Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При подготовке заданий были использованы материалы учебных пособий Л.А. Ахременковой, Д.Э. Розенталя и В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.

ОГЭ.ЕГЭ. ВПР. 2017. РУССКИЙ ЯЗЫК.

Практические задания

Задание 1. Вставьте -Н- или –НН-. Графически объясните свой выбор.

Песча…ый, глиня…ый, карма…ый, со…ый, пчели…ый, революцио…ый, водя…ой, кожа…ый, гуси…ый, бето…ый, стекля…ый, оловя…ый, кури…ый, голуби…ый, серебря…ый, сви…ой, карто…ый, весе…ий, ю…ый, деревя…ый, петуши…ый, тро…ый, коро…ый, масля…ый, багря…ый, электро…ый, осе…ий, ути…ый, карти…ый, искусстве…ый, земля…ой.

С данными словами составьте 5 предложений по схемам.

[ ], и [ ].

[ ], зато [ ].

[ ], (что…).

[ ], (который….).

[ ], (где…).

Задание 2. Замените выделенные существительные именами прилагательными.

Образец: годы войны – военные годы.

Огни станции, буквы величиной с аршин, гнездо голубя, лента патронов, рассвет весной, песни соловья, шкаф для платья, проволока для телефона, свет луны, пороги из камня, сарай для дров, одежда из сукна, яд змеи, кнут из ремня, хлеб из ржи, погода осенью, лицо цвета земли, красивые мотивы песен, пространство равнины.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание имен прилагательных, приведенных ниже (укажите в скобках, как и от каких слов они образованы).

Образец: кожаное (кож-ан-ое) пальто, стеклянная (стекл-янн-ая) посуда.

1. Бараба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, колчеда…ое месторождение, барха…ые пески, сельдя…ая бочка, серебря…ая посуда, тара…ый удар, слюдя…ая прокладка, соля…ая кислота, крупя…ые изделия, орга…ый концерт, фаза…й питомник, песча…ый карьер, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый звук, пря…ый аромат.

2. Урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, румя…ое лицо, карава…ый путь, скобя…ая лавка, ветря…ая мельница, ржа…ое поле, чва…ый вид, бестала…ое существо, багря…ый закат, саза...ий улов, фортепиа…ый концерт, гума…ый закон, льня…ая скатерть, смоля…ое покрытие.

Задание 4. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните устно правописание имен прилагательных.

1. Этот трехсуточный бой за Царицын начался штурмом города при поддержке урага…ого огня кораблей (Фед.). 2. Несомненно, за ней скрывались какие-нибудь сложные авиацио…ые приборы (Кат.). 3. Гусь степе…ый в луже моет свой гуси…ый красный нос (Исак.). 4. Полуторатонки готовы, в порядке фонд семе…ой (Щип). 5. Приятна солнца утре…яя весть и полотенце свежестью льня…ой (Щип). 6. Только ребятишки воробьи…ыми стаями перебегали то вперед, то назад (Гладк.). 7. Грудь полна восторже…ого гула (Исак.). 8. Это наследство в конечном счете созда…о энергией рабочего класса и поэтому является его зако…ейшим наследством (М.Г.). 9. Это я, оратай безымя…ый, сеял хлеб с тоскою пополам (Исак.). 10. Она имела полное представление о некоей ветре…ой москвичке Оле Нечаевой (Кат). 11. Я из кожа…ой сумки письмо достаю (Исак.).

Задание 5. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.

Ране…ый боец – изране…ый солдат; сея…ая мука – просея…е зерно; кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко; краше…ый забор – покраше…ая скамейка; коше…ый или некоше…ый клевер – скоше…ая трава; стреля…ый воробей – подстреле…ая птица; пуга…ая ворона – испуга…ая лошадь; гаше…ая или негаше…ая известь – погаше…ый огонь; тка…ая скатерть – вытка…ый ковер; жже…ый кофе – сожже…ое письмо; копче…ая колбаса – закопче…ый потолок; балова…ый ребенок – балова…ый родителями ребенок – избалова…ый ребенок – дитя избалова…о; кова…ый меч – некова…ое железо – скова…ые движения; дистилирова…ая вода; линова…ая тетрадь, асфальтирова…ое шоссе.

Задание 6. Выпишите сначала словосочетания с причастиями, а затем – с отглагольными прилагательными. Вставьте пропущенные буквы.

Слом…ая палка, лом…ая линия, масл…ая каша, замасл…ая куртка, кат…ая проволока, уката…ая дорога, езж…ая дорога, изъезж…ый путь, лущ…ый горох, вылущ…ое ядро, стир…ое белье, выстир…ая скатерть, соле…ый суп, недосоле…ый суп, пута…ый вопрос, запута…ый ответ, вяз…ый свитер, завяз…ый узел, масл…ые глаза, замасл…ые руки, травл…ый волк, затравл…ый зверь, копч…ая колбаса, закопч…ые стены.

