Формирование Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, основанный 300 лет назад Петром I, рос в разветвленном устье Невы на плоской приморской равнине. Короткая (всего 74 км), но широкая и многоводная Нева соединяет Ладожское озеро, величайшее в Европе, с Финским заливом. Издревле она служила частью водного торгового пути «из варяг в греки» -- от Балтики до южных морей. Почти за тысячу лет до рождения Петербурга возник близ Ладожского озера город Старая Ладога, отметивший в этом году свое 1250-летие. Он явился отдаленным во времени историческим прообразом Петербурга -- главным городом Северной Руси у ее границ со скандинавским миром. Невские земли входили сначала в состав Верхней Руси, затем -- Новгорода Великого, а с конца XV века -- в единое Московское государство. В этом регионе вперемежку с русскими жили финны, карела, ижора, чудь. В течение многих веков это была зона тесного взаимодействия и одновременно военного противостояния Руси и Швеции. В 1300 году у впадения в Неву реки Охты шведы построили крепость Ландскрона, но уже через год новгородцы разрушили ее. Таким образом, первое укрепленное поселение на территории современного Петербурга возникло более 700 лет назад. Впоследствии на том же охтинском мысу вырос русский Невский городок. К началу XVI века в границах ныне существующего города находилось несколько десятков русских и финских деревень. Столетие спустя приневские земли были заняты Швецией, и Россия оказалась полностью отрезанной от Балтики. В 1611 году на месте Невского городка шведы соорудили земляную крепость Ниеншанц. При ней сложился крупный город Ниен с населением в несколько тысяч человек. Северная война (1700-1721) велась Россией за выход к Балтийскому морю. В мае 1703 года русская армия взяла Ниеншанц. Конец существования шведской крепости стал началом нового города, для которого Петр I выбрал место ниже по течению Невы.
Петербург создавался по воле одного человека, революционера на троне Петра I. Из сердца России, Москвы, царь перенес столицу к морским воротам Балтики -- на северо-западную малообжитую окраину огромной страны. Здесь он прорубил «окно в Европу». Новый город стал местом встречи двух миров -- западного и восточного. Грандиозный петербургский эксперимент был направлен на обновление страны путем сближения с Европой во всех сферах жизни и культуры. Чудо быстрого рождения северной столицы на топких полупустынных берегах невской дельты стало возможным благодаря железной воле полновластного самодержца, концентрации экономических ресурсов страны, тяжелейшему принудительному труду десятков тысяч людей. На Петербург работала вся Россия. Петр I стремился создать европейскую столицу, отрешившись от древнерусского наследия. Для этого он привлекал иностранных архитекторов и специалистов разных профессий. Прежде всего, Петербург представлялся ему вторым Амстердамом, что объяснялось сходством географических условий и предпочтительной ориентацией на экономику и культуру Голландии и других северных стран. Несомненно, сильным было воздействие культуры Италии и Франции. От Москвы была унаследована идея русской столицы как Нового Рима, что подтверждалось ее названием по имени Святого Петра, значением центра расширившей свои границы империи и принятым царем титулом императора, образами триумфа и мощи в оформлении города, активным использованием античной символики. Очевидно, Петербург отразил и мечту его основателя о Венеции. Оба города роднят нерасторжимый союз архитектуры и воды, равнинный пейзаж, чередование обширных акваторий, островов и малых протоков, близость моря.
Многим, и особенно противникам петровских реформ, Петербург казался искусственным и чужеродным. Сама природа будто противилась его строительству: наводнения часто затапливали территорию, болотистая почва затрудняла строительные работы, холодный сырой климат подрывал здоровье жителей. Но город уверенно поднимался в борьбе с враждебной стихией. В его создании во многом выразилась сущность национального характера и исторической судьбы России: широчайший размах, смелое освоение и обживание новых мест, претворение чужого культурного опыта в свой собственный, идеалистическое стремление к высокой цели, долготерпение и упорство. Петербург, ставший одним из красивейших городов мира, получился непохожим на свои западноевропейские