и через нее к самовыражению каждого члена семьи и стремится воспитание родителей, построенное по модели Т.Гордона.

Задачи воспитания родителей по модели Т.Гордона

Согласно этой модели, родители должны усвоить три основных умения:

1) активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

2) довести до сознания ребенка собственные слова, другими словами уметь выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка;

3) использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. уметь говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

С названными навыками тесно связано и умение правильно видеть проблему, способность вместе с ребенком обсуждать вопросы чувств или взаимоотношений людей.

Т.Гордон считает, что родители должны помогать ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность за поиск решений на самого ребенка. И наоборот, если один из родителей сам испытывает какие-то трудности, он должен уметь рассказать о них ребенку, чтобы тот помог отцу или матери.

По Гордону, любая проблема решается родителями совместно с детьми. Решение проблемы происходит по следующим направлениям:

· опознается и определяется сама проблема;

· продумываются варианты ее разрешения;

· взвешивается каждый вариант;

· подыскиваются способы решения проблемы;

· производится оценка возможного успеха.

Участие ребенка в разрешении проблемы очень важно, так как это развивает его мышление, уменьшает конфликтность, позволяет родителям избежать принуждения и рождает у ребенка желание и в дальнейшем участвовать в разрешении семейных проблем и в делах семьи.

В модели воспитания, предложенной Т.Гордоном, находит отражение основной принцип роджеровской терапии: человек ответствен за свой выбор и может изменить себя. В итоге каждый член семьи ответствен за свои поступки и свой выбор. Теплая, открытая атмосфера в семье способствует свободному самовыражению ребенка, воспитывает умение самостоятельно решать жизненные проблемы.

В воспитании детей, особо подчеркивает Гордон, задача родителей состоит в том, чтобы не давать готовые рецепты на все случаи в жизни, не навязывать своих ценностей и взглядов. В противовес общепринятому мнению, считает Гордон, руководства к жизни, которые родители активно предлагают своим детям, необязательно ведут к добру, поэтому родители не должны требовать от детей неукоснительного исполнения своих наставлений.

Гордон не считает последовательность в воспитании детей важным критерием, скорее наоборот. По его мнению, искренность намного важнее, например, терпеливости, готовности к самопожертвованию или последовательности в выражении своих чувств.

МОДЕЛЬ, ОСНОВАННАЯ НА ТРАНСАКТНОМ АНАЛИЗЕ

Трансактный анализ — это психологическая теория, касающаяся взаимовлияния и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении. Основы данного направления разработал Эрик Берн, по мнению которого жизнь это борьба между двумя противоположными силами: с одной стороны, человек стремится к близости с другим человеком, но с другой стороны, психические и биологические факторы препятствуют проявлениям у взрослого человека чисто детской непосредственной близости.

Теорию трансактного анализа применяли в воспитании родителей такие ученые, как М.Джеймс и Д.Джонгвард.

Философское развитие модели

Согласно теории трансактного анализа, личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состоянием «Я», собственным состоянием. Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и одновременно реакция индивидуума на эту действительность. Человек может ощущать, оценивать действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

«Ребенок» в личности это спонтанность, творчество и интуиция. С этим связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. В развитии личности индивидуума с областью «взрослого» связано все сознательное: начиная с развития сенсорномоторного уровня восприятия и продвигаясь к формальному, абстрактному мышлению.

Положение «родителя» в личности человека по своей структуре соответствует категории superego в теории личности З.Фрейда. Она включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Согласно этой теории, поведение авторитетных людей в социальном окружении учит определенным нормам поведения и способам действия личность, которая воспринимает их через свою «родительскую» часть.

Все три начала в личности человека развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой.

М.Фин перечисляет все основные направления трансактного анализа, вычленяя из них наиболее типичные утверждения:

· все люди рождаются счастливыми, но в жизни они могут научиться испытывать не только это;

· в личности каждого человека уживаются ребенок, взрослый и родитель;

· испытания в процессе развития человека могут привести к формированию здоровой или нездоровой личности;

· ребенок делает определенные выводы относительно себя уже в раннем (дошкольном) возрасте, и это отражается на его представлениях о мире, верованиях и поведении;

· люди могут обладать самосознанием и активно участвовать в развитии своей личности;

· положительное влияние (забота, возможность быть услышанным, уважительное отношение, любовь и т.д.) и позитивное восприятие являются главным фактором, определяющим развитие здоровой личности.

Задачи воспитания родителей, основанные на модели трансактного анализа, коротко можно определить так: научить оперировать понятиями трансактного анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье. Модель учит родителей находить общий язык с детьми, лучше доводить до их сознания собственные нужды и понимать запросы ребенка.

