Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание мануфактуры при Елизавете Петровне

По территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области протекает река Нева. Единственная река, вытекающая из Ладожского озера, соединяет этот водоем Невской губой, находящейся в Финском заливе Балтийского моря. Протяженность Невы составляет 74 километра. На ее берегах привольно раскинулись четыре города: Санкт-Петербург, Кировск, Шлиссельбург и Отрадное, а также более мелкие населенные пункты.

Рождение Невы

Река является важнейшей частью Беломорско-Балтийского канала и колго-балтийского водного пути. Несколько тысяч лет назад на месте Невы текла река Тосна. После того как Ладожское озеро превратилось в замкнутый водоем, озерные воды, превысив уровень водораздела, затопили долину Мги, реки, впадавшей в озеро, а также прорвались в долину Тосны. На этом месте образовались пороги, существующие и сейчас, называющиеся Ивановскими. Этот возникший пролив и стал долиной Невы, а реки Мга и Тосна теперь являются ее притоками. Существует несколько версий происхождения названия Невы. По первой версии река названа в честь древнего названия Ладожского озера (Нево, что в переводе с финского означает «море»). Второй вариант – финское слово «Нева», что означает «болото». И,наконец, допускают, что название пришло из шведского языка, от слова «ню», означающего «новая» (в данном контексте – Новая река).

Острова и притоки

В дельте Невы имеется более 40 островов. Самые значительные из них: Васильевский, Петроградский, остров Декабристов и Крестовский. Заячий, Елагинский и Каменный острова занимают меньшую площадь, но также широко известны.

В Неву впадает 26 рек различной величины. Основными притоками являются Тосна, Мга, Ижора, Мурзинка, Славянка (слева), Черная речка и Охта (справа).

Нева – судоходная река. На всем ее протяжении движение довольно оживленное. Река является важной частью Беломорско-Балтийского канала и Волго-Балтийского водного пути.

Мосты

Через Неву построено множество мостов. Мосты здесь разные – пешеходные, автомобильные и железнодорожные; металлические и железобетонные, старинные и современные. Одним из символов Санкт-Петербурга является Дворцовый мост, построенный в 1916 году. У пятипролетного чугунного моста двукрылый центральный пролет является разводным. Одними из стариннейших мостов являются Благовещенский мост (называвшийся ранее мостом Лейтенанта Шмидта, возведенный в 1850 году) и Литейный мост, построенный в 1879 году.

Достопримечательности на Неве в Ленинградской области

Самой старинной достопримечательностью, расположенной на невском берегу, является крепость Орешек,
построенная в 1323 году в истоке Невы на Ореховом острове у города Шлиссельбург. Сохранился также водный транспортный путь – Староладожский канал, созданный в первой половине 18 века. Он проходит вдоль берегов Ладожского озера и соединяет Неву с рекой Волхов. С тех времен сохранились также некоторые уникальные постройки – построенный в 1832 году мост на колоннах и гранитный четырехкамерный шлюз (1836 г.). На берегах Невы в Ленинградской области расположено также много церквей и храмов, мемориальных памятников, посвященных различным событиям, и монументов.

Достопримечательности в Санкт-Петербурге

В Северной столице на набережных Невы есть огромное количество прекрасных, интереснейших, необыкновенных мест, являющихся историческими и культурными памятниками, которые стали символами Санкт-Петербурга и всей России. Это и Смольный, и крейсер «Аврора», и домик Петра I, и Летний сад, и площадь Александра Невского, и Петропавловская крепость, и фонтан на Неве, и Эрмитаж. Все красоты этого прекрасного города просто невозможно перечислить. Их нужно видеть своими глазами.

 Старая часть города располагается на 42 островах. Каждая река, канал имеют свои особенности. В зависимости от времени года и времени суток они меняют свой облик. Зимой, скованные льдом,  укутаны пушистым снегом, весной по ним плывут большие белые льдины, летом, когда стоит тихая безветренная погода, город как в зеркало смотрится в их воды.

