Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи естествознания




Лекция 1

Концепции современного естествознания.

Введение в дисциплину

 

1. Естествознание: определение и содержание понятия.

2. Наука как часть культуры.

3. Задачи естествознания.

4. Взаимосвязь естественных наук. Редукционизм и холизм.

5. Фундаментальная и прикладная наука.

6. Тезис о двух культурах

 

Познание мира может осуществляться множеством различных способов, которые соответствуют различным формам общественного сознания и различным типам мировоззрения. В философии особо выделяются следующие способы познания мира:

магия (мифологическое сознание); · вера (религиозное сознание);

· рефлексия (философское сознание); · оценка (нравственное сознание);

· законоустановление (правовое сознание); · образ (художественное сознание);

· идеология (политическое сознание); · рационализация (научное сознание).

Формы научного познания

Человек может познавать мир в двух основных формах: посредством чувственного восприятия, конструируя в своем сознании систему образов, и посредством абстрактного мышления, конструируя в своем сознании систему понятий, суждений и умозаключений. В свою очередь чувственное восприятие мира осуществляется в трех различных формах: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение — это непосредственное познание отдельной стороны предмета или явления (цвета, запаха, размера и т. д.).

Восприятие — это непосредственное познание предмета или явления как целостности, предполагающее построение в своем сознании соответствующего или комплекса ощущений.

Представление — это опосредуемое памятью познание предмета или явления как целостности, предполагающее построение в своем сознании соответствующего ему комплекса ощущений.

Примечание. Наталкиваясь ночью на стену, человек ощущает ее как твердое и шершавое, утром, рассмотрев ее внимательно, он воспринимает ее как стену дома и представляет, что перед ним дом, хотя он не видит других стен и крыши.

 

1. Естествознание. Определение и содержание понятия. Задачи естествознания

 

Слово «естествознание» (<естество – природа) означает знание о природе, или природоведение. В латинском языке слову “природа” соответствует слово natura, поэтому в немецком языке, ставшем в 17-19 вв. языком науки, все о природе стали называться "Naturwissenchaft”. На этой же основе появился и термин «натурфилософия» – общая философия природы. В древнегреческом языке слову природа очень близко слово «физис» («фюзис»).

Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности – «физиология»). Так Аристотель (III в. до н.э.) называл своих предшественников «физиками» или физиологами. Физика, таким образом, стала основой всех наук о природе.

В настоящее время имеются два определения естествознания.

1. Естествознание – наука о природе, как о единой целостности.

2. Естествознание – система наук о природе.

Первое определение говорит об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности, т.е. множестве наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия, биофизика и т.д).

Основой всех естественных наук с полным правом можно считать физику.

Физика - это наука о телах, их движении, превращениях и формах проявления на различных уровнях.

Химия является наукой о химических элементах и соединениях, их свойствах, превращениях.

Биология изучает живую природу, о закономерности органического мира.

К естественным наукам относится и геология. Однако, правильнее будет сказать, что геология – это система наук о составе, строении, истории развития земной коры и Земли.

Математика не относится к естественным наукам, однако играет огромную роль в естествознании. Математика – это наука о количественных отношениях действительности иявляется наукой междисциплинарной.

 

Наука как часть культуры

Культура (от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности. Любая человеческая деятельность, представленная артефактами, т.е. (материальная культура) или верованиями (духовная культура), которая передаётся от человека к человеку тем или иным способом обучения, но не через генетическую наследственность.

В культуре воплощается общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека определяется не столько природой, сколько воспитанием, культурой.

Материальная культура (ценности) - развитие техники, орудия, опыт, производство, строительство, одежда, утварь и др., т.е. всё то, что служит для продолжения жизни. Духовная культура (ценности) - идеологические представления взгляды, идеи, нравственность, образование, наука, искусство, религия и др., т.е. всё то, что отражает окружающий мир в сознании, в понимании добра и зла, красоты, познания ценности всего многообразия мира. Таким образом, наука является важнейшей составляющей культуры. Наука – часть культуры.

Наука - э то исторически сложившаяся форма человеческой деятельность, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные частные законы, а также методы исследования.

 

Наука представляет единство трех составляющих:

1-совокупность определенного рода знаний;

2-определенный способ получения знаний;

3-социальный институт.

Порядок в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, т.е. возникновения и упрочнения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Сейчас наука получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку расширяется и углубляется применение ее для практики. Возрастающая роль Н. в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. Поэтому остро ставится проблема особенностей Н. познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыд. знанием...).

Функции науки. Через отмеченные выше составляющие науки реализуются ее важнейшие функции:

объяснительная, описательная,

прогностическая, мировоззренческая,

систематизирующая, производственно-практическая)

 

 

Цели и задачи естествознания

Естествознание, в конечном счете, пытается решить так называемые «мировые загадки», сформулированных еще в конце 19-го века Э. Геккелем[1][1] и Э.Г.Дюбуа-Реймоном[2][2]. Вот эти загадки, две из которых относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии (см. рис.1):

Естествознание, развиваясь приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся сферой. Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным. Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.

Естествознание имеет двоякую цель:

1) раскрытие сущности явлений природы, познание ее законов, предвидения на их основе новых явлений;

2) указание на возможность использования на практике познанных законов природы.

Таким образом, задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...