Задание 7. Замените полные причастия краткими.

Помните! В кратких причастиях всегда пишется -Н-.

Таблица 1

Обмолоченная пшеница – пшеница обмолочена

Нарисованная картина –

Связанные концы –

Нагруженная машина –

Накачанные шины –

Привлеченные средства –

Украшенные стены –

Обрубленные сучья –

Задание 8. Образуйте краткие формы прилагательных и причастий. (Помните, что в кратких прилагательных пишется столько же -Н-, сколько и в полных)

1. Прилагательные, образованные от существительных:

Туманные дали – дали туманны

Пустынные поля –

Истинные слова –

Торжественная речь –

Ценная вещь –

Ветреная погода –

Безветренная погода –

2. Страдательные причастия, образованные от глаголов сов. вида:

Разорванные штаны – штаны разорваны

Посеянная пшеница –

Обозначенные участки –

Полученные оценки –

Подклеенные карты –

Ускоренные процессы –

Скошенная трава –

Задание 9. Вставьте пропущенные н или нн. Объясните свой выбор.

Отличайте краткие прилагательные от кратких причастий. Помните, что в кратких прилагательных и наречиях на ен(н)о, ан(н)о пишется столько же -Н-, сколько и в тех словах, от которых они образованы. Краткие прилагательные отвечают на вопросы КАКОВ? КАКОВА? КАКОВО? КАКОВЫ? В кратких причастиях всегда пишется -Н-.

Таблица 2

Образец: Ее лицо было озабоченно (прил.). – Правительство озабочено ростом цен (прич.). – Она посмотрела озабоченно (нар.)

А. 1. Ее дети воспита…ы и начита…ы. – Они воспита…ы в лицее, где им начита…ы сотни лекций. 2. Молодежь была воодушевле…а обращением президента. – Мы были взволнова…ы событиями. – Молодые лица радостны и взволнова…ы. 3. Экзамены успешно выдержа…ы. – Ольга выдержа…а и внимательна. 4. Ракета запуще…а в космос. – Квартира грязна и запуще…а. 5. Чашки весов уравновеше…ы. – Их действия точны и уравновеше…ы. 6. На уроке дети рассея…ы. – Семена рассея…ы в поле.

Б. 1. Поездка ограниче…а по времени. 2. Девочка воспита…а и умна. 3. Она была воспита…а в гимназии.4. Мальчик рассея…о озирался. 5. Войска рассея…ы и уничтоже…ы. 6. Класс сосредоточе…о слушал объяснение. 7. Лица учеников были сосредоточе…ы и серьезны. 8. Мои друзья достаточно образова…ы. 9. Избирательные комиссии образова…ы в восьми округах. 10. Лица солдат были суровы и озабоче…ы. 11. Родители озабоче…ы поведением ребенка. 12. В школе организова…о спортивное общество. 13. Собрание прошло организова…о. 14. Шерсть была запута…а котенком. 15. История тума…а и запута…а. 16. Мои шаги увере…ы и грузны. 17.Мои движения замедле…ы и вялы, во рту иссохло. 18. Подобное поведение им несвойстве…о. 19. Василий смотрел увере…о и напряже…о. 20. Движения спортсменов увере…ы. 21. Все увере…ы в победе. 22. Костюмы тщательно подогна…ы, закрепле…ы и провере…ы. 23. Его речь была сдержа…а и немногословна. 24. Все было испорче…о. 25. Все были возмуще…ы и удивле…о разводили руками. 26. Возмуще…о и встревоже…о она поглядела на нас. 27. Стая встревоже…а хищником.

Задание 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Образец: Набежавшие было облака рассеяны сильным ветром (прич). – На неинтересном уроке ученики невнимательны и рассеянны (прил.).

1. Войска противника сосредоточе..ы в пункте Н. 2. Лица студентов серьезны и сосредоточе…ы. 3. В колхозе образова…ы новые бригады. 4. Эти люди умны и образова…ы. 4. Медициной изыска…ы новые средства лечения. 6. Манеры его не отличались простотой, но были изыска…ы. 7. Дети были капризны и очень избалова…ы. 8. Дети избалова…ы матерью. 9. Она всегда сдержа…а и умере…а в своих требованиях. 10. Глаза девочки были заплака…ы и заспа…ы. 11. Ответы были увере…ы, так как знания были соверше…ы. 12. Наши научные достижения неслыха…ы и невида…ы. 13. Нигде это невида…о и неслыха…о. 14. Дети хорошо воспита…ы, нераспуще…ы. 15. Дети распуще…ы на каникулы. 16. Ответы легкомысле…ы и необдума…ы. 17. Ответы пута…ы и неопределе…ы. 18. Манеры не изыска…ы, а естестве…ы. 19. Наши возможности не ограниче…ы, безграничны. 20. Поля воздела…ы, а не запуще…ы. 21. Дома еще не заселе…ы, квартиры не благоустрое…ы. 22. Эти способы не испыта…ы и не провере…ы. 23. Шоферы спорили с грузчиками, что машина недогруже…а. 24. Эта женщина несдержа…а. 25. Деньги от купца за лес были получе…ы и еще не издержа…ы.