прообразы. И тем более -- на старые русские города, которые до XVIII века складывались по законам средневекового градостроения. Его принципиальная новизна заключалась в регулярности, разработке генеральных планов, распространении кирпичного строительства, развитии новых для России типов зданий, а также в том, что архитектура города изначально была ориентирована на современные европейские стили. Крепость Санкт-Петербург, впоследствии получившая название Петропавловской, была заложена 16(27) мая 1703 года на Заячьем острове у северного (правого) берега Невы. Цитадель запирала вход в Неву со стороны Финского залива. На противоположном левом берегу, ближе к заливу, по плану Петра I было сооружено в 1704-1705 годах Адмиралтейство -- крупная верфь и одновременно крепость. Морским форпостом стал форт Кроншлот, построенный в 1704 году у острова Котлин в Финском заливе. Первоначально Петербург играл роль приморской крепости и торгового порта. Уже в 1704 году Петр I назвал его столицей, а в 1712 году город действительно обрел этот статус. Развитие его определяли два градоформирующих ядра: Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Рядом с крепостью появилась первая площадь -- Троицкая. Здесь сложился торговый (с портом) и административный центр раннего Петербурга. Площадь была раскрыта к Неве, связана с речным пространством. Вдоль Невы к востоку от площади встали в ряд «Первоначальный дворец» -- Домик Петра I -- и особняки его приближенных. Это была первая парадная набережная города (ныне Петровская). К северу от крепости на Городовом острове (Петроградская сторона) были свободно разбросаны жилые слободы, заселенные по профессиональной, социальной или этнической принадлежности. К ним вели расходящиеся веером улицы неправильных очертаний. Расселение и застройка проводились еще без плана, спонтанно. Эта северная часть Петербурга напоминала традиционную структуру древнерусских городов: крепость -- кремль, Троицкая площадь -- торг, основные жилые кварталы -- посад, периферийные поселения -- гнездо слобод.
По сторонам от Адмиралтейства также образовались нерегулярные слободы: Морская, Немецкая, Греческая. Здесь четче выявилось линейное развитие кварталов вдоль невского берега. На левом берегу недалеко от Адмиралтейства были построены Зимний дворец Петра I и представительные дома высших морских чинов, выше по течению устроен Летний сад с Летним дворцом царя. Так начинал создаваться главный «речной фасад» Петербурга (ныне Дворцовая набережная). Парадная застройка левого берега соседствовала с промышленными предприятиями. В 1711 году к западу от Адмиралтейства была основана Галерная верфь, а к востоку от Летнего сада -- Литейный двор со слободами. Строительство раннего Петербурга велось сразу на огромной территории, разделенной рукавами невской дельты. Застройка с большими пустотами выглядела разбросанной, дискретной. Современник назвал город «кучей сдвинутых селений». При этом Нева изначально составляла тот пространственный стержень, к которому тяготели основные комплексы зданий. Она служила главным «проспектом» города, давая ему исключительное визуальное богатство. А самая широкая часть реки между Петропавловской крепостью, Адмиралтейством и Летним садом -- центральной «площадью» Петербурга. Над этой водной, а в зимние месяцы ледяной площадью, ограниченной с запада Стрелкой Васильевского острова, а с востока -- мысом Выборгской стороны, царила с 1720-х годов колокольня Петропавловского собора с высоким тонким шпилем, воздвигнутая в центре крепости Д. Трезини.
Застройка города в первое десятилетие была более чем скромной. Работные люди жили сначала в шалашах и полуземлянках. Дома сооружались из дерева, иногда -- из заранее заготовленных и привезенных комплектов бревен и досок. Берега укреплялись деревянными сваями. Основой первых фортификационных сооружений служили деревянные срубы, заполненные камнями и землей. В начале 1710-х годов деревянное строительство вытесняется мазанковым (фахверковым). Конструкция мазанок представляла собой деревянный каркас, который оплетался ветвями и обмазывался глиняной смесью или же заполнялся кирпичом. Петр I желал видеть невскую столицу каменной. Под Петербургом быстро налаживалось производство кирпича. В 1714 году царь запретил строительство новых каменных зданий в других