Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Божественная семья асклепия

Постепенное развитие специализации врачевания при­вело к тому, что возникла «божественная семья» Аскле­пия. О его жене Эпионе — болеисцеляющей известно очень мало. Гиппократ называл ее дочерью Геракла.


Ее имя упоминается в ранний период культа Аскле­пия — на о-ве Кос, в Афинах и Эпидавре. На одной из Эпидаврских монет (300 г. до н. э.) Эпиона изображе­на держащей сосуд и банки для пускания крови. Ее считали матерью мифологических детей Асклепия. Еще меньше известно о другой мифологической жене Аскле­пия — Лампетии. Известно только, что ее сыном был Яниск.

Всех детей Асклепия условно можно разделить на две группы, каждая из которых олицетворяет либо пре­дупредительную, либо лечебную сторону деятельности Асклепия. К первой группе можно отнести старшую и младшую дочерей Асклепия Гигиею и Огле, ко второй группе — сыновей Асклепия Махаона, Подалирия, Те-лесфора, Яниска и дочерей Панацею и Иазо.

Гигиея

Важнейшей фигурой среди божественных детей Аскле­пия является его старшая дочь Гигиея — богиня здо­ровья. От ее имени произошло слово «гигиена». Иногда считают, что Гигиея, являлась дочерью реально сущест­вовавшего греческого врача Асклепия и была обожеств­лена вместе с ним. В ее обязанности входил уход за священными змеями храма Асклепия. По некоторым даным, почитание культа Гигиен началось (ок. V в. до н. э.) независимо от культа Асклепия и только со временем эти культы объединились.

Греческий поэт Арифрон Сикионский (V—IV вв. до н. э.) написал гимн в честь Гигиеи:

О Здоровье, из богинь старше всех,

Если б мне с тобою

Прожить до конца своих дней

И благою ты ко мне была бы...

Лишь с тобой, о Здоровье благое,

Цветет и блещет все и радость хариты несут,

Счастливых нет людей на свете без тебя.

(Перевод Ю. Ф. Шульца)

Обычно Гигиея сопровождает изображения бога вра­чевания, являясь частью его сущности. Она была больше, чем просто помощницей Асклепия. «Безупречная» богиня


 




ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ


«БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ


       
 
 
   


Гигиея. Античная скульптура, найденная

в Остии.

Античная камея с профильным изображением Гигиеи.


 

Античная мраморная плита с изображением Асклепия и Гигиеи.


ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ


«БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ


 


здоровья Гигиея, единственная из божественных дочерей Асклепия, наряду с ним и Аполлоном имела собствен­ные жертвенные алтари. В дар ей приносили золотые и серебряные волосы.

Место зарождения культа Гигиен считают Титанис (около Сикиона), затем Пелопоннес, где она всегда была богиней-попечительницей здоровья людей. В Афинах она


олицетворяла чистый воздух и целебные источники. Культ богини Гигиеи пришел из Греции в Рим вместе с культом бога Асклепия (Эскулапа). До этого в Риме существовала своя богиня здоровья, символизировавшая здоровье и хорошее самочувствие; сначала ее называли Валетуда, а к концу периода Римской республики стали называть Салута (Здоровье). Богиня Салута, первона­чально являвшаяся символом личного здоровья, со вре-


 


Изображение Асклепия и Гигиеи. Скульптура. Рим.

 

Изображение богини Салуты на римской серебряной монете.


Бронзовая медаль с изображением Гигиеи.

менем стала символом общественного благосостояния и благополучия. В ее честь в Риме на холме Квиринал около 307 г. до н. э. был сооружен храм.

Классический облик Гигиеи (стоящей, реже сидя­щей) дошел до нас в различных скульптурах и в изобра­жениях на античных монетах, а также на медалях. Так, на некоторых русских наградных серебряных и бронзо­вых медалях XIX в., ежегодно выдававшихся студентам медико-хирургических академий Петербурга и Вильно «З успехи в науках», изображена сидящая Гигиея с ча- и змеей и имеется надпись: «Воспитаннику, подаю-


ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ


«БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ


 


щему надежды быть хранителем народного здоровья». Вначале Гигиея изображалась сильной, зрелой женщи­ной, а позднее (с III в. до н. э.) — молодой девушкой в хитоне, иногда с посохом Асклепия в руках. Обычно ее символом была чаша, из которой она поит (или кормит) змею или жертвенных животных. По преданию, змея, поедающая (или пьющая) что-либо, служит счастливым предзнаменованием.

Основные атрибуты Гигиеи — чаша и змея — перво­начально изображались отдельно, затем они были соеди­нены; так появилась одна из наиболее широко распрост­раненных общемедицинских эмблем. К сожалению, зна­чение символа чаши, в отличие от других атрибутов богов исцеления, пока еще изучено недостаточно.

