Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анастасия Владимировна Лукинова.

Возрастная психология или психология развития.

 

14.10.05.

 

17 января в 18.00 – консультация по Возрастной психологии.

Экзамен:

1 группа 18.01.06 с 17.30

2 группа 19.01.06 с 17.30

 

Возрастная психология, как наука.

 

1. Предмет возрастной психологии.

2. Развитие возрастной психологии как науки.

3. Основные проблемы современной возрастной психологии.

4. Основные теории психического развития.

5. Факторы развития психики ребенка.

6. Проблема возраста и его общие характеристики.

7. Возрастная периодизация, критерии периодизации психического развития.

8. Неравномерность психического развития. Понятие о сенситивных периодах.

 

Предмет возрастной психологии.

 

Возрастная психология, как отрасль психологических знаний, изучает факты и закономерности развития психики человека, а также его личности на разных этапах онтогенеза.

 

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающее в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и, осуществляющая их поведение (деятельность) регулятивную функцию.

 

Субъект всегда активен, объект всегда пассивен.

 

Онтогенез – это развитие человека от его рождения до момента смерти. А филогенез – это развитие человечества от возникновения, до конца света.

 

Личность – это социальное образование человека.

 

Предмет возрастной психологии – изучение особенностей психического развития и развития личности, в том числе и самосознания на разных этапах онтогенеза.

 

 

Развитие возрастной психологии как науки. Исторический аспект.

 

Психика долгое время называлась душой. Только в конце XVI века появился термин «психика». Понятие психика несколько меньше, чем понятие душа.

 

Первый трактат о душе ребенка появился только в конце XVIII века. Первыми учеными, заговорившими о необходимости изучать детскую психику, были врачи. Стало понятно, что детский организм – отличается от взрослого.

 

Появилась книга врача Тидеманна, содержащая наблюдение над психическим развитием ребенка.

В 1800 году Пассевиц выпустил книгу о первых восьми месяцах жизни ребенка. Далее начинает развиваться изучение детской психопатологии, но затем наступает перерыв до середины XIX века в развитии детской психологии.

 

В XIX веке активно развивается практическая, а вместе с ней и возрастная психология.

В 1898 году Бине в Париже открывает общество изучения души ребенка.

 

В России на рубеже XIX и XX веков появляется наука «педология».

Педология – это наука о ребенке. Интегрированная наука, которая строилась на совокупности психологических, анатомо-физиологических, социологических подходах к развитию ребенка.

Эта наука начала очень сильно развиваться. Ребенок изучался с разных сторон, комплексно. Но так как это интегрированная наука, то предмет педологии не определен до сих пор, так как слишком широкое содержание науки.

 

Петр Павлович Блонский (1884-1941) определил педологию, как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды.

Социально-историческая среда – это общество в определенный исторический этап.

 

Блонский выделил четыре принципа педологии:

1. Ребенок – целостная система, он не должен изучаться по частям.

2. Ребенка можно понять, учитывая, что он находится в постоянном развитии.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

 

Все было хорошо до 1936 года. В том году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология была объявлена псевдонаукой и прекратила свое существование. И психология вобщем-то тоже прекратила свое существование почти до начала 70-х годов ХХ века.

 

Основные проблемы современной возрастной психологии.

 

Первая проблема современной возрастной психологии – это проблема органической и средовой обусловленности психического развития человека.

Вторая – проблема, касающаяся относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей.

Третья – проблема соотношения задатков и способностей.

Четвертая – проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психологическом развитии ребенка.

 

 

Основные теории психического развития.

 

Большое влияние на теорию психического развития оказал Чарльз Дарвин. Он впервые сформулировал мысль, что любое развитие подчиняется определенным законам.

К числу ранних психологических теорий относится теория рекапитуляции Э.Геккеля.

 

Рекапитуляция – это краткое, сжатое во времени (быстрое), повторение в онтогенезе признаков филогенеза.

