Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Николаи кузанскии 6 страница




6 В «Предположениях» говорится о переплетении природы и искусства в интеллигенции: она развертывает из себя искусство, но действует при этом с природной естественностью (II, 12, 131).

7 См. «Предположения», I, 10.

«ВСЯ ТЫ ПРЕКРАСНА, ВОЗЛЮБЛЕННАЯ МОЯ»

1 То есть слова «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе» («Песня песней», IV, 7).

2 Дионисий Ареопагит. О Божиих именах, 4 (см. в -сн.: История эстетики. М., 1962, с. 334-335).

3 Греческое κ α λ ό ν «прекрасное» возводил к κ α λ ω «зову» еще Платон в «Кратиле» (416 Ь-с): прекрасное есть «зовущее» и в смысле зова и в смысли называния, потому что оно как бы Дает всему имена.

4 Красота есть «причина слаженности (гармонии) и блеска», см. примеч. 2.

 

==135


5 В цицероновском honestum «нравственно-прекрасное» понятия добра и красоты снова соединились («Об обязанностях», I, 6, 18).

6 Сложение красоты из «субстрата» («субъекта») гармонии-согласия-пропорции и «субстанции» света-блеска-ясности есть у Дионисия Ареопагита (см. выше, примеч. 4), Августина («Град Божий», XXII, 19), Фомы Аквинского (Толкование на Псалом 44, «Сумма теологии», II, 2, q. 145, a. 2 с), Ульриха Страсбургского (Книга о высшем благе, II, 3).

7 Субъектом (субстратом) до Декарта называлась основа вещи, то, что в ней всегда уже заранее есть (ее пред-данность).

8 Альберт Великий. О прекрасном и добром: Бог творит красоту не только вовне себя, он сам по своей сущности тоже есть красота.

9 Аристотель показывает различие субъекта (см. примеч. 7) и сущности на таком примере: в реально существующей курносости совпадают курносый нос как субъект и вздернутость как смысловая сущность курносости («Метафизика», VI, 1, 1025 b 31 слл., VII, 5, 1030 b 29 слл. ).

10 Аристотель. Этика Никомахова, I, 1, 1094 а 3.

11 Согласно Ареопагиту, ангелы (интеллигенции, духовные озарения) сначала движутся круговым движением, храня самотождество, потом в прямом движении несут миру весть о божественном добре и красоте и, наконец, касаясь мира, возвращаются в спиральном движении к источнику света.

12 Имеется в виду комментарий Альберта на «Божий имена».

13 Согласно Фоме Аквинскому, у человека есть только возможность понимания, которая не может осуществиться без путеводного сияния божественного ума, всегда пребывающего в действительности.

14 Три момента красоты (ее источник—ее понимание—любовь к ней) отвечают у Николая Кузанского трем моментам бытия (бесконечное начало, единое—равенство единого самому себе в своем порождении—возникающая таким образом связь равных).

15 «Исаия», XXXII, 18; «Иеремия», XXXI, 23; «Псалтирь», 49, 11 и 95, 6.

16 Хотя абсолютное единство, не имея частей, не представляет собой пропорции, оно свертывает в себе всякое число; число в свою очередь насыщено соразмерностями (второй момент красоты, свет, содержится в первоединстве как в источнике света). Под словом «число» следует лишь во вторую очередь понимать математическое число. Соответствующее латинское слово numerus означает «соразмерность», «ритм» (в том числе поэтический, откуда numeri «стихи»), «такт», «гармония», «музыка», «порядок», «достоинство», и только в частном случае «число» как инструмент счета. Говоря о «числе» божественного начала, Николай Кузанский имеет в виду гармонию тождественности, совершенный ритм, создаваемый возвращением бытия к самому себе.

«ПРОСТЕЦ О МУДРОСТИ»

1 Образ мудрого простеца («идиота») уже имел хождение в литературе немецкой мистики. Николай Кузанский обратился к нему, по-видимому, в связи со своим назначением «легатом по всей Германии».

2 Выражения из I послания апостола Павла к Коринфянам, III, 19 и VIII, 1.

3 Словесные занятия—всякая книжная наука, в отличие от той, которая «пишется в душе обучающегося» (Платон. Федр, 275с-276е).