Задание 11. От данных слов образуйте существительные при помощи суффикса -ИК, -ИЦ-а или -ОСТЬ, подчеркните н или нн. Составьте с ними словосочетания.

Воспитанный, масленый, посланный, путаный, организованный, собранный.

Задание 12. Спишите. Объясните (устно) написание н или нн.

А. 1. День был серый и ветре…ый. Кругом пусты…ые жнивья и пашни. (А. Н. Т.) 2. В небольшом, оклее…ом белым, совершенно пустом зале было светло, пахло масля…ой краской, на блестящем, краше…ом полу у стены стояли две китайские вазы. (А. Н. Т.) 3. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновес…ые брёвна, определё…ые на вековое стояние... Всё было пригн…но плотно и как следует. (Г.) 4. С отчая…ым криком Никита кинулся на пол. (А. Н. Т.) 5. Смышлё…ый мальчишка понравился матросу. (Н. О.) 6. В сенях встретила его [Дубровского] няня и с плачем обняла своего воспита…ика. (П.) 7. Что такое станцио…ый смотритель? Сущий муче…ик четырнадцатого класса. (П.) 8. Зала и гости…ая были темны. (П.)

Б. 1. Иван Ильич и Даша поселились на хуторе в маза…ой хате. (А. Н. Т.) 2. Алексей развернул тряпочку, вынул воронё...ые часы. (А. Н. Т.) 3. Его нечёса…ые волосы ниспадали на глаза целой волной. (Ф. Ш.) 4. В доме были высокие комнаты с выбеле…ыми стенами и некраше…ыми полами. 5. Никогда не забуду я эту сказочную прогулку среди высоких сосен по песку, смеша…ому с хвоей. (Ф. Ш.) 6. Свеча была погаше…а. (Кор.) 7. Степь была пусты…а, ужасающе тиха. (Шол.)

Задание 13. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1. Помороже...ый, простуже...ый, отдыхает он, герой, битый, ране...ый, контуже...ый, да здоровый и живой (Твард.). 2. Зва...ые на обед гости явились вовремя. 3. Зва...ые гости оказались интересными собеседниками. 4. На поле было посея...о просо. 5. Сея...ая мука стояла в мешке. 6. Тесто замеше...о из сея...ой сквозь сито муки. 7. В госпитале оставались только легко ране...ые да те, которых трудно было везти (Сим.). 8. Ране...ых под Псковом бойцов отправили в госпиталь (Кат.). 9. Студент отвечал взволнова...о и пута...о. 10. Поверхность воды была взволнова...а налетевшим порывом ветра. 11. Вывеше...ые на домах красные флаги колебались от легкого ветерка. 12. Ромашки были рассыпа...ы по всему полю. 13. Дорога была усея...а мелкими камешками. 14. Девочка рассея...о смотрела в окно. 15. Здесь все до мелочей было с любовью расставле...о и развеш...о Катиными руками (А. Т.). 16. Пуга...ая ворона и куста боится. (Посл.) 17. Мимо проехали телеги, тяжело груже...ые кова...ыми сундуками (А. Т.). 18. Груже...ые баржи плыли по реке. 19. Там лежит дли...ая, пологая гора, увенча...ая старыми развалинами (Купр.). 19. В комнате, оклея...ой обоями, стояла краше...ая кровать (А. Т.). 20. Далеко виднелся дом с краше...ой в зеленый цвет крышей (Кат.). 21. Жаре...ые в сметане белые грибы очень вкусны. 22. В соседнюю комнату была прорубле...а дверь.

Задание 14. Словарный диктант.

Баше…ый Беше…ый Ветре…ый Безветре…ый Ветря…ой Купле…ый Лише…ый Лоще…ый Мудре…ый Броше…ый Смышле…ый Избра…ик Имени…ик Ветре…ик Труже…ик Гриве…ик Ле…ость Сви…ой Дря…ой Ю…ый Румя…ый Пря…ый Броше…ый Кова…ый Закова…ый Жева…ый Изжева…ый Да…ый Нечая…ый Отчая…ый Необычай…ый Неслыха…ый Невида…ый
Были…ый Дикови…ый Гости…ый Исти…ый Карти…ый Дли…а Дли…ый Глиня…ый Пута…ик Пута…ица Пудре…ица Масле…ица Масле…ый пирог Намасле…ый блин Масля…ые краски Назва…ый брат Назва…ый выше Посаже…ый отец Посаже…ое дерево Прида…ое невесты Бесприда…ица Прида…ое кому-либо

Таблица 3

Задание 15. Диктант.