 

В концепции рекапитуляции Ст.Холл тоже считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие общества. Он считал, что развитие детского рисунка тоже повторяет развитие человеческого изобразительного творчества. Эта теория вызвала много споров.

 

Следующая теория «Нормативный подход к исследованию детского развития» (Л.Гезелл, Л.Термен).

Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста. Она (диагностическая система) базировалась на сравнительных исследованиях норм и патологий с применением кино-, фото- регистраций возрастных изменений.

Здесь он и придумал «зеркало Гезелла» (с одной стороны – зеркало, с другой стороны проницаемое, то есть можно незаметно наблюдать за поведением).

 

Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного исследования, это длительный метод, продольное изучение психического развития одних и тех же детей от рождения до юношеского возраста.

 

Термен в 1916 году стандартизировал тесты Бине. Именно Термен ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ), он также пытался доказать, что коэффициент IQ остается постоянным на протяжении всей жизни.

 

Жан Пиаже создал первую экспериментальную лабораторию по изучению детского интеллекта.

Пиаже считал, что мышление первично, а речь – только инструмент. Выготский считал, что наоборот.

 

Жан Пиаже и его последователи создали Женевскую Школу генетической психологии. Они изучали происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Для них было важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения. Ученые женевской школы считали, что интеллект формируется при жизни благодаря взаимодействию ребенка с предметами.

 

Следующая теория – это психоаналитическая теория З.Фрейда или «Психоанализ». Изначально возникла, как метод лечения душевных заболеваний (неврозов, стрессов, то есть не психопаталогии).

Фрейд придумал метод «свободных ассоциаций». Он пришел к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к детским переживаниям, а детские переживания имеют сексуальную природу, по мнению Фрейда. (ревность к брату/сестре, ненависть/любовь к родителям и т.д.)

Основная мысль психоанализа в том, что развитие личности заключается в том, что сексуальность есть основной человеческий мотив, а сексуальность – это все то, что доставляет телесное удовольствие.

 

Психоаналитическая теория основывается на двух предпосылках:

1. Переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Личность ребенка закладывается до 5 лет, по убеждению Фрейда.

2. Человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). Развитие либидо проходит в несколько стадий.

 

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития
Оральная 0-18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание от груди, отделение себя от материнского тела.
Анальная 1,5-3 года Анус Приучение к туалету, самоконтроль.
Фаллическая 3-6 лет Половые органы Идентификация со взрослым того же пола.
Латентная 6-12 лет отсутствует Расширение социальных контактов со сверстниками.
Генитальная Половое созревание Половые органы, способность к гетеросексуальным отношениям Установление интимных отношений или влюбленность.

 

Структура личности по Фрейду:

1. Оно – это и есть наши биологические влечения, которые требуют постоянного удовлетворения. Находится в области бессознательного.

2. Я – оно вырабатывает механизмы защиты, чтобы приспособится к реальности. Действует между «оно» и «сверх Я». При недостатке выработки механизмов защиты, у человека возникают болезни (стрессы, психозы). Это сознательная структура.

3. Сверх Я – это наша с вами цензура, которая не позволяет некоторым нашим влечениям выйти наружу из нашего «оно» и осуществиться. Это на половину сознательная, а на половину бессознательная структура.

 

Есть еще две структуры личности:

Сознательное.

Бессознательное.

 

Примерно к 4-5 годам возникает комплекс «Эдипа» (мальчики) и комплекс «Электры» (девочки). В это время ребенок начинает ревновать родителя противоположного пола к родителю своего пола. Это является ключевым моментом развития личности ребенка и будущее зависит от того, как он сможет преодолеть этот период.

 

Еще одна теория развития личности – эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона (последователь Фрейда, пока не разругался с ним и не отошел).

 

Эриксон считал, что в процессе развития человека, у него формируются групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни ребенка его воспитание ориентировано на включение его в данную социальную группу. Эго-идентичность (целостность личности) формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Формирование эго-идентичности происходит на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий, для каждой стадии характерная задача той, общественной группы, в которой находится ребенок. Соответственно ребенок может решить, а может и не решить поставленную перед ним задачу.