В СПб более 300 мостов, из них более 20 разводные. Город страдал от наводнений – более 300. Самые разрушительные – сентябрь 1777, ноябрь 1824, сентябрь 1924.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась….

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружён.

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Реки и каналы использовались как транспортные магистрали, не только летом, но и зимой, когда устанавливался крепкий лёд. Долго были источниками воды.

Нева

Главная водная магистраль. Душа города. именно здесь гремят салюты в честь побед и праздников. сюда приходят любоваться белыми ночами.

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Короткая – 74 км, в черте города 32.Средняя ширина 400-600м, есть до 1300м. Глубина 8-11м, наибольшая 23-24м. воды сколько Дон и Днепр вместе взятые. Течение 3,5-4,3км в час. Не разливается и не мелеет, т.к вытекает из 2го по величине (после Байкала) Ладожского озера. Величаво несёт она свои воды в Финский залив, храня память о событиях глубокой древности и о совсем недавних.

 В том месте, где Нева вступает в черту города на левом высоком берегу виден памятник на братском воинском захоронении времен ВОВ. вокруг братской могилы большие высокие плиты темно-серого гранита. Основания плит более широкие, чем верх, кажется, что они наклонены к центру. На внутренней стороне имена тех, о ком должны хранить вечную память. Рядом скромный обелиск с надписью «Воинам 55 армии, погибшим при героической обороне Ленинграда в 41-44гг»

 

Ниже по реке впадает река Ижора. По берегам Невы более 1000 лет назад расселялись славянские племена. Рядом инноязычные – водь, ижоры, весь, карела, потомки которых и сейчас живут в СПб и окрестностях. Название реки происходит от названия племени.

 15 июля 1240 на берегу Ижоры при впадении ее в Неву битва со шведами. Установлен памятник в честь славной победы. Рядом церковь в честь св. Александра Невского.

По преданию 1я деревянная церковь появилась вскоре после битвы. 30.05 1707 в свой д.р., совпадающий с Александром Невским, Пётр 1 пожаловал эти земли в устье Ижоры и титул «Светлейшего князи ижорского» Меншикову, тезке Александра. И в 1711 была заложена церковь, освященная в присутствии Петра. В 1725 сгорела, потом возрождена и опять сгорела, в 1799 по приказу Павла 1 соорудили каменный храм. (м.б. Неелов, м.б. Старов) в 1870 перестроили (Шурупов). В 1934 закрыли, ВОВ взорвали колокольню – ориентир для врагов. В 1962 рухнул купол. В 1995 восстановили, стала действующей.

 Напротив устья реки Ижоры – памятник св. благоверному князю А.Невскому.

Открыт 29 мая 2003г. Установлен около церкви Святого Благоверного князя Александра Невского, в месте впадения Ижоры в Неву. Скульптор В. Э. Горевой, архитектор В. В. Попов. Бронза, гранит. Высота фигуры 340 см, высота постамента 280 см. "Своим "романтизмом" работа Горевого напоминает изображение Александра Невского (в паре с Исаакием Далматским) на плафоне главного купола Исаакиевского собора (художник К.П. Брюллов), отчасти - М. Горького на памятнике работы В.В. Исаевой и М.Р. Габе, но дело портит акцентированная слащавость, отравляющая возвышенность социалистического романтизма "стариков" и опускающая объект до уровня кича. Князь у Горевого - это пригожий молодец, мечтательный, а не воинственный. Князь стоит на поверженных вражеских знамёнах, но не сминает их, ибо парит в воздухе. Помимо поверженных вражеских знамён на цилиндрическом постаменте укреплена композиция из вражеского оружия (меч, копьё, щит, характерный шлем немецкого пса-рыцаря, известный по фильму С.М. Эйзенштейна)"
М.Золотоносов. Бронзовый век С другой стороны церкви установлен памятный знак "Часовня на месте Божьей помощи в день Невской битвы" с погрудным скульптурным портретом Александра Невского. Освящён 6 декабря 2002г. Авторы А.А Селезнёв, В.Г. Козенюк, А.А. Пальмин, В.Л. Чулкевич, В.Е. Жуков. Гранит, известняк. Надпись на фризе: "Не в силе бог - но в правде". Купол золочёный. Высота объекта (вместе с крестом) 970 см, высота бронзового скульптурного портрета Александра Невского 200 см, высота постамента 600 см.
 "Эта полуфигура стала частью композиции, на символическом уровне означая отсутствие телесного низа и, следовательно, духовность, святость (ср. со стоящим тут же Александром Невским, который не сминает вражеских знамён, на которых стоит, ибо в силу святости лишён силы тяжести). Постаментом скульптурному изображению служит металлическая (канализационная?) труба, покрытая толстым слоем (3-5 мм) графитной пудры на кузбаслаке, диаметр трубы - 630 мм, толщина стенки трубы - 12 мм, высота трубы - 600 см."

