Божественная семья асклепия
Постепенное развитие специализации врачевания привело к тому, что возникла «божественная семья» Асклепия. О его жене Эпионе — болеисцеляющей известно очень мало. Гиппократ называл ее дочерью Геракла. Ее имя упоминается в ранний период культа Асклепия — на о-ве Кос, в Афинах и Эпидавре. На одной из Эпидаврских монет (300 г. до н. э.) Эпиона изображена держащей сосуд и банки для пускания крови. Ее считали матерью мифологических детей Асклепия. Еще меньше известно о другой мифологической жене Асклепия — Лампетии. Известно только, что ее сыном был Яниск. Всех детей Асклепия условно можно разделить на две группы, каждая из которых олицетворяет либо предупредительную, либо лечебную сторону деятельности Асклепия. К первой группе можно отнести старшую и младшую дочерей Асклепия Гигиею и Огле, ко второй группе — сыновей Асклепия Махаона, Подалирия, Те-лесфора, Яниска и дочерей Панацею и Иазо. Гигиея Важнейшей фигурой среди божественных детей Асклепия является его старшая дочь Гигиея — богиня здоровья. От ее имени произошло слово «гигиена». Иногда считают, что Гигиея, являлась дочерью реально существовавшего греческого врача Асклепия и была обожествлена вместе с ним. В ее обязанности входил уход за священными змеями храма Асклепия. По некоторым даным, почитание культа Гигиен началось (ок. V в. до н. э.) независимо от культа Асклепия и только со временем эти культы объединились. Греческий поэт Арифрон Сикионский (V—IV вв. до н. э.) написал гимн в честь Гигиеи: О Здоровье, из богинь старше всех, Если б мне с тобою Прожить до конца своих дней И благою ты ко мне была бы... Лишь с тобой, о Здоровье благое, Цветет и блещет все и радость хариты несут,
Счастливых нет людей на свете без тебя. (Перевод Ю. Ф. Шульца) Обычно Гигиея сопровождает изображения бога врачевания, являясь частью его сущности. Она была больше, чем просто помощницей Асклепия. «Безупречная» богиня
ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ «БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ Гигиея. Античная скульптура, найденная в Остии. Античная камея с профильным изображением Гигиеи. Античная мраморная плита с изображением Асклепия и Гигиеи. ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ «БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ
здоровья Гигиея, единственная из божественных дочерей Асклепия, наряду с ним и Аполлоном имела собственные жертвенные алтари. В дар ей приносили золотые и серебряные волосы. Место зарождения культа Гигиен считают Титанис (около Сикиона), затем Пелопоннес, где она всегда была богиней-попечительницей здоровья людей. В Афинах она олицетворяла чистый воздух и целебные источники. Культ богини Гигиеи пришел из Греции в Рим вместе с культом бога Асклепия (Эскулапа). До этого в Риме существовала своя богиня здоровья, символизировавшая здоровье и хорошее самочувствие; сначала ее называли Валетуда, а к концу периода Римской республики стали называть Салута (Здоровье). Богиня Салута, первоначально являвшаяся символом личного здоровья, со вре-
Изображение Асклепия и Гигиеи. Скульптура. Рим. • Изображение богини Салуты на римской серебряной монете. Бронзовая медаль с изображением Гигиеи. менем стала символом общественного благосостояния и благополучия. В ее честь в Риме на холме Квиринал около 307 г. до н. э. был сооружен храм. Классический облик Гигиеи (стоящей, реже сидящей) дошел до нас в различных скульптурах и в изображениях на античных монетах, а также на медалях. Так, на некоторых русских наградных серебряных и бронзовых медалях XIX в., ежегодно выдававшихся студентам медико-хирургических академий Петербурга и Вильно «З успехи в науках», изображена сидящая Гигиея с ча- и змеей и имеется надпись: «Воспитаннику, подаю-
ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ «БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ
щему надежды быть хранителем народного здоровья». Вначале Гигиея изображалась сильной, зрелой женщиной, а позднее (с III в. до н. э.) — молодой девушкой в хитоне, иногда с посохом Асклепия в руках. Обычно ее символом была чаша, из которой она поит (или кормит) змею или жертвенных животных. По преданию, змея, поедающая (или пьющая) что-либо, служит счастливым предзнаменованием. Основные атрибуты Гигиеи — чаша и змея — первоначально изображались отдельно, затем они были соединены; так появилась одна из наиболее широко распространенных общемедицинских эмблем. К сожалению, значение символа чаши, в отличие от других атрибутов богов исцеления, пока еще изучено недостаточно. Огле Самой младшей мифологической дочерью Асклепия, олицетворяющей предупредительную сторону его культа, была богиня Огле. Имя ее является производным от греческих слов «здоровье», «свет», «блеск». Быть может, благодаря последнему ее также считали богиней роскоши. В литературе сведений о ней практически нет. Махаон и Подалирий «Лечебная» сторона деятельности Асклепия представлена в «божественной семье» несколько шире. К ней относятся два брата-героя Махаон и Подалирий. Гомер в «Илиаде» писал об этих фессалийских героях, что они «хорошие врачи», участвовали в Троянской войне (ок. 1193—1184 гг. до н. э.) как реальные лица. Болгарский академик В. Георгиев доказал, что предшественники римлян — этруски — являются троянскими колонистами, поселившимися в Этрурии между XI и VIII в. до н. э. Они были, видимо, привлечены туда медными и железными рудами, а также плодородной почвой. Позже в греческой мифологии с именем Махаона связывалось зарождение хирургии (в IV в. до н. э. Аристотель, занимавшийся и хирургией, считал себя потомком Махаона), а с именем Подалирия — начало терапии (именно его потомком считается Гиппократ). Махаону удалось вылечить раненого Парисом ахейского царя Менелая. Сколько, Талфибий, возможно скорей позови Махаона, родитель которого — врач безупречный Асклепий, чтобы пришел осмотреть Менелая, любимца Ареса... Тотчас, бессмертный подобный, вошел Махаон в середину и пытался стрелу из атри-дова пояса вынуть, но заостренные зубья обратно ее не пускали. Пояс узорный тогда расстегнул он, а после — передник с медной повязкой, немало над ней кузнецы потрудились. Рану увидел тогда, нанесенную горькой стрелою. Высосал кровь и со знаньем лекарствами рану посыпал. Так дружелюбно родитель его был обучен Хироном.
(Гомер, «Илиада», IV песнь) Подалирий поставил правильный диагноз заболевшему безумием Аяксу по его блестящим глазам и беспокойству. По утверждению Галена, отец Махаона и Подалирия — Асклепий первым предложил использование музыки с лечебной целью, для успокоения больных безумием. Древнегреческий поэт Аротинос (775—740 гг. до н. э.) в поэме «О разрушении Трои», так же как и Гомер в «Илиаде», называет Махаона хирургом, а Подалирия — терапевтом, обладающим даром узнавать скрытые болезни и излечивать недуги, которые другие врачи считали неизлечимыми. В Трикке на кенотафе (почетной могиле без погребения) Махаона и Подалирия сделана такая надпись: Здесь Махаон с Подалирйем, асклепиды, когда-то Смертными были они, оба с богами теперь. (Перевод Ю. Ф. Шульца) Поскольку первые сведения о Махаоне и Подалирий связаны с описанием их деятельности во время Троянской войны, их считают первыми военными врачами. Стоит многих людей один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу и рану присыплет лекарством. (Перевод В. В. Вересаева) Эти слова Гомера в «Илиаде» имеют прямое отношение к Махаону, так как с ними Идоменей обратился к Нестору, увозившему Махаона на колеснице, убеждая Нестора скорее спасти раненого Махаона — этого вели- ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ «БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ
кого исцелителя раненых и больных воинов. Однако их следует понимать шире — как признание важности работы врача в Древней Греции, особенно — хирурга на войне. Телесфор На многих изображениях бога Асклепия и богини Гигиеи между ними или рядом с ними помещена маленькая босая фигурка в плаще с капюшоном, по преданию, предохраняющем от болезней. Это один из мифологических сыновей бога врачевания — Телесфор — гений выздоровления (буквально «приводящий к благополучному концу»). Иногда в произведениях изобразительного искусства Древнего мира он встречается один. Очевидно, в качестве самостоятельного божества Телесфор появился первоначально в Пергаме, а затем был признан и в других местах и со временем вошел в «божественную семью» Асклепия. Он был известен под различными именами. Павсаний утверждает, что жители Пергама иногда называли Телесфора Эвмерионом. Плутарх называл его египетским карликом Гарпократом. Иногда его называли Акесом. В Пергаме Телесфор имел свой собственный храм — «телесферион», не менее известный, чем асклепийон.