городах, чтобы перевести всех мастеров на берега Невы. Все, кто приезжал в столицу, обязаны были привозить с собой камни для фундаментов домов и мощения улиц. Зыбкая болотистая почва требовала забивки свай под фундаменты. Фасады, как правило, покрывали штукатуркой. Петербург начинал превращаться в кир-пично-штукатурный город, каким и стал впоследствии. Главный градостроитель новой столицы, Петр I старался упорядочить ее начальное стихийное саморазвитие, ориентируясь на европейский опыт. Застройка всячески регламентировалась. Дома следовало ставить фасадами по линиям улиц (а не в глубине дворов, как в древнерусских городах). Составлялись типовые проекты жилья для разных слоев населения, для городских и загородных домов, для парадных набережных Невы (Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон). Определились два основных типа застройки: с промежутками между домами и единым фронтом фасадов. Сплошная застройка впервые была применена на Дворцовой набережной, именно этому приему принадлежало будущее. Петром I владела идея регулярного города с репрезентативно устроенным центром. Он пытался воплотить ее несколько раз, выбирая для этого свободные от уже существовавшей застройки места. Первый в городе крупный участок строго регулярной прямоугольной планировки был создан в начале 1710-х годов Д. Трезини восточнее Литейного двора. Одновременно возник замысел столичного центра на острове Котлин в Финском заливе. Оторванный от суши и от реальности, он не был осуществлен. Но мысль о регулярном морском городе обратила взоры Петра на Васильев-ский остров. Крупнейший в невской дельте, выходящий прямо к Финскому заливу, этот остров был полупустынным, на нем находилась лишь огромная, обращенная к Неве, усадьба ближайшего сподвижника царя князя А.Д. Меншикова.
В 1716-1717 годах Ж.-Б. Леблон составил первый проектный генеральный план, охвативший разобщенные части Петербурга. Следуя типу «идеальных городов», он заключил территорию столицы в огромный овал, опоясанный цепью укреплений. Проект подчеркивал главенствующее положение Васильевского острова, где намечались основные площади и проспекты. Вместе с тем в черту города была включена лишь небольшая часть левого берега у Адмиралтейства. Блестящий замысел Леблона остался на бумаге, поскольку не отвечал реальным возможностям и направлениям развития столицы. Васильевский остров осваивался по более схематичному плану Д. Трезини (1716-1718). Несколько монотонную прямоугольную сеть проспектов и улиц дополняли каналы, предназначавшиеся для осушения и сообщения. Система каналов напоминала об излюбленной Петром I Голландии. Нарезка кварталов на прямоугольные участки проводилась по единому модулю. Однако велись работы медленно, люди селились здесь неохотно -- остров был особо подвержен наводнениям, отрезан от материковой территории. Застроена была лишь его юго-восточная часть, удаленная от залива, каналы впоследствии засыпаны. Зато в 1720-х годах началось создание парадного городского центра у Стрелки острова, обращенной к основному пространству Невы. Здесь были возведены здание Двенадцати коллегий (правительственных учреждений Российской империи), Кунсткамера, Гостиный двор. Вскоре сюда переместился порт, после чего Городовой остров потерял свое былое значение. Между тем город сам собой, помимо воли Петра I, все сильнее смещался на левый берег -- на материк. В 1710-1720-х годах уже закладывался костяк планировки левобережья. Согласно проекту Н.Ф. Гербеля (1719), основу ее образовали улицы-лучи, расходящиеся от Адмиралтейства. Это Невский и Вознесенский проспекты, а также средняя Гороховая улица, которая тогда была еще только намечена. Еще две улицы, проложенные параллельно Неве в разные стороны от Адмиралтейства, -- Галерная и Миллионная -- составили вместе с основным трезубцем симметричную пятилучевую композицию, раскрытую широким веером на 180°. Невский проспект, ставший позднее главной магистралью города, соединил район Адмиралтейства с дорогой на Новгород и Москву и далее -- с Александро-Невским монастырем, основанным также на берегу Невы намного выше по ее течению. Одновременно велись гидротехнические работы. Исток Мойки соединили с Фонтанкой, между Невой и Мойкой прорыли несколько малых каналов. Реки Мойка, Кривуша (ныне канал Грибоедова) и Фонтанка охватили тремя концентрическими