На правом берегу Ижоры над Невой стоит памятник-обелиск с надписью

«Сооружен повелением благочестивейшей Самодержавнейшей великой государыни императрицы Екатерины вторые в память усердия села усть-ижоры крестьян добровольно нарядивших с четырёх пятого человека на службу ея величества и отечества во время свейской войны 1789 года июня 15го дня.» Густав 3 хотел воспользоваться что большая часть балт лота на войне с Турцией напал на русскую крепость Нейшлот. Потерпел поражение. Местные Рыбаки пополнили лот, за счет этого пополнения одержали ряд побед.

Такой же обелиск у села Рыбацкого, которое сохранило свое историческое название.

Река делает поворот у впадения речки Утки, образует Уткину заводь. Рядом видны трубы тепловой электростанции «Красный октябрь» (1918-1922). В дни блокады она снабжала блокадников. Здесь же стоянка судов речного порта.

 Недалеко расположен Большой Обуховский мост (часто наз. Вантовый). Единственный неразводной через Неву. Высота его пролета над уровнем воды 30 метров. Это часть КАДА. Полная длина мостового перехода, включая эстакады подходов, составляет 2884 метра, из них, собственно, моста — 994 метра Входит в число 40 наиболее крупных вантовых мостов в мире. Впервые в истории города при выборе названия для моста проводилось рейтинговое голосование среди петербуржцев и жителей Ленинградской области. Помимо настоящего названия предлагались такие, как, например, «мост Ольги Берггольц», «Ижорский», «Невский», «Ленинградский» и другие. Мост назван по близлежащему Обухову с учётом того, что Обуховский мост в Санкт-Петербурге уже есть. Устоявшееся название «Вантовый мост» тоже используется, например, оно есть на указателе расстояний на проспекте Обуховской Обороны возле Володарского моста

Ниже по течению на обоих берегах корпуса заводов и фабрик. За ними к самому левому берегу выходит проспект Обуховской обороны, гл магистраль Невского района. Здесь Речной пассажирский вокзал, откуда во время навигации отправляются вверх по Неве теплоходы. (Валаам, Кижи, Москву…). Рядом построена гостиница «Речная».

Недалеко находится разводной Володарский мост (1932-1936) по проекту Передерия и Крыжановского, арх. Никольского и Дмитриева. 1й железобетонной мост ере6з Неву. Впервые в городе было сооружена развязка транспорта по мосту и набережным. Назван в честь революционного деятеля В. Володарского, убитого в районе будущего моста в 1918 году. Единственный в Петербурге мост с эстакадной пристройкой для съезда трамваев (левый берег). В народе получил название  «Последняя надежда», из-за самой поздней разводки. 28 октября 2010 года сухогруз «Глория» водоизмещением 2155 тонн с грузом промышленных компрессоров потерял управление и столкнулся с третьей опорой моста. Инцидент произошёл в 4:39, его причиной стал отказ рулевого управления корабля. Судно получило незначительные повреждения рубки и осталось на плаву, вытекания топлива не произошло.

В ночь с 17 на 18 ноября 2013 года с моста в реку упал автомобиль с ярославскими номерами. Его владелец, 31-летний Владимир Нориков, погиб. Лишь спустя 3 недели, 6 декабря, автомобиль был поднят с глубины 13 метров: Нева в этом месте имеет сильное течение, а также на дне много мусора, что осложняло работы. По словам сотрудников МЧС, шансов выжить у водителя при таком падении с моста не было. Сам процесс подъёма занял 13 часов.