Огле

Самой младшей мифологической дочерью Асклепия, олицетворяющей предупредительную сторону его куль­та, была богиня Огле. Имя ее является производным от греческих слов «здоровье», «свет», «блеск». Быть мо­жет, благодаря последнему ее также считали богиней роскоши. В литературе сведений о ней практически нет.

Махаон и Подалирий

«Лечебная» сторона деятельности Асклепия представле­на в «божественной семье» несколько шире. К ней относятся два брата-героя Махаон и Подалирий. Гомер в «Илиаде» писал об этих фессалийских героях, что они «хорошие врачи», участвовали в Троянской войне (ок. 1193—1184 гг. до н. э.) как реальные лица. Болгар­ский академик В. Георгиев доказал, что предшествен­ники римлян — этруски — являются троянскими коло­нистами, поселившимися в Этрурии между XI и VIII в. до н. э. Они были, видимо, привлечены туда медными и железными рудами, а также плодородной почвой. Позже в греческой мифологии с именем Махаона свя­зывалось зарождение хирургии (в IV в. до н. э. Аристо­тель, занимавшийся и хирургией, считал себя потомком Махаона), а с именем Подалирия — начало терапии (именно его потомком считается Гиппократ). Махаону


удалось вылечить раненого Парисом ахейского царя Менелая.

Сколько, Талфибий, возможно скорей позови Махаона, родитель которого — врач безупречный Асклепий, чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса... Тотчас, бессмертный по­добный, вошел Махаон в середину и пытался стрелу из атри-дова пояса вынуть, но заостренные зубья обратно ее не пускали. Пояс узорный тогда расстегнул он, а после — передник с медной повязкой, немало над ней кузнецы потрудились. Рану увидел тогда, нанесенную горькой стрелою. Высосал кровь и со знаньем лекарствами рану посыпал. Так дружелюбно родитель его был обучен Хироном.

(Гомер, «Илиада», IV песнь)

Подалирий поставил правильный диагноз заболевше­му безумием Аяксу по его блестящим глазам и беспо­койству.

По утверждению Галена, отец Махаона и Подали­рия — Асклепий первым предложил использование му­зыки с лечебной целью, для успокоения больных бе­зумием. Древнегреческий поэт Аротинос (775—740 гг. до н. э.) в поэме «О разрушении Трои», так же как и Гомер в «Илиаде», называет Махаона хирургом, а По­далирия — терапевтом, обладающим даром узнавать скрытые болезни и излечивать недуги, которые другие врачи считали неизлечимыми.

В Трикке на кенотафе (почетной могиле без погребе­ния) Махаона и Подалирия сделана такая надпись:

Здесь Махаон с Подалирйем, асклепиды, когда-то Смертными были они, оба с богами теперь.

(Перевод Ю. Ф. Шульца)

Поскольку первые сведения о Махаоне и Подалирий связаны с описанием их деятельности во время Троян­ской войны, их считают первыми военными врачами.

Стоит многих людей один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу и рану присыплет лекарством.

(Перевод В. В. Вересаева)

Эти слова Гомера в «Илиаде» имеют прямое отноше­ние к Махаону, так как с ними Идоменей обратился к Нестору, увозившему Махаона на колеснице, убеждая Нестора скорее спасти раненого Махаона — этого вели-


ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ


«БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ


 


кого исцелителя раненых и больных воинов. Однако их следует понимать шире — как признание важности работы врача в Древней Греции, особенно — хирурга на войне.

Телесфор

На многих изображениях бога Асклепия и богини Гигиеи между ними или рядом с ними помещена ма­ленькая босая фигурка в плаще с капюшоном, по преда­нию, предохраняющем от болезней. Это один из мифо­логических сыновей бога врачевания — Телесфор — гений выздоровления (буквально «приводящий к благо­получному концу»). Иногда в произведениях изобрази­тельного искусства Древнего мира он встречается один. Очевидно, в качестве самостоятельного божества Телесфор появился первоначально в Пергаме, а затем был признан и в других местах и со временем вошел в «божественную семью» Асклепия. Он был известен под различными именами. Павсаний утверждает, что жители Пергама иногда называли Телесфора Эвмерионом. Плу­тарх называл его египетским карликом Гарпократом. Иногда его называли Акесом. В Пергаме Телесфор имел свой собственный храм — «телесферион», не менее известный, чем асклепийон.