 

У Эриксона стадии Фрейда сохраняются, только нет генитальной стадии, вместо нее идет латентная стадия. Эриксон добавляет еще три стадии: молодость, зрелость и старость. Все они уже со своим опытом и задачами.

 

Следующая теория – культурно-историческая концепция Льва Семеновича Выготского.

Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии. Он описал ход развития с социологической точки зрения.

Главная черта концепции – это понимание развития, как приспособления человека к окружающей среде.

Центральное место в концепции Выготского занимает среда, как источник развития высших психических функций (ВПФ). ВПФ – это сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

 

ВПФ первоначально возникают, как формы коллективного поведения ребенка (формы сотрудничества с другими людьми) и лишь потом они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.

 

Выготский ввел в психологию два важных понятия: зона актуального и зона ближайшего развития.

Рис.1

 
 

 


Зона актуального развития – это все, что ребенок умеет делать сам на данный момент времени.

Зона ближайшего развития – это то, что ребенок умеет делать с помощью взрослого (коллективная деятельность).

 

ПРИМЕР: Период младенчества. Ребенок умеет ползать и стоять, но ходить он может только с помощью взрослого.

 

В какой-то момент зона ближайшего развития становится зоной актуального развития, тогда задачи зоны ближайшего развития меняются на новые.

 

Сначала ВПФ всегда возникает во внешней среде, то есть экстериоризированная, то есть как внешняя. Затем как интериоризированная – внутренняя, мое собственное состояние.

Этот процесс непрерывен.

 

Движущей силой психического процесса является обучение, при котором надо учитывать зоны актуального и ближайшего развития.

 

Обучение хорошо и полезно, когда оно идет впереди уровня развития ребенка.

 

 

Факторы развития психики ребенка.

 

Биологический фактор и фактор среды – то есть только два фактора развития психики ребенка.

 

Биологический фактор – это наследственность (генетика), особенности протекания внутриутробного процесса и роды.

Средовой фактор (среда) в широком смысле (природа, машины и т.д.) – это все влияет. Но мы, как психологи, будем больше выделять социальную состовляющую среды, важный элемент – это ближайшее социальное окружение ребенка (семья, значимые взрослые)

 

 

Проблема возраста и его общие характеристики.

 

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

 

Мы будем рассматривать три характеристики возраста:

Возраст хронологический – длительность существования индивида с момента его рождения (паспорт индивида).

Возраст психологический – это «возраст» развития психики.

ПРИМЕР: Умственноотсталый ребенок. Хронологический возраст – 12 лет, а психологический – 6 лет.

Умственный возраст – уровень умственного развития, определяемы при помощи теста интеллекта.

 

6. Возрастная периодизация, критерии периодизации психического развития личности.

 

Есть четыре критерия периодизации психического развития:

1. Социальная ситуация развития – характерная для каждого возрастного периода система отношений субъекта и социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности.

2. Ведущий тип деятельности – это та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новобразований.

Четыре вида деятельности: игра (дошкольный возраст), учение (младший школьник), общение (школьник), труд (взрослый). Придумал Леонтьев.

3. Основные новообразование (достижения) – то новое, что появилось в данный период развития. ПРИМЕР: Новообразование в младенчестве – ребенок начинает ходить сам, что приводит к новому этапу.

4. Кризисы развития – это условное наименование переходных этапов возрастного развития.

 

 

Периодизация психического развития человека.

 

0-1 год – младенчество.

1-3 года – раннее детство

3-6/7 лет – дошкольный возраст

6/7-11/12 лет – младший школьный возраст

11/12-15/17 лет – подростковый возраст

15/17-19/21 лет – юность

19/21-25/30 лет – молодость

25/30-55/60 лет – зрелость

55/60 и выше – старость.

22.10.05

 

Понятие о сенситивных периодах.