 До этих мостов берега связывали лодочные переправы летом, зимой реку переходили по льду. Возле Володарского моста на левом берегу установлен памятник Володарскому. Памятник видному революционеру-большевику, комиссару по делам печати, пропаганды и агитации В. Володарскому (Гольдштейн Моисей Маркович. 1891—1918). Недалеко от этого места 20 июня 1918 года он был убит правым эсером.
Володарский изображен в момент окончания речи. Порывисто подняв правую руку, он как бы спускается со ступеней, придерживая левой рукой сползающее с плеча пальто. Бронзовая фигура установлена на ступенчатый многоблочный постамент из розового гранита. На лицевой грани постамента накладная бронзовая надпись: «Володарский».
Высота фигуры — 4 метра; высота постамента — 3,5 метра. Авторы памятника Манизер, Блезе-Манизер, арх-р Витман. Литейный проспект в Петрограде был в 1918 году переименован в проспект имени Володарского. Однако в 1944 году проспекту было возвращено его историческое название.

По правому берегу до и после моста тянется Октябрьская набережная (в послевоенные годы за ней сформировался большой жилой район.

Дальше жилые кварталы, чередующиеся с пром зонами на правом, заводами и фабриками на левом. Среди них – фарфоровый завод им Ломоносова, кот в 2005 г. вернули назв Императорский (пр Обуховской обороны, 151)

Импера́торский фарфо́ровый заво́д — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.

Первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 — Императорский фарфоровый завод, с 1917 — Государственный  

фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.

История В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. С целью организации фарфоровой фабрики в Санкт-Петербурге 1 февраля 1744 года камергеримператрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.

Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. В конце 1744 года Гунгер, совместно с приставленным к нему для обучения Дмитрием Виноградовым, приступил к опытам с гжельской глиной. За всё время пребывания в России (1744—1748) он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен; Гунгером при оборудовании фабрики был допущен ряд ошибок и он отказался посвятить ученика в технологические тайные производства фарфора. Черкасов был вынужден доверить дело Дмитрию Виноградову, который в течение десятилетия смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора. Уже в результате опытов в 1747—1748 годах Виноградов получил «достаточной белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы»; в 1750—1751 годах было налажено производство первых табакерок и мелкой посуды.

В 1758 году скончались Черкасов и Виноградов и весной 1759 года работы возобновил саксонский мастер И. Г. Миллер. В 1762 году фабрика была поручена надзору М. В. Ломоносова, но в том же году возвращена в управление А. В. Олсуфьева.

С марта 1764 года на фабрике стал работать француз Арну, затем Карловский. В 1776 году место Олсуфьева занял Г. Н. Теплов, а в 1773 году фабрика была отдана в распоряжение генерал-прокурора А. А. Вяземского, который улучшил хозяйственную часть и пригласил европейских мастеров.

В 1779 году на должность модельмейстера завода был приглашён французский специалист Жан-Доминик Рашет (в России приобрёл имя Яков Иванович Рашет). Проработав здесь четверть века, Я. И. Рашет внёс большой вклад в развитие художественного фарфорового производства. Сам он прославился знаменитой серией фигур «Народы Российского государства» (1780-е гг.), которая имеет большую историко-этнографическую и художественную ценность. По моделям Рашета создан также «Арабесковый сервиз» (1784) и другие образцы русской фарфоровой промышленности (в частности 27-сантиметровый бюст Екатерины II).

В 1792 году управление перешло к князю Н. Б. Юсупову, при котором произошёл «наибольший подъём технического совершенства и художественной ценности Екатерининского фарфора». Непосредственный надзор за фабрикой Юсупов поручил Самуилу Самойловичу Фигнеру. В 1799 году был организован филиал в Гатчине, где производился фарфор низших, более дешёвых, сортов; филиал оказался убыточным и был закрыт уже в 1802 году.