дугами территорию левобережья. Их пересекли улицы, отходящие от Адмиралтейства. Так определилась радиально-дуговая система Адмиралтейской стороны. Доминирующая роль здания Адмиралтейства усиливалась тем, что оно расположено в центре этого полукружия. Изгибы водных протоков придавали левобережной части города особую живописность. Кварталы здесь нередко получали косоугольные или криволинейные очертания. За Фонтанкой была проложена строго по линии меридиана дорога на Царское Село (Московский проспект), ориентированная на взметнувшийся вдали шпиль Петропавловского собора. Адмиралтейский трезубец улиц, завершенный в конце 1730-х годов, вызывает ассоциации с трехлучевыми композициями Рима и Версаля. Но его лучи разведены более широко и четко сфокусированы на башне Адмиралтейства. Расположение радиальных улиц и дуговых протоков сродни Амстердаму, но отличается большей ясностью и свободой. Обилие рек и каналов превращало Петербург в «Северную Венецию». А простор Невы с дворцом правителей, высокими колокольнями и Стрелкой порта сопоставим с венецианской акваторией Сан-Марко. Петербург поднимался на низких невских берегах со сказочной быстротой. В петровское время он представлял собой грандиозную строительную площадку. Все находилось в состоянии доделок и переделок. Архитектурный облик столицы только начинал складываться, но ее структурный каркас был уже намечен. Правда, блуждавший по кругу центр города еще не утвердился на окончательном месте. Территория столицы состояла из разнородных частей, которые формировались по своим локальным планам. Тем не менее для России это был город нового, регулярного типа, создававшийся на плановой основе. Несмотря на тягу Петра I к морю, городская территория почти не получила выхода к заливу. Поэтому Петербург стал скорее речным, чем морским городом. Вместе с тем петербургская «агломерация» активно осваивала берега взморья и остров Котлин, где строился город-крепость Кронштадт. На южном берегу залива были созданы великолепные загородные резиденции: Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. Они довершали образ петровского «парадиза». Вскоре после смерти Петра I в Петербурге наступил застой. Столица на несколько лет (1728-1732) возвратилась в Москву. В 1736-1737 годах Адмиралтейская сторона была опустошена страшными пожарами. Новый этап в градостроительстве столицы связан с Комиссией о Санкт-Петербургском строении, учрежденной в 1737 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Ведущим архитектором в ней был П.М. Еропкин. Деятельность Комиссии подняла на высокий уровень идеи планомерного развития регулярного города. На Адмиралтейской стороне было завершено трехлучие, проложен дуговой проезд -- Садовая улица с площадями. За Фонтанкой распланированы геометрически четкие поселения гвардейских полков, связанные Литейным и Загородным проспектами. В результате радиально-дуговая структура левобережья обрела еще большую широту и законченность. На западной окраине левобережья Еропкин создал новый жилой район -- Коломну. Его разнообразные по группировке и конфигурации кварталы органично вписаны в изгибы рек. Комиссией последовательно проводился принцип ориентации перспектив на высотные сооружения. Деревянное строительство между Невой и Мойкой было запрещено. Рекомендовалось строить кирпичные жилые дома в один-два этажа на высоких подвалах, размещая их с небольшими промежутками. Для этого часто использовались образцовые проекты М.Г. Земцова. Далеко не все предначертания Комиссии удалось реализовать. Не была осуществлена трехлучевая планировка Выборгской стороны, так и оставшейся наиболее аморфной частью Петербурга. В середине XVIII века зодчий Ф.Б. Растрелли воздвиг мощные архитектурные доминанты: новый Зимний дворец, задавший крупный монументальный масштаб будущим ансамблям центра, и Смольный монастырь, который стал силуэтным акцентом на излучине Невы у восточной окраины города. Эти сооружения ознаменовали апогей и конец эпохи барокко, быстро сменившейся классицизмом. Новый план столицы был разработан в 1760-х годах под руководством архитектора А.