Новое отношение. Попробуйте.
Как подружиться со своими детьми. Совершенно не важно, что вы делаете. Важно – то отношение, с каким вы производите эти действие. Не содержание поступка: отправлять ребенка в садик или не отправлять, заставлять его заниматься музыкой или не заставлять, убирать квартиру или не убирать. Это второстепенные вопросы. Я думаю, что намного важнее в отношениях с детьми - это отношение к этим людям. Обратите внимание – именно к людям, а не к детям. Позвольте им стать больше! Дело в том, что традиционное отношение, которое воспитано годами из поколения в поколение, у нас, то, что это люди меньше нас. И, наверное, на то есть много причин. Они меньше знаю, они меньше понимают, они не правы. Да, наверное, действительно это так. Но когда мы строим наши взаимоотношения с ребенком и между строк неосознанно доносим, что они меньше нас, то в этот момент мы не позволяем им быть больше, мы не позволяем им расти, мы не поддерживаем их в росте и развития, а наоборот загоняем их рамки, стереотипы, которыми напичкана наша голова. И мне кажется, что первое, что стоит сделать – остановиться и осознать, что дети не только не меньше нас, но и в каких- то моментах значительно больше нас. Давайте разберемся! Для создания нового отношения к ребенку, важно понимать разницу понятий: Что такое выживать? Это сохранять безопасность, быть в комфорте, обеспечивать выживание на всех уровнях – на физическом, на эмоциональном и на ментальном. Обезопасить, сохранить, сберечь, не упустить, не сломать, не сделать меньше. Вот это и есть выживать. Что такое жить? Это совершенно другая реальность, так скажем, плоскость нашей жизни. Жить – не имеет отношения к выживанию. Это яркость красок, свобода, легкость, открытость, энергия, спонтанность, естественность, настоящность, жить по зову своих ощущений и мыслей сердца своего, а не так как принято, как навязано из вне. Вот это и есть жизнь. Яркость, полнота. Здесь речь идет по поводу жизни.
Так вот, если разделять эти два понятия, то действительно дети меньше нас знают, умеют в вопросах выживания. Они действительно не выживут, если оставить ребенка одного, маленького, двухгодовалого, даже в квартире. И здесь действительно требуется наше воспитание в вопросах выживания и в вопросах того, как поддержать человека или уберечь его. Но если речь касается жизни, то здесь моя версия – что дети намного сильнее, больше и грамотнее нас. Мы когда-то жили настолько же ярко, до тех пор, пока у нас не было всех наших страхов, не было опасений не угодить окружающим людям, не было страха не соответствовать чьим-то ожиданиям. Но потом, со временем, мы превращаемся в правильных роботов, которые притворяются по жизни: «я на работе должен выглядеть вот так», вот здесь мне надо вот так, вот здесь я должен улыбаться, вот здесь я должен быть хорошим. Я перестаю быть счастливым, я перестаю быть свободным, мне не приносят удовольствия даже те результаты, которые я в жизни имею. Дети не умеют притворяться, они говорят то, что они думают, когда им больно – им больно и они об этом кричат, плачут во все горло. И поэтому в этот момент они совершенно легко живут. Они не помнят обид, они просыпаются каждый день, их утро начинается заново, с нуля, несмотря на то, что вчера было больно в отношениях с мамой. Взрослые люди же прощают по шесть месяцев, по нескольку лет, десятилетиями, пока не умрут от раковых метастаз. Новое отношение. Попробуйте. Вот если на это обратить внимание, то это легко трансформирует отношение к ребенку, вдруг понимая, что у меня в семье есть удивительный человек. Настолько большой, настолько сильный, что пока он маленький, я могу у него учиться. В вопросах выживания я могу учить его, в вопросах жизни я могу учиться у него. Ведь он учит язык за два года, он овладевает ходьбой за один месяц, я языком во взрослом состоянии не могу овладеть за такой короткий срок. Я десять лет учу его в школе, пять лет в институте, потом не могу все равно разговаривать.
Научитесь его слушать! Я могу начать прислушиваться и учиться у него, в его глупых, наивных с точки зрения взрослого человека разговорах и поступках, учиться жить пока я не научил его жить по-взрослому. Я у него учусь. И вот в этот момент удивительным образом складываются совершенно другие взаимоотношения: Он чувствует себя востребованным, он чувствует себя важным, он чувствует, что его слышат и к нему прислушиваются, появляется такая возможность. Поэтому каждый раз, мне кажется, есть смысл замечать: Здесь я могу действительно его учить. Но если я понимаю, что то, что он сейчас делает никак не угрожает ему и это просто мое мнение - зачем ему мешать? У него в руках лопатка и копает он ей другим концом. Слушайте, но ведь здесь нет никакой угрозы, если он черенком лопаты будет тыкаться в песок, это никак ему не угрожает. Но в этот момент, когда я говорю «как надо», я всего лишь загоняю его в свои рамки. Ему никогда не придет во взрослой жизни после этого разговора нетрадиционное решение, сделать так, как никто не делает, принять вот такое решение, которое не распространено среди этой группы людей, он никогда не будет самостоятельным, когда мы убиваем эту «самость». И наоборот, когда он потыкается концом этой лопатки и концом той лопатки, он сам определит, как лучше. И это будет его опыт, его рост. А я в этот момент его никак не тормозил, я поддерживал «давай попробуем так, может быть так черенком лопатки в песке можно делать дырки? Здорово! Смотри как классно получилось». Я могу его поддерживать. Мне кажется, каждый раз мы можем действительно замечать: либо мне нужно обеспечить его выживание, либо сейчас мой ход и моя очередь у него чему-то учиться, учиться нестандартному мышлению, учиться радости, учиться его свободе, раскованности и независимости, которая пока у него еще есть. И когда я его в этом поддерживаю, благодарю его за это, за его уроки, оцениваю их и говорю «вот, что было для меня ценно». Не оцениваю, что ты молодец или не молодец, а говорю ему, что было для меня ценно в том, что я видел в тебе сегодня. В этот момент я создаю у него ощущение, что он важный, большой, свободный, удивительный и уникальный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|