Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и структура отражения

Тема 4

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
СОЗНАНИЯ

 


Виды и структура отражения

Развитие психики в животном мире и становление сознания человека

Основные функции психики

Формы проявления психики человека

 

Виды и структура отражения

 

Филогенез (от гр. phyle – род, племя, вид; genos – происхожде­ние) – историческое формирование группы организмов. В пси­хологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

В отечественной психологии методологической основой изучения проблемы эволюции форм сознания является диалектический и истори-ческий материализм. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются:

· выделение главных этапов эволюции психики животных (в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и т.д.);

· выявление условий перехода от одного этапа к другому, общих факторов эволюции;

· выделение главных этапов эволюции форм сознания;

· установление соотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза.

Прежде чем перейти к рассмотрению этапов эволюции психики, следует затронуть природу и механизмы ее проявления (рис. 1).

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. В природе существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействия внешней среды наблюдается уже у простейших (одноклеточных) организмов.

Психика – это свойство только живой (высокоорганизованной) материи, и лишь той, которая обладает специфическими органами, обуслов-ливающими возможность существования психики
Механизмы проявления психики
Главная особенность психики – способность отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, способна к получению информации об окружающем мире
Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, определяя тем самым возможность длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды

 

 


Рис. 1. Механизмы проявления психики

 

Рис. 1. Механизмы проявления психики

 

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как меха-низм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой. В природе существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Элементарная способность реагировать избирательно на воздейст-вия внешней среды наблюдается уже у простейших (одноклеточных) организмов.

Раздражимость – это простейшая форма биологического отра-жения, ею обладают все животные организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм.

Внешне раздражимость выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания.

Таксис (тропизм) – механически ориентирующие компоненты пове-денческих актов, врожденные способы пространственной ориентации в сторону благоприятных (таксисы положительные) или от неблагоприятных (таксисы отрицательные) условий среды, раздражений.

Первичные формы раздражимости, так называемый таксис (тро-пизм), можно обнаружить даже у растений. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значи-тельной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатоми-ческое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды, а это предопределяет возникновение у них более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.

Чувствительность как зачаточная форма психического отражения возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ, но и на нейтральные, биологически незначимые, если только они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий.

Чувствительность – это способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигна-лизируют о появлении жизненно важных воздействий.

Чувствительность по отношению к нейтральным раздражителям вызывает коренные изменения в формах жизни. Живое существо начинает активно ориентироваться в окружающей среде, реагировать на каждое изменение, происходящее в ней, т.е. начинает вырабатывать индивидуально изменчивые формы поведения в отличие от растительного мира. Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воз-действие внешней среды.

 

 

Развитие психики в животном мире
и становление сознания человека

 

Развитие психики происходит в несколько стадий, внутри которых исследователи выделяют уровни (табл. 1):

1) с тадию элементарной сенсорной психики. На низшем уровне для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения,нецеленаправленная двигательная активность; высшая отличается развитой двигательной активностью, способностью дифференцированно отвечать на внешние раздражители;

Таблица 1

Стадии развития психики

Стадии Новообразования Примеры
Стадия элементарной сенсорной психики Простые безусловные рефлексы Низший уровень: простейшие; низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде Высший уровень: высшие (коль-чатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), другие беспозвоночные  
Стадия перцептивной психики Сложные безусловные рефлексы (инстинкты) Низший уровень: рыбы и другие низ-шие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие мол-люски); насекомые Высший уровень:высшие позво-ночные (птицы и некоторые млекопитающие)  
Стадия интеллекта Навыки Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины)  
Стадия сознания Высшая ступень развития психики Человек

2) стадию перцептивной психики. Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности. Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению;

3) с тадию интеллекта. На этой стадии появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому. У них формируются навыки – сложные индивидуальные динамические программы поведения, вырабатываемые в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром;

4) с тадию сознания. На этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов, познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.

Признаки сознания, отличающие сознание человека от психики животных:

1. Сознание как система знаний о мире в понятиях (выражает внут-ренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность).

2. Связь сознания с языком и речью.

3. Общественный характер сознания. Только жизнь в обществе рож-дает сознание.

4. Сознание отделяет субъекта от объекта (человека от природы).

5. Наличие у субъекта способности к целенаправленной дея-тельности.

6. Способность к переживаниям, сочувственное отношение к миру.

Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоян-ное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным образом воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

По мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все более вытесняются приобретенными формами поведения (рис. 2, табл. 2).

Таксисы – направленные движения организмов (простейшие животные и низшие растения), отдельных клеток или их органелл под влиянием односторонне действующего стимула – света (фототаксис), температуры (термотаксис), химических веществ (хемотаксис) и т.д.

Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Инстинкт – совокупность врожденных компонентов поведения. Ин-стинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потреб-ностями, характеризуются стереотипностью.