Князь Андрей в этот безветре…ый августовский вечер лежал облокотившись на руку в разлома…ом сара.. деревн.. на краю которой расположился его полк. В отверстие слома…ой стены он гл…дел на шедш... вдоль по забору полосу сорок…(летних) берёз с обрубле...ыми нижними суч…ями на в…дневшуюся (в)низу ветр…ую мельницу на ещё (не)скош…ое овся…ое поле на густой кустарник по которому ра…т...лались многочисле...ые дымы костров и на (не)большую но извил..стую реч…нку прот…кавшую (не)под…лёку.

Как (не, ни)т…жела теперь к…залась князю Андрею его жизнь он так(же) как и (на)кануне сражения семь лет тому назад (в)продолжени… всего дня чу…ств…вал себя взволнова…ым и раздр…жё…ым.

Пр(и/е)казания (на)завтра отда…ы и получе…ы им и (в)течени.. этого вечера он (не, ни)кому (не)был нужен. Он знал что завтрашнее ср...жение должно быть самым страшным изо всех в которых он уч...ств...вал и которые были в его жизн... и мысль о возможности смерти в первый раз отч...тл…во пр(о/а)неслась в его сознани…. (По Л. Толстому)

Задание 16. Диктант.

Весь следу…щий день прош…л в т…мит…льном ожидани…. На сигнальной мачте в…сел штормовой с…гнал – ч…рный конус и ч…рный квадрат.

Каждый ждал шторма (по)своему. Рыбаки т…р…пились п…ставить на якоря смоле…ые байды. Перево(сщ/зч)ки уг…няли шлюпки в тих…е затоны. Серо(голубые) вое…ые к…рабли крепч… шварт…вались к ярко(красным) пл…вуч(и/е)м бочкам. С…ребря…ые (гидро)планы прят…лись в ангары как пчелы зап…лзают в улей. Маячные ст(о/а)р(о/а)жа пр(о/а)т…рали суко…ыми тряпками ст…кля…ые линзы ф…нарей. (Ни)чего (не)делали только дворники они ож…дали что ветер вым…т(е/и)т и пр…ду(е/и)т (на)сквозь Севастополь.

Устав от бе…плодн…го ож…дания бури я п…ехал на Северную сторону. В пес(ч/щ)а…ых пр…брежных пещерах выбитых в ж…лтых сухих утесах ж…ли рыбаки заг…релые об(о/а)рванц.. с ж…нами и (полу)голыми детьми. Грязно(серые) сети и развеш(е/а)…ая на беч…вках рва…ая роба д(о/а)п…лняли п…йзаж.

(В)дали на заднем плане за лесом мачт и свернутых парусов п…хожих на пол…тня…ые листья бананов за пута…ицей турецких балконов разбитых черепичных крыш… желтела степь п…росшая пр(о/а)пыле…ой травой. (По)ней бр…дили псы стар…жилы и вл(а/о)детели этих рыбач…их и крепос…ных берегов.

Дв…ры нап…минали склады дек…рац(и/ы)й. Б…лье на каме…ых (о/а)градах в…село как изорва…ые т…атральные к…стюмы. Дети г…няли обручи. Эта игра свойстве…а всем широтам земного шара. На пустырях валялись остатки р…квизита ра(с/з)битые глиня…ые ку…шины, жестя…ые банки как(будто) высуше..ые букеты и п(о/а)лома…ые весла. Чайки с…дели на чугу…ых шарах – пустых минах из…еде…ых ржа…чиной. Стены стари…ых круглых фортов были (на)искось разрезаны тенью и сол…цем. На крышах фортов были укрепле…ы сигнальные мачты. На них разв…вались флаги.

Я был уверен что флаги пахнут как выст(и/е)ра…ое белье. (Не)даром их беспр(е/и)ста…о (о/а)бдувал соле…ый ветер.

Вечером на мачтах заг…рались зеле…ые ф…нари и казалось что форты как м…ниторы неся с…гнальные огни т…жело шли в ноч… (на)встречу (не)вид…мым враж…ским эскадрам.

Эти давным(давно) раз…руж(е/о)…ые броше…ые форты остались на Северной ст…роне со времен севастопольской обороны. Они пр(е/и)давали всему п…йзажу облик стари…ого крепос…ного района засыпа…ого вросшими в землю ядрами (По К. Паустовскому)

При подготовке заданий были использованы материалы учебных пособий Л.А. Ахременковой, Д.Э. Розенталя и В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...