 

Сенситивный период – это период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того Ии иного вида деятельности.

 

Наша психика базируется в головном мозгу (грубо говоря).

 

Степень развития головного мозга позволяет ребенку познавать новые области.

Зоны Брокка – отвечают за формирование способности к речи. Начинают развиваться эти зоны.

То есть в разные периоды развивается определенная часть головного мозга, соответственно в разные периоды развиваются разные способности, соответствующие определенному участку мозга.

 

Младенчество.

 

План лекции:

1. Особенности психического развития ребенка в пренатальный (внутриутробный период. Роды.

2. Период новорожденности.

3. Собственно младенчество.

4. Кризис одного года.

 

 

1. Особенности психического развития ребенка

в пренатальный (внутриутробный период).

Роды.

 

С момента зачатия начинает формироваться нервная система, а на 18-й день уже можно услышать биение сердца.

Скворцов «Детство нервной системы»

 

До 12-13 недели – это еще зародыш.

После этого – плод. Длина – 9-10 см, масса – 40 грамм.

Тем не менее уже есть работающее сердце и бурно развивается нервная система.

12-14 неделя: проявляются первые эмоциональные реакции малыша. Начинает демонстрировать кошение глаз, нахмуривание бровей.

К этому времени начинает работать механизм глотания и посасывания.

 

Ребенок контролирует частоту глотания и учащает или затормаживает глотание в зависимости от вкуса.

 

Кожа – это много функциональный, чувствительный и воспринимаемый орган в этот период. Кожа вбирает в себя вся информацию механических, температурных и болевых рецепторов. Это механическая форма слуха.

4-5 месяц – плод начинает шевелиться. Раняя форма слуха отвечает за развитие вестибулярной функции.

 

Вестибулярная система должна быть хорошо развита к 13 неделе, чтобы поддерживать программу движений ребенка. Эти движения – первая форма самовыражения ребенка.

 

Благодаря вестибулярному аппарату у ребенка формируется чувство равновесия.

 

15 неделя: наблюдаются почти все движения, свойственные доношенному ребенку.

К 26 неделе малыш уже может реагировать на свет, направленный на живот матери (несмотря на то, что веки еще не разделились).

 

4 месяц беременности считается месяцем развития органов чувств.

5 месяц: явственно ощущаются движения малыша.

6 месяц: лицо малыша более осмысленно, ребенок делает сложные движения и перевороты. Функционируют все органы чувств. Глаза могут открываться, он начинает различать свет. Кроме того совершенствуется и слуховая чувствительность. Слышит все вокруг себя как взрослые, но не может дифференцировать звуки. Ребенок начинает совершать дыхательные движения (50-60 дыхательных движений в минуту), просто отрабатывает функцию. Но легочная ткань не расправляется.

 

В течение 6 месяца заканчивается формирование отделов головного мозга. Они уже как у взрослого чисто анатомически.

Кроме того, в 2 мес. Головной мозг весил 2 гр., к 6 месяцу уже 100 гр.

 

Чем старше ребенок, тем более он ориентирован на общение.

7-8 месяце: ребенок может имитировать эмоции и мимику взрослых. Это также период становления органов чувств. Он может уже дифференцировать звук, правда только по громкости и приятности-неприятности.

Вообще считается, что к 7 месяцам заканчивается развитие ребенка и начинается просто подготовка к родам. Ребенок Вобщем готов к рождению и жизни уже в 7 месяцев.

В 8-9 месяцев идет развитие все же, но уже не такое бурное как в первые 7 месяцев (больше эдакие штришки).

Нина Чичерина «Воспитание до и после рождения».

 

 

2. Период новорожденности

 

Что такое роды для ребенка? Это стресс, заключается в смене среды обитания. Кроме того, он проходит по родовым путям, во время чего меняется давление, температура…

 

Сразу после родов – кричит. Это соответствует расправлению легких. Врачи обращают внимание на силу и продолжительность крика.

Есть 10-ти бальная система оценки здоровья ребенка.