Импринтинг – специфическая форма научения у высших позво-ночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому дви-жущемуся объекту, который был увиден животным после его появления на свет.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Рассудочная деятельность
Научение
Инстинктивное поведение
Рефлексы
Таксисы
Начинает проявляться у примитивных млекопи-тающих, далее возрастает (резко – на ступени высших приматов) и достигает максимума у человека  
Его проявление намечается у червей, в средней степени выражено у рыб, амфибий, рептилий и достигает максимума у приматов и человека
Его проявление едва намечается у кишеч-нополостных, достигает максимума у насекомых, имеет среднюю степень выраженности у птиц и низших млекопитающих и близко к нулю у человека
Проявляются неявно у простейших, максимально у кишечнополостных, в средней степени выражены у червей и насекомых и понемногу сходят на нет у примитивных млекопитающих
Наиболее ярко проявляются у простейших, имеют среднюю степень выраженности у червей и насекомых и сходят на нет у примитивных млекопитающих

 


Рис. 2. Примеры проявления уровней поведения

Опыт 1. Собаке – фокстерьеру – хозяин предлагает взять и нести трость, на одном конце которой имеется тяжелый набалдашник. Вопрос заключается в том, сможет ли собака так взять трость в зубы, чтобы она сохранила равновесие и не клонилась на одну сторону.

Сначала собака схватывает трость за середину, но нести ее таким образом оказывается неудобно: трость свисает на одну сторону, часто касается земли и мешает собаке идти. Поначалу собака плохо справляется с возникшей ситуацией, однако через час или два находит решение. Она теперь прямо хватает трость за то место, которое является центром ее тяжести, вблизи набалдашника. (Эксперимент проведен Л. Морганом.)

Опыт 2. (Примеру Л. Моргана последовал Э. Торндайк, который стал известен благодаря знаменитым опытам по научению, проведенным на многих животных.) Животное (кошка, собака или обезьяна) помещается в «проблемный ящик» – клетку, имеющую запор на дверце, которым может воспользоваться животное, чтобы ее покинуть. Снаружи клетки кладется приманка. Животное пытается выйти из клетки, совершая множество случайных движений. Одно из них внезапно оказывается удачным – животное нажало на рычаг, открывающий дверцу клетки, и выбралось наружу. Опыт повторяется многократно. В конечном счете животное научается сразу, без лишних движений решать проблему, прямо подходя к дверце клетки и нажимая на нужный рычаг. Обнаружено, что кошки, собаки и обезьяны способны к научению методом проб и ошибок или, как говорил Торндайк, путем проб и случайных успехов.

Опыт 4. Обезьяну – шимпанзе – помещают в большой вольер, за пределами которого на значительном расстоянии кладется приманка. Животное не может ее достать непосредственно лапами. Но в клетке, где оно находится, имеется две палки небольшой длины, каждой из которых недостаточно для того, чтобы достать приманку. Обезьяна пытается несколько раз поочередно добыть корм с помощью каждой из этих палок, но терпит неудачу. Тогда она садится и некоторое время «размышляет». Внезапно находится решение: обезьяна берет в руки обе палки и пытается их соединить друг с другом, явно стараясь изготовить длинное орудие, с помощью которого можно было бы добыть приманку.

Опыт 5. В том же вольере к потолку подвешивают банан. Он находится на такой высоте, что с прыжка обезьяна не может его достать. Иным способом добраться до банана также невозможно. Никаких других подручных средств, на которые можно было бы залезть и с них с прыжка достать банан, в наличии не имеется. В вольере вместе с обезьяной находится только человек. Тогда, совершив несколько безуспешных попыток добраться до банана, обезьяна внезапно подходит к человеку и тащит его за руку к тому месту, где наверху подвешен банан. Когда человек подчиняется, обезьяна прыгает ему на плечи и уже с помощью прыжка, совершаемого с плеч человека, достает желанный банан.

В одной из модификаций этого опыта человек перед прыжком обезьяны ему на плечи приседал, и тем самым расстояние с его плеч до банана становилось уже слишком большим. Тогда обезьяна, оценив расстояние, слезала с плеч человека, обходила его со спины и, подложив лапы под нижнюю часть спины, пыталась выпрямить человека.

 

Основное, чисто внешнее отличие живой материи от неживой, выс-ших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что названные первыми гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные выходят на сушу; червеобразные живут на земле и под землей, птицы поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние годы и вне Земли).

Активность растений практически ограничена обменом веществами с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы.

Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возни-кающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это – потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравствен-ном самосовершенствовании и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, – уме-ниями и навыками, приобретенными в результате сознательного целе-направленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются так, как если бы они были обычными природными пред-метами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. ста-новятся искусственными, более совершенными и социально обуслов-ленными.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это – благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Подведем итоги. Главные отличия деятельности человека от актив-ности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инстру-ментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окру-жающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Таблица.2

Основные различия между человеком и животными

Различия Высшие животные Человек
Антропоморфические различия Задатки прямохождения у приматов   Менее развитая структура мозга   Органы воспроизведения звука не приспособлены для речи   Прямохождение   Сложная мозговая организация (наличие развитых лобных долей)   Наличие совершенного речедвига-тельного аппарата
Различия в организации психики Инстинктоподоб­ная пси­хика   Не развито понятийное и абстрактное мышление   В психике не выделена Я-структура как основа сознания и самосознания Есть высшие уровни ментальной иерархии: · понятийное мышление · сознательная регуляция · нравственные переживания · Я-концепция · мировоззрение
  Различия во взаимодействии с миром   Приспособительная и адаптивная активность на основе преиму-щественно автоматизированного поведения   Осознанная конструктивная и преобразовательная активность; наличие культуры, искусства; разумное познание себя и мира  

 

Основные функции психики

 

Психика выполняет ряд важных функций.

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действи-тельности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, пос-тоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодо-левающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действи-тельности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях.

В-третьих, психическое отражение – это правильное, верное отра-жение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, со-бытий.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержа-ние деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, выраба-тывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологичес-кими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...