В. Квасова в Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы (образована указом Екатерины II в 1762 году). Ставились задачи сделать город более компактным, уплотнить и упорядочить застройку. Центр окончательно утверждался на левом берегу Невы. На пересечениях Фонтанки с лучевыми улицами были устроены площади. На обширном Адмиралтейском лугу, прилегавшем к верфи-крепости, Квасов наметил новые кварталы, определив контур системы центральных площадей, в том числе, дуговой абрис юго-западной части Дворцовой площади. В иерархии градоформирующих частей левобережья существовало определенное противостояние. Во второй половине XVIII века доминирующим звеном центра города являлась Дворцовая набережная, обращенная к огромному зеркалу Невы. С ней соперничал адмиралтейский трезубец. Эти звенья были отчасти сбалансированы тем, что главным из трех лучей стал боковой -- Невский проспект, ближайший к Дворцовой набережной. Комиссия о каменном строении предполагала уравновесить общий план города, повторив на противолежащей (Петроградской) стороне многолучевую систему улиц, ось которой была ориентирована на колокольню Петропавловского собора. Этот замысел не состоялся, как ранее его аналог на Выборгской стороне. С 1760-х годов от Невы вплоть до Фонтанки предписывалось строить только кирпичные дома. Застройка улиц велась отныне «одним сплошным фасадом», то есть сомкнутым фронтом зданий. Этот принцип, господствовавший до начала XX века, привел к превращению улиц в «коридоры» и к изоляции внутриквартальных территорий с их замкнутыми дворами. Высота домов возросла до трех-четырех этажей, постепенно получили распространение многоквартирные доходные дома. Этот новый, а впоследствии -- основной тип жилых зданий вытеснял из центральной зоны особняки и усадьбы. Дворцы теперь тоже ставились по линиям улиц (а не в глубине участка по французскому определению: «дом между двором и садом»). Начался вывод промышленных комплексов на периферию города. Менялся облик рек: в 1760-х годах развернулось сооружение гранитных набережных левого берега Невы, следом -- малых водных протоков. Естественный камень стали внедрять в облицовку фасадов. Это нововведение осуществил А. Ринальди, архитектор из Италии. Гранит доставляли в столицу по воде из Карелии и Финляндии, с берегов и островов Ладожского озера. В Карелии добывали также мрамор. Иногда применялся пудостский камень, месторождения которого находились недалеко от Гатчины. Еще раньше для облицовки цоколей здания стали употреблять путиловскую плиту, которую разрабатывали вблизи Ладожского озера и притоков Невы. И все же каменные фасады в Петербурге -- редкость. Город оставался кирпично-штукатурным, а на окраинах -- деревянным. В течение нескольких десятилетий генеральный план 1760-х годов сохранял определяющее значение. Закрепленный им планировочный каркас наполнялся новыми ансамблями и монументальными зданиями. Созданный на исходе XVIII века крупный комплекс Михайловского замка (В. Бренна, В.И. Баженов) предвосхитил наивысший подъем ансамблевого искусства в первой трети XIX века. Возведение А.Н. Воронихиным Казанского собора с прилегающей площадью отмечено новым подходом к активному преобразованию городского пространства. Исключительно важным для столицы стал ансамбль Биржи на Стрелке Васильевского острова -- творение Ж.Ф. Тома де Томона. Он сфокусировал среднюю ось невской акватории и взял на себя роль центрального звена основного водного пространства Невы -- главной «площади» города. Адмиралтейство, кардинально перестроенное А.Д. Захаровым в мощных торжественных формах, послужило ядром нового грандиозного ансамбля центральных площадей. Окружавшие его укрепления были срыты, и на освободившемся месте образована целостная система слитых друг с другом площадей, частично раскрытых на Неву. Поражает их пространственный размах: общая длина Дворцовой, Адмиралтейской и Исаакиевской площадей достигает 1100 метров, а глубина Сенатской и Исаакиевской -- 800. Кажется, будто сама Нева приучила петербургских градостроителей к такому простору. Именно здесь окончательно закрепился вплоть до советского времени не только общегородской, но и общероссийский административно-государственный центр. К императорскому Зимнему дворцу и высшим морским учреждениям, размещенным в Адмиралтействе, добавились здания Главного штаба и министерств, Сената и Синода, Штаба гвардии. Дворцовая площадь превратилась в петербургский форум, что подчеркивалось триумфальной аркой Главного штаба и поставленной в центре Александровской колонной. Значение кафедрального храма столицы получил новый Исаакиевский собор -- самая мощная доминанта левобережья. Решающий вклад в завершение ансамбля центральных площадей внесли К .