4 Псалом 123, 7: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих».

5 Ср. Платон («Федр», 248 be) о «мнимом пропитании» обманутых душ.

6 Выражение из послания апостола Павла к Ефесянам, IV, 13.

7 «Книга притчей Соломоновых», I, 20; «Книга премудрости Соломона», IX, 17.

8 Ср. Платон. Апология Сократа, 21 d: «... но он думает, что знает, не зная, а я, раз не знаю, так и не думаю; вот я и оказываюсь чуть-чуть мудрей его, поскольку не думаю, что знаю, чего не знаю».

9 Эти выражения есть в «Науке незнания» и в «Апологии ученого незнания».

10 «Если есть единое, обязательно есть и число» (Платон. Парменид, 144 а); «единое есть начало числа» (Аристотель. Метафизика, IX, 1, 1052 b 21); «единое... корень и очаг числа» (Прокл, Комментарий к «Тимею», III, 2, Diehl, p. 232, 12), и т. д.

 

==136


11 Петит—старая кельтская мера объема, 1/6 литра.

12 Слово «простой» (sim-plecs) следует понимать в связи с «развертыванием» (ex-plicatio) и «свертыванием» (com-plicatio) бытия.

13 Эти аксиомы учения о едином см. у Платона («Федон», 78с), Аристотеля («Метафизика», IV, 5, 1015 b), Прокла и т. д.

14 Эсотеризм смягчается здесь до простого требования серьезности.

15 Inattingibile inattingibiliter attingitur. Эта знаменитая формула Николая Кузанского восходит к выражениям Дионисия Ареопагита и имеет двоякий смысл постижения через осознание непостижимости познаваемого и через непостижимое экстатическое прозрение его сути.

16 Родство латинских слов sapere «вкушать» и sapientia «мудрость» используется для мысли о слиянии ощущения, сердечного чувства, рассудка и разума в единое целое.

17 Multiplicans, букв. «размножающийся». Ср. выше примеч. 12.

18 То есть «вкус» мудрости есть вкус цельности, ср. Платон. Парменид, 137 d, 145 ab, 153с, 165 b.

19 Ср. Платон. Государство, VII, 533 d.

20 Мысль об одновременности божественного воссияния и порыва к нему тоже восходит к Дионисию Ареопагиту и неоплатоникам.

21 В борьбе против поздней схоластики эта старая истина стала знаменем всего возрожденческого гуманизма, начиная с Петрарки («О невежестве... »).

22 Ср. в «Послании к Галатам» (V, 22) плоды духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

23 В других местах Николай Кузанский уточняет: бог дает не бытие—вещи, а бытие-вещи, то есть одновременно и вещь и ее бытие.

24 Совпадение в максимуме любых геометрических фигур доказывается в «Науке незнания» (I, 11—15) как пример творения всех вещей абсолютным единством.

25 В «Видении Бога» предлагается другой образ: как взор на портрете кажется обращенным конкретно к любому зрителю, откуда на него ни смотреть, так форма форм одновременно творит все в отдельности, оставаясь единой.

26 На языке Альберта Великого и Фомы «формальный»—«формирующий».

27 Раз всеединство все равно не может изобразиться в виде одной конкретной вещи, необозримое множество вещей отразит его все-таки с большей полнотой, чем какое-то конечное их число.

28 В конце диалога стоит приписка: «Закончил в день, в который начал. Риети, 15 июля [1450 г. ]. Николай, кардинал св. Петра».

«ПОСТУПАЙТЕ ПО ДУХУ»

1 Слова из послания апостола Павла к Галатам, V, 16.

2 См. «Вся ты прекрасна... », примеч. 16. У Николая Кузанского нет мистики чисел: для него онтологически значимо только «число» в смысле гармонии и порядка, происходящих из абсолютного Единства. Математическое число возникает вторично как человеческая попытка осознания ритма и размеренности, царящих в действительности.

3 В евангельском словоупотреблении «душевный»—погруженный в неустойчивые переживания.

4 См. «Простец о мудрости», примеч. 22.


 

 

==137***

 

==138 нет рис.


00. htm - glava06

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...