По данной теории, во взаимоотношениях между людьми существует три основных типа коммуникации:

1) дополняющие трансакции, при которых коммуникация происходит как бы на одном уровне;

2) пересекающиеся (перекрестные) трансакции, при которых состояние сторон не соответствует друг другу;

3) скрытые трансакции, при которых информация при общении передается в скрытой форме.

Родителей учат анализировать взаимоотношения в семье с помощью таких основных понятий. Это делается с целью научить взрослых общаться и замечать перекрестные и скрытые трансакции там, где они есть.

Основные понятия трансактного анализа и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески, т.е. основная задача воспитания родителей научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах.

В модели, основанной на трансактном анализе, постоянно подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Результаты такого качественного изменения не заставят себя долго ждать. Так что «лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям» (Т.Харрис). Трансактный анализ как бы подчеркивает возможность изменения: «Человек меняется по мере того, как его взрослый берет бразды правления в свои руки» (Т.Харрис). Весь образ жизни семьи может измениться в результате применения методов трансактного анализа.

МОДЕЛЬ ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

Эта теория была разработана Хаимом Джинотом. Он был детским психотерапевтом и в 50х годах разработал модель групповой терапии для родителей. В основе этой модели лежит стремление научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребенка. По его мнению, воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда родители обладают развитым самосознанием, когда они способны воспринимать своего ребенка со всеми его чувствами и деяниями, и сами при этом являются искренними личностями.

Для Джинота важно, чтобы родители знали самих себя и разбирались в своих чувствах. Условием развития самосознания ребенка является положительное восприятие родителями их родительских функций. Именно на это и направлена модель: родители должны рассматривать свой родительский опыт положительно, не испытывать никакого чувства вины перед детьми. Никто не желает своему ребенку несчастья, и никого нельзя сделать лучше, лишь повторяя общеизвестные истины.

В теории воспитания родителей, предложенной Джинотом, сочетаются чувства симпатии к родителям и уважительного отношения к необходимости оказывать им практическую помощь. Воспитание родителей должно быть сосредоточено на практических вещах и рассматривать прежде всего проблемные ситуации.

Дж.Лэм и У.Лэм изложили принципы воспитания детей по Джиноту следующим образом:

· внимательно слушать: родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;

· не давать созреть «плодам зависти»: избегать и не допускать таких действий или слов, которые могут оскорбить или вызвать злость; предупреждать оскорбления, угрозы, обвинения и командирский тон;

· проявлять чувства и мысли без агрессивности: родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.

Модель Джинота старается быть максимально близкой к практике. Ее цель укрепить у родителей веру в свои силы и помочь им путем передачи определенных навыков в практическом воспитании детей.

Задачи групповой консультации и инструктажа

Джинот различает три формы воспитания родителей: психотерапия, консультация и инструктаж. Все они ориентированы на то, чтобы помочь человеку стать хорошим воспитателем своих детей. При этом важно благожелательное отношение к родителям, понимание их проблем и желание помочь им.

Целью групповой терапии является достижение постоянных изменений в структуре личности родителя. Групповые консультации должны помочь

родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей, помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях. Во время консультаций родители стремятся избавить от чувства вины, показывая, что и другие испытывают аналогичные переживания. Во время бесед в группах родители рассказывают друг другу о своих трудностях и делятся опытом выхода из различных ситуаций. Так они учатся друг у друга и постепенно начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи и семейной жизни вообще.

В модели воспитания родителей Джинота нет общих рассуждений или советов, далеких от будней семейной жизни и вопросов практической педагогики. Такие советы и инструкции только отталкивают и порождают у родителей чувство неполноценности. Условием развития полноценного самосознания ребенка является здоровое самосознание родителей, их уверенность в правильном выполнении ими роли отца и матери. Поэтому одной из центральных задач является утверждение самоуважения родителей, что обязательно приведет их к чувству удовлетворения своей ролью.

Джинот постоянно говорит о необходимости одобрительно относиться к чувствам ребенка. Он считает, что ребенка надо воспринимать таким, каков он есть, хотя отдельные его поступки можно и осуждать. Родители могут сердиться на ребенка, но не имеют права оскорблять его личность. В своих работах Джинот подчеркивает и необходимость определенных границ в поведении ребенка. Ребенок должен понимать, что можно и чего нельзя. При определении границ дозволенного родители должны быть последовательными.

Джинот подчеркивает практичность и проблематичность своего направления и сознательно избегает трудных терминов, неадекватного с точки зрения родителей теоретизирования, нереалистичных принципов.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...