И. Росси и О. Монферран. Великий градостроитель, Росси сформировал либо закончил целый ряд ансамблей. Создание самых значительных из них (ансамблей Михайловского дворца, Александрийского театра) сопровождалось прокладкой улиц и устройством площадей, организацией или развитием видовых перспектив. Росси входил в состав Комитета строений и гидравлических работ, основанного в 1816 году, спустя двадцать лет после ликвидации Комиссии о каменном строении. Комитет под председательством инженера А. де Бетанкура последовательно контролировал планировку, застройку, гидротехнические работы и благоустройство Петербурга. Акцент был поставлен на эстетической организации городского пространства. Локальные задачи обязательно соотносились с обликом всей столицы: предписывалось соблюдать «правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу». Деятельность Комитета, наиболее активная в царствование Александра1, увенчала «золотой век» петербургского градостроительства -- век классицизма. И если общий пространственный каркас города достался в наследство от XVIII века, то в его архитектурном облике задают тон ансамбли первой трети XIX века. Одно из последних важных градостроительных предложений той поры -- проект перепланировки Петербургской (Петроградской) стороны (18 31). Им определялась, в частности, прямолинейная трасса Каменноостровского проспекта с тремя круглыми площадями -- схематично уменьшенный вариант Елисейских полей в Париже. В середине XIX века, с наступлением эпохи эклектики, градостроительные мероприятия утратили былой размах и ансамблевую направленность. Появились лишь немногие новые планировочные узлы: Благовещенская площадь у Невы (пл. Труда), Знаменская площадь (пл. Восстания) перед Московским вокзалом. Прокладывались второстепенные улицы, но ведущим видом планирования стало урегулирование -- выпрямление, расширение, продление -- существовавших проездов. Общий план урегулирования Петербурга был утвержден в 1880 году. Сооружение постоянных мостов через Неву (первый из них, Благовещенский, открыт в 1850 году) улучшило связь между разными частями города. Структура улиц, площадей и кварталов оставалась, в общем, прежней, но обрастала более плотной массой застройки. Она росла вверх, достигнув к концу XIX века пяти этажей, а в начале XX века -- шести. Выше строить запрещалось -- лимитом служил уровень карниза Зимнего дворца (23,5 м). Этим ограничением объясняется преобладающая горизонталь петербургских улиц. Плотность заполнения участков достигала предельно допустимых параметров -- до 80% внутриквартальных территорий. Развернулась борьба с «бесполезными» городскими пространствами. Простор старых площадей стал казаться чрезмерным, подавляющим человека. На них устраивались сады, парки, скверы. Зелень расчленила или частично поглотила пространства центральных площадей. Были засыпаны или перекрыты многие водные протоки. В связи с бурной индустриализацией во второй половине XIX века на периферии города стремительно разрасталась промышленная зона. Она тянулась вдоль Невы и ее рукавов, по сторонам Обводного канала, выходила к Финскому заливу. С 1837 по 1870 год в столице было построено пять вокзалов. Широкий веер рельсовых путей разрезал территорию промышленного пояса на сектора. Кирпично-штукатурный характер застройки не претерпевал особых изменений. Правда, если в классицизме штукатурка покрывала ровные поверхности, то в эклектике она, вместе с гипсом, превратилась в самоценный слой многообразного насыщенного декора. «Палитра» отделочных материалов постепенно расширялась. Из Германии и Польши привозили песчаник для облицовки фасадов. С 1870-х годов вошел в употребление облицовочный кирпич, поставлявшийся в основном также из Германии. В начале XX века, в период модерна, широко применялись гранит и талькохлорит, а также керамика. Интенсивность строительства все возрастала. Многоэтажные жилые дома, общественные и коммерческие здания поглощали застройку классицистической эпохи. Во второй половине XIX -- начале XX века окончательно сложился облик подавляющего большинства улиц и кварталов. Строительный бум рубежа веков полностью преобразил Петроградскую сторону. Это время характерно экспансивным ростом новых жилых районов на окраинах и в предместьях, разработкой масштабных градостроительных предложений. Самое значительное из них -- Проект «преобразования Петербурга» Ф.