Новый руководитель завода Д. А. Гурьев назначил директором опытного керамиста Ф. П. Гартенберга и пригласил трёх мастеров Берлинского королевского фарфорового завода — Шульца, Шрейберга и Зейфферта, модельмейстером — Муснера. Также, из Академии художеств был приглашёнС. С. Пименов. В 1815 году на заводе появился целый ряд иностранных мастеров-технологов. Пименов руководил модельмейстерской мастерской завода до 1831 года, пока не произошла неприятность: Николай I остался недоволен своим бюстом и бюстом императрицы, изготовленными для академической выставки. Модельмейстерское отделение возглавил А. И. Воронихин, работавший на заводе уже 15 лет.

В 1833 году, для производства фаянса, на заводе было организовано гончарное отделение, закрытое в 1841 году. Но ещё в 1840 году (в связи с возникшей модой на бронзовые оправы фарфора) была открыта бронзовая мастерская.

Почти сто лет фарфор изготовлялся «из земли российской», но около 1836 года стала применяться французская глина, а с 1844 — английская; одновременно продолжала использоваться и отечественная — глуховская.

В 1837 году на заводе была устроена комната для демонстрации образцов, которая к 1845 году превратилась в музей.

При Николае I заводом управляли: Комаров, П. И. Пенский, В. Е. Галяшин, А. Д. Озерский, П. А. Языков.

В 1855 году директором стал А. Д. Сивков, который вскоре стал управляющим всеми императорскими заводами, а директором фарфорового завода был назначен П. П. Форостовский. Затем директорами были В. А. Ренненкампф и А. П. Сумароков. В этот период появилось существенное нововведение — выделка терракоты, а также «новые способы украшения фарфора — разноцветные глазури и живопись по черепу жидкой фарфоровой массой (pâte-sur-pâte) по кобальтовому или хромовому фону». В это же время было отмечено ухудшение обжига и снижение художественного достоинства и стильности изделий.

В 1880-х годах была запрещена продажа фарфора частным лицам. Директором завода был Д. Н. Гурьев, а при Николае II — Н. Б. фон Вольф, (до 1910 года), а с1911 года — Н. В. Струков.

Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался на Шлиссельбургском тракте, близ берега Невы, в 10 верстах от Петербурга. При нём действовала Преображенская церковь1730-х гг. постройки, а рядом образовалось кладбище Фарфорового завода. В XX веке весь участок вошёл в черту города (пр. Обуховской Обороны, 151).

Валериан Емельянович Галямин (1794—1855) был назначен директором в 1832 году. Руководя до этого топографическим училищем, он сумел как-то вручить императрице два альбома своих акварелей. «Отличный рисовальщик» — так говорили про него при дворе. Возможно, не это сыграло роль при выборе его кандидатуры на должность директора изящного завода, но его вкус к прекрасному очевидно сказался на продукции предприятия. При Галямине стали работать такие художники-мастера, как А. Воронихин, С. Пименов. Были построены лазарет, аптека, богадельня. Созданы бронзовое заведение, гончарная мастерская. Открыты отечественная школа мастеров-художников по фарфору и училище для детей работников завода. К 100-летию производства создали музей, где демонстрировались образцовые изделия.

В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.

В 1901—1907 были выполнены в бисквите скульптуры Адамсона: «Внимая шепоту моря», «Поцелуй волны»,,"Рождение Венеры"; «Последний вздох корабля», «Демон», «Вопль души».

Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз — осенью 1917 г. её вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.), второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).

В 1920-х на заводе творили известные художники-супрематисты — Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин, а также учёный-технолог Николай Качалов.

В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод является собственностью главы «Уралсиба» Николая Цветкова. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».

Продукция

Фарфор ИФЗ представлен в Эрмитаже, московском Историческом музее, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитен-музее и др.

С 2005 года ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор».

Сегодня в ассортименте завода насчитывается более 4000 наименований изделий, различных по форме и росписи.

Год основания

Создание мануфактуры при Елизавете Петровне

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

1762 - 1801

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...