В более поздний период Телесфор стал изображаться читающим, со свитком (восковой дощечкой) в руках или с набором медицинских инструментов. Считалось, что Телесфор определенным образом влиял на характер Асклепия, вносил активное, движущее начало в относительно пассивную деятельность бога. Он приносил исцеление реальными методами и средствами. Его называли служителем Асклепия. Однако в толковании культа Телесфора до настоящего времени имеются различия. Его считают и богом выздоровления, и демоном магической медицины, и даже демоном смерти. Согласно преданиям, Телесфор мог вызвать благотворный, укрепляющий сон, который так необходим больному в период выздоровления, и являлся посредником между Асклепием и больными. По мнению болгарских ученых, культ Телесфора возник у фракийцев во II в. н. э. и, так же как культ Асклепия и Гигиеи, связан с греко-римским влиянием. Об этом свидетельствует грубая, ручной выделки одежда Телесфора: остроконечной колпачок и длиннополая накидка. Почему же все-таки Телесфор стал членом «божественной семьи» Асклепия? Асклепийоны были лечебницами, где веками лечилось огромное число людей. Однако, несмотря на использование разнообразных лечебных методов — психотерапии, диетотерапии, водоле- Изображение Гигиеи, Асклепия и Телесфора на древнегреческой монете. чения и др., исход лечения не всегда был благоприятным. В некоторых случаях это толковалось как бессилие бога врачевания, несмотря на помощь Гигиеи. В связи с этим в образе Телесфора появляется новое божество, обладающее якобы действенной силой и способностью усиливать лечебные возможности бога Асклепия. Отсюда главной функцией Телесфора была помощь в процессе выздоровления и восстановления утраченных сил.
С целью полноты описания семьи Асклепия следует сказать также о Яниске. Наряду с изображением малыша в плаще с капюшоном (Телесфора) на античных монетах встречаются и изображения обнаженного младенца. Считают, что это и есть изображение почти забытого сына Асклепия и Лампетии Яниска. Иногда его изображают с гусем. ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ «БОЖЕСТВЕННАЯ СЕМЬЯ» АСКЛЕПИЯ
Панацея Женская часть семьи Асклепия с «лечебной» стороны предоставлена прежде всего богиней Панацеей (Пана-кеей) — покровительницей лекарственного лечения, а также богиней исцеления Иазо. В Эпидавре существовал особый культ Панацеи, который был воспринят всем античным миром. обретали целебную силу только после их прикосновения к капюшону Телесфора. Со временем слово «панацея» стало синонимом ненаучного подхода к лечению, обозначающего универсальное лекарство от всех болезней. И сейчас в основном оно употребляется именно в таком значении. В 1574 г. в Антверпене (Голландия) Иоанн Самбук опубликовал книгу «Icones Veterum Aliquot, ас Recen-
Панацея. В 1921 г. в Пловдиве (Болгария) был обнаружен фриз, шедевр фракийского искусства конца III в. н. э. На нем с большим мастерством изображены члены «божественной семьи» Асклепия: Иазо, Панацея, Телесфор, Асклепий, Гигиея, Эпиона, Махаон и Подалирий. Панацея правой рукой кладет лекарство в сосуд, который держит Асклепий, а левой — с пучком лекарственных трав прикасается к капюшону Телесфора. По преданиям, Панацея готовила лекарства из трав, которые при- Гигиея с тремя сестрами. Гравюра на меди неизвестного художника. Базель. Начало XVII в. ЭМБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ ЧАША СО ЗМЕЕЙ
tium, Medicorum, Philosophorumque», которая содержит 65 портретов врачей и философов, начиная с Древней Греции и до XVI в. Портреты были собраны Петером ван дер Борхтом. Серия портретов начинается изображением патронессы медицины богини Гигиеи в хитоне с защитным нагрудником и шлемом на голове. В левой руке она держит пику и щит, на ладони ее протянутой правой руки стоит аист. В античном мире аист никогда не являлся атрибутом Гигиеи, однако Самбук в комментарии к рисунку указывает, что Гигиея с аистом изображена на монетах римского императора Антонина Пия. Из четырех дочерей Асклепия изображение Гигиеи наиболее часто встречается на монетах. Возможно, это объяснялось тем, что, по преданию, Иазо и Огле рано вышли замуж и отказались от лечебной практики. Рядом с Гигиеей на гравюрах, помещенных в книге, — три ее сестры: Панацея, Иазо и Огле с атрибутами в руках. Уменьшение их изображения в сравнении с Гигиеей является указанием на их подчиненное положение по отношению к старшей сестре и зависимость от нее. Названными именами не ограничивается «божественная семья» Асклепия. Но другие члены этой семьи были известны лишь на ограниченных территориях и не пользовались широкой популярностью даже в Древней Греции .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|