Е. Енакиева и Л.Н. Бенуа (1910) -- не было реализовано. Не удалось завершить город-сад для рабочих (Царский городок) на южной окраине. Грандиозный замысел «Нового Петербурга» на острове Голодай у Финского залива, разработанный И.А. Фоминым и Ф.И. Лидвалем, лишь начал воплощаться. Дальнейшему помешали Первая мировая война и революционные потрясения. Послереволюционная разруха затормозила развитие города, потерявшего в 1918 году статус столицы и названного в 1924 году именем Ленина -- Ленинград. В первые советские годы градостроительным проектированием руководили И.А. Фомин и Л.А. Ильин -- приверженцы старого Петербурга, опиравшиеся на традиции классицизма. Новое строительство велось с 1925 года на окраинах и почти не затронуло исторический центр. Дореволюционный Петербург был как бы законсервирован. Все это содействовало его сохранению. Наибольший ущерб нанесли сносы множества храмов, что сильно обеднило силуэт города. В конце 1920-х -- 1930-х годах на периферии вырос целый ряд жилых массивов и общественных зданий. Среда новых районов резко отличалась от исторического центра. Вместо замкнутых плотных кварталов формировались разомкнутые озелененные пространства. Дома ставились с промежутками вдоль улиц или перпендикулярно им (линейная и строчная застройка). В 1935-1936 годах под руководством Л.А. Ильина и В.А. Витмана был разработан генеральный план развития Ленинграда. Историческая часть оставалась почти неизменной. Новый город должен был расти в южном направлении, на незатопляемых наводнениями территориях. Здесь получила продолжение радиально-дуговая система, в которой учитывались уже существовавшие трассы улиц и путей. Стержнем ее, главной парадной магистралью становился Московский проспект. На его пересечении с центральной дуговой магистралью намечался общегородской центр социалистического Ленинграда с Домом советов (Н.А. Троцкий) и гигантской площадью перед ним, предназначавшейся для парадов и митингов. Активное строительство новых районов было прервано Великой Отечественной войной. 900-дневная блокада принесла Ленинграду неисчислимые жертвы и чудовищные разрушения. Сразу после ее снятия начались восстановительные и реставрационные работы в городе и пригородах. В центре города получила архитектурное завершение его старейшая площадь -- Троицкая, была создана площадь Ленина перед Финляндским вокзалом, также открытая к Неве. После войны генеральный план Ленинграда был откорректирован Н.В. Барановым и А.И. Наумовым. Город стал более компактным, намечалось его концентрическое развитие во всех направлениях, но с некоторым акцентом на юг. Роль общегородского центра сохранялась за историческим ядром. С 1950-х годов в новых районах развернулось массовое жилищное строительство. Дома обычно в 5, 7, 9 и 12 этажей сооружались по типовым проектам с использованием стандартных элементов, изготовленных на специальных предприятиях. Кварталы формировались из отдельно стоящих, иногда блокируемых друг с другом корпусов. Интенсивная типовая застройка обширных территорий решала важнейшую социальную проблему -- обеспечения горожан отдельными квартирами. Однако в архитектурном отношении она породила бесконечно однообразные, обезличенные спальные районы, противостоящие исторической части города. Среди значительных ансамблей, созданных в 1960-1970-х годах выделяется по идейному звучанию площадь Победы в конце Московского проспекта, при въезде в город с юга. С 1966 года город развивался на основе генерального плана, составленного под руководством В.А. Каменского и А.И. Наумова. Одна из главных его идей -- выход к Финскому заливу: освоение низменных приморских территорий и создание общегородского «морского фасада». Центральным звеном его является западная часть Васильевского острова. Замысел этот во многом уже осуществлен. Но сформирован «морской фасад» преимущественно однообразными жилыми массивами. Поэтому он несопоставим с речными панорамами старого города. В нашем восприятии Петербург предстает и запечатлевается прежде всего величаво монументальными ансамблями, окружающими широкий простор Невы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|