В более поздний период Телесфор стал изображаться читающим, со свитком (восковой дощечкой) в руках или с набором медицинских инструментов. Считалось, что Телесфор определенным образом влиял на характер Асклепия, вносил активное, движущее начало в отно­сительно пассивную деятельность бога. Он приносил исцеление реальными методами и средствами. Его на­зывали служителем Асклепия. Однако в толковании культа Телесфора до настоящего времени имеются раз­личия. Его считают и богом выздоровления, и демоном магической медицины, и даже демоном смерти. Соглас­но преданиям, Телесфор мог вызвать благотворный, укрепляющий сон, который так необходим больному в период выздоровления, и являлся посредником между Асклепием и больными.

По мнению болгарских ученых, культ Телесфора возник у фракийцев во II в. н. э. и, так же как культ Асклепия и Гигиеи, связан с греко-римским влиянием.


Об этом свидетельствует грубая, ручной выделки одеж­да Телесфора: остроконечной колпачок и длиннополая накидка.

Почему же все-таки Телесфор стал членом «боже­ственной семьи» Асклепия? Асклепийоны были лечеб­ницами, где веками лечилось огромное число людей. Однако, несмотря на использование разнообразных ле­чебных методов — психотерапии, диетотерапии, водоле-

Изображение Гигиеи, Асклепия и Телесфора на древнегреческой монете.

чения и др., исход лечения не всегда был благоприят­ным. В некоторых случаях это толковалось как бесси­лие бога врачевания, несмотря на помощь Гигиеи. В связи с этим в образе Телесфора появляется новое божество, обладающее якобы действенной силой и способностью усиливать лечебные возможности бога Асклепия. Отсюда главной функцией Телесфора была помощь в процессе выздоровления и восстановления утраченных сил.

С целью полноты описания семьи Асклепия следует сказать также о Яниске. Наряду с изображением малы­ша в плаще с капюшоном (Телесфора) на античных монетах встречаются и изображения обнаженного мла­денца. Считают, что это и есть изображение почти забытого сына Асклепия и Лампетии Яниска. Иногда его изображают с гусем.


ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ


«БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ


 


Панацея

Женская часть семьи Асклепия с «лечебной» стороны предоставлена прежде всего богиней Панацеей (Пана-кеей) — покровительницей лекарственного лечения, а также богиней исцеления Иазо. В Эпидавре сущест­вовал особый культ Панацеи, который был воспринят всем античным миром.


обретали целебную силу только после их прикосновения к капюшону Телесфора. Со временем слово «панацея» стало синонимом ненаучного подхода к лечению, обоз­начающего универсальное лекарство от всех болезней. И сейчас в основном оно употребляется именно в таком значении.

В 1574 г. в Антверпене (Голландия) Иоанн Самбук опубликовал книгу «Icones Veterum Aliquot, ас Recen-


 



A.

Панацея.

В 1921 г. в Пловдиве (Болгария) был обнаружен фриз, шедевр фракийского искусства конца III в. н. э. На нем с большим мастерством изображены члены «божест­венной семьи» Асклепия: Иазо, Панацея, Телесфор, Асклепий, Гигиея, Эпиона, Махаон и Подалирий. Пана­цея правой рукой кладет лекарство в сосуд, который держит Асклепий, а левой — с пучком лекарственных трав прикасается к капюшону Телесфора. По предани­ям, Панацея готовила лекарства из трав, которые при-


Гигиея с тремя сестрами. Гравюра на меди

неизвестного художника. Базель.

Начало XVII в.


ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ


ЧАША СО ЗМЕЕЙ


 

tium, Medicorum, Philosophorumque», которая содержит 65 портретов врачей и философов, начиная с Древней Греции и до XVI в. Портреты были собраны Петером ван дер Борхтом. Серия портретов начинается изобра­жением патронессы медицины богини Гигиеи в хитоне с защитным нагрудником и шлемом на голове. В левой руке она держит пику и щит, на ладони ее протянутой правой руки стоит аист. В античном мире аист никогда не являлся атрибутом Гигиеи, однако Самбук в ком­ментарии к рисунку указывает, что Гигиея с аистом изображена на монетах римского императора Антонина Пия. Из четырех дочерей Асклепия изображение Гиги­еи наиболее часто встречается на монетах. Возможно, это объяснялось тем, что, по преданию, Иазо и Огле рано вышли замуж и отказались от лечебной практики. Рядом с Гигиеей на гравюрах, помещенных в книге, — три ее сестры: Панацея, Иазо и Огле с атрибутами в руках. Уменьшение их изображения в сравнении с Гигиеей является указанием на их подчиненное положе­ние по отношению к старшей сестре и зависимость от нее.

Названными именами не ограничивается «божествен­ная семья» Асклепия. Но другие члены этой семьи были известны лишь на ограниченных территориях и не пользовались широкой популярностью даже в Древней Греции


.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...