 

В утробе матери ребенку не нужно было оповещать мать ни о каких потребностях.

Теперь же сменяется тип питания, необходимость дышать самостоятельно.

При рождении нет ни одного условного рефлекса. Проявляются только безусловные рефлексы. По ним врачи определяют степень развития нервной системы.

 

Какие это безусловные рефлексы:

- система пищевых рефлексов.

ПРИМЕР: При прикосновении к губам, ребенок начинает сосать, а все остальные движения тормозятся.

Эта реакция названа пищевым сосредоточением, так как ребенок полностью сосредотачивается на сосании.

 

Безусловные рефлексы новорожденного.

Раздражители Рефлекс
Действие яркого света Закрываются глаза
Шлепок по переносице Закрываются глаза
Хлопок руками возле головы ребенка Закрываются глаза
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается.
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на подушку ног ребенка Пальцы ног сжимаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве ног от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, а все остальные вытягиваются.
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются.
Поднимаем лежащего ребенка животом вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает голову

 

Среди безусловных рефлексов выделяют защитные и ориентировочные.

Некоторые рефлексы считаются атавистическими, то есть получены в наследство от животных предков и скоро отмирают.

ПРИМЕР: «Обезьяний рефлекс» пропадает ко 2 месяцу жизни.

Ребенок хватает палочку, вкладываемую в руку и так крепко, что ребенка можно даже приподнять за эту палочку.

 

Как только у ребенка появились первые условные рефлексы, это говорит о начале периода младенчества.

Первый рефлекс. Ребенок начинает реагировать на позу кормления. Возникают сосательные движения, как только его кладут в определенное положение, даже если он только что поел.

 

Психическая жизнь новорожденного.

 

Если посмотреть в разрезе головной мозг новорожденного – там очень сильно развита подкорковая зона и слабо – кора.

Кора – это психика (память внимание мышление)

Подкорка – чувства.

 

Его психическая жизнь больше связана с подкорковыми центрами, в которых пока еще находятся низшие психические функции (восприятие, ощущения).

Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями.

ПРИМЕР: Он говорит о том, что беспокоит только криком, при этом не важно, что беспокоит (не дифференцированность ощущений).

 

Важное событие психической жизни ребенка – это возникновение слухового и зрительного сосредоточения.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. То есть резкий звук вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. В зависимости от резкости и громкости, ребенок может замереть совсем и даже не дышать. Если не заметить и не погладить ребенка, он может умереть. (не украшайте комнату шариками, которые обычно громко лопаются).

 

Позже на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос значимого взрослого. Ребенок сосредотачивается на звуках, но головы он не поворачивает.

 

Зрительное сосредоточение появляется не 3-5 неделе. Ребенок в течение короткого промежутка времени замирает и задерживает взгляд на каком-то ярком предмете.

 

Ребенок начинает реагировать на голос значимого взрослого (матери) примерно с 1 месяца жизни. Приобретает способность реагировать на голос мамы (или значимого взрослого), установка с мамой тонких эмоциональных отношений.

Ребенок увидев маму, останавливает на ее лице взгляд, вскидывает руки, дергает ножками и издает радостные звуки, даже улыбается. Эта реакция называется «комплекс оживления».

Появление «комплекса оживления» говорит о появлении у ребенка первой социальной потребности – потребности в общении.

И именно в этот момент считается, что ребенок переходит в этап младенчества.

 

 

3. Собственно младенчество.

 

Младенец растет, его рост увеличивается за первый год в 1,5 раза, а вес в 2 раза.

Ребенок начинает активно двигаться и познает окружающую действительность. Он все хватает, это называется моторикой.

 

Моторика младенца имеет сложную организацию, и развитие моторики ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами.

Ребенок начинает выполнять сложные манипулятивные движения к концу периода.

 

В младенчестве в первую очередь формируются двигательные навыки: движение рук и ног.

Большая импульсивная активность (неосознанная) рук ребенка наблюдается в первые недели жизни ребенка.

