Общая форма записи цикла со счетчиком
Здесь переменная i - управляющая переменная или переменная цикла, А - начальное значение переменной цикла, В - конечное значение переменной цикла. При переходе к обработке оператора цикла for управляющей переменной присваивается заданное начальное значение. Затем в цикле выполняется исполнительный оператор (или составной оператор). каждый раз при выполнении исполнительного оператора управляющая переменная увеличивается на 1 (для for...to) или уменьшается на 1 (для for...downto). Цикл завершается при достижении управляющей переменной своего конечного значения. Например,
При использовании цикла for компьютер выполняет за программиста черновую работу по инициализации управляющей переменной и по ее увеличению (уменьшению) при каждом повторении цикла. Единственное ограничение заключается в том, что тип управляющей переменной не должен быть real. Переменная цикла не должна изменяться какими-либо операторами внутри цикла. К ней можно обращаться и использовать в вычислениях, но нельзя присваивать новое значение. Присваивания могут выполняться только механизмом самого цикла. Таким образом, следующий цикл является некорректным:
Управляющая переменная должна описываться, как и любая другая переменная. Обычно переменная цикла имеет тип integer, но позднее Вы рассмотрите другие типы данных, которые могут указываться в цикле for. Внимание! Следует помнить, что управляющая переменная не может быть типа real.
Исполнительная часть цикла может быть либо простым, либо составным оператором. Если начальное значение цикла for...to больше конечного значения, то никакие операции не выполнятся. Таким образом, следующий оператор не приведет ни к каким действиям
Однако цикл, представленный в такой форме, распечатает целые числа от единицы до десяти:
Как можно догадаться, следующий цикл выполняет счет в обратном порядке:
Часто исполнительная часть одного из циклов For является новым оператором цикла For. Структуры такого рода называются вложенными циклами. При завершении внутреннего цикла управляющая переменная внешнего цикла увеличивается. Повторение этих действий будет продолжаться до вавершения внешнего цикла. Приведенный ниже вложенный цикл печатает пары чисел, начиная от (1,1), (1,2),... и кончая (10,10):
Задание. Выполните две, уже решенные Вами задачи с помощью других видов цикла, используя цикл со счетчиком. Циклы с постусловием. Вы уже умеете организовать цикл при помощи оператора while. Напомним, что при выполнении этого оператора компьютер вычисляет значение условия. Если условие истинно, то исполнительная часть оператора while будет выполняться до тех пор, пока это условие не примет значение False. Если значение условия есть False в самом начале, то исполнительная часть оператора while вообще не будет выполняться. Иногда при решении задач возникает необходимость выполнить тело цикла хотя бы один раз, а потом исследовать условие повторять ли его еще раз. Эту задачу выполнит другой вид цикла Repeat. repeat повторяй Есть небольшое отличие в организации цикла repeat по сравнению с while: для выполнения в цикле repeat нескольких операторов не следует помещать эти операторы в операторные скобки begin... end. Зарезервированные слова repeat и until действуют как операторные скобки.
Конструкция repeat... until работает аналогично циклу while. Различие заключается в том, что цикл while проверяет условие до выполнения действий, в то время как repeat проверяет условие после выполнения действий. это гарантирует хотя бы одно выполнение действий до завершения цикла. Например,
Задача. Определить, является ли введенное число простым. Алгоритм решения этой задачи будет следующий. При помощи операции mod проводим проверку всех целых чисел от 2 до введенного числа Number. Мы проверяем является ли очередное проверяемое число делителем нашего числа (значит, остаток от деления введенного числа на проверяемое число равен нулю). Если такой делитель найден, значит, цикл досрочно завершает свою работу на некотором i-том шаге. Если делитель не найден, значит цикл проверил все числа и значение переменной цикла i будет равно конечному значению, т.е. Number. Поэтому, после записи цикла следует анализ значения переменной i и выводится соответствующее сообщение. Примечание. Напомним, что простым называется число, которое не имеет делителей кроме 1 и самого себя. Цикл не может продолжаться бесконечно, так как любое число всегда делится само на себя.
При построении циклов нужно быть очень аккуратным: следить за отсутствием ошибок как в фазе входа в цикл, так и в фазе завершения цикла. Задание. Выберите две задачи, решенных Вами с помощью цикла с предусловием, и решите их с помощью цикла с постусловием. Задачи для самостоятельного решения: 1. Составьте программу для определения N!-M! N! = 1*2*3*4*.........*n 2. Запросить имя пользователя и напечатать "Привет, Вася!" 10 раз. (если Вася – имя пользователя) 3. Программа должна вычислять произведение двух чисел и спрашивать завершать программу или нет, если нет то продолжать запрашивать данные вычислять произведение и печатать его.
4. Вывести на печать все трёхзначные натуральные числа, сумма цифр которых равна заданному числу N. (Операции div и mod не использовать.) 5. Составить программу, печатающую все простые числа, не превосходящие данного числа. 6. Население города увеличивается на 3% каждый год. В 1983 году население города составляло 65000. Напишите программу, которая выведет на экран предсказываемую численность населения города в каждом году вплоть до 1999г. 7. Найдите все натуральные числа от 1 до 1000, кратные 3. 8. Составить программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающую заданную величину. 9. Составить программу запроса пароля пока не будет введен пароль верно. В программе предусмотреть счетчик неправильных вводов пароля. 10. Произведение N первых нечетных чисел равно р. Сколько сомножителей взято? 11. Числа Фибоначчи (fn) определяются формулами: f0=f1=1; fn=fn-1+fn-2 при n=2,3,... 12. Самостоятельно придумать и решить задачу на применение цикла с постусловием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|