В 3-4 месяца ребенок начинает тянуться за предметами. Сидит с поддержкой.

В 5 месяцев он захватывает неподвижные предметы рукой.

В 6 месяцев – сидит на стуле с поддержкой и может хватать движущиеся, качающиеся предметы.

В 7 месяцев сидит без посторонней помощи.

В 8 месяцев – садится без посторонней помощи.

Около 9 месяцев ребенок стоит с поддержкой и ползает на животе.

В 10 месяцев – ходит с поддержкой, ползает, опираясь на руки и колени.

В 11 месяцев – стоит без поддержки.

В 12 месяцев – ходит, держась за руку взрослого.

В 13 месяцев – ходит уже самостоятельно.

 

Но сейчас эти данные уже устарели, так как есть массажи, посещение бассейна и т.д. Т.о. все начинает происходить раньше.

 

До 7 месячного возраста ребенок хватает все предметы одинаково. И он их изучает, а не использует их по назначению. Т.о. деятельность их в этот период называется манипулятивной.

После 7 месяцев движения рук постепенно приноравливаются к особенностям предметов, это означает, что действия ребенка приобретают предметный характер.

 

В начале такое приспособление наблюдается при условии зрительного контакта с предметом. После 10 месяцев образ предмета начинает активно управлять движениями рук. Ребенку сказали: «Иди, возьми яблоко», и он уже изначально делает форму руки способной взять яблоко.

Таким образом, у ребенка появляется сенсомоторная координация.

 

Согласованные действия начинаются до сенсомоторной координации. От 4-х до 8-ми месяцев система скоординированных зрительно-моторных действий усложняется. В ней выделяется фаза слежения за предметом, до того, как он будет схвачен. Кроме того, ребенок начинает прогнозировать движение предмета.

На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их.

 

К концу младенческого возраста возникает особая форма движения, служащая средством направления внимания взрослого и управления его поведением, с целью удовлетворения актуальных потребностей ребенка – это указательный жест, то есть он управляет нами.

 

Физиологическое развитие младенца.

 

Время появления движений Развитие моторики
1-й месяц Ребенок поднимает подбородок
2 месяца Ребенок поднимает грудь
3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяца Сидит с поддержкой
5-6 месяцев Хватает рукой предметы
7 месяцев Сидит без поддержки
8 месяцев Садится без посторонней помощи
9 месяцев Стоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцев Ползает, опираясь на руки и коленки, ходит, держась двумя руками
11 месяцев Стоит без поддержки
12 месяцев Ходит, держась одной рукой

 

 

Психическое развитие младенца.

 

Восприятие.

Зрительное сосредоточение. После 2-го месяца зрительное сосредоточение становится длительным, а к третьему месяцу достигает 7-8 минут.

В 4 месяца ребенок смотрит на предмет, активно двигается и повизгивает. Ребенок воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие элементы.

 

В 2-3 месяца дети начинают проявлять интерес к объектам, живым и неживым. Начинают различать новое и старое. Ребенок зрительно воспринимает предметы по форме, сложности и цвету. В 3-4 месяца – безошибочно ориентируется по цвету. А активный интерес к цвету появляется к 6 месяцам.

 

Во второй половине младенческого возраста возникают первоначальные формы наглядно-действенного мышления – это слежение за предметом и угадывание его траектории.

 

Память.

Изначально память проявляется в узнавании. В 3-4 месяца ребенок узнает игрушку, которую показывал ему взрослый. В 4 месяца ребенок способен отличить лицо знакомого человека от незнакомого.

После 8-ми месяцев появляется воспроизведение, то есть восстановление в памяти некоторого образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

 

 

Эмоциональное развитие.

В 3-4 месяца у ребенка появляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого человека.

В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомого человека усиливается, обычно дети боятся оставаться с незнакомым человеком.

В 7-11 месяцев появляется страх расставания.

 

Уже в младенчестве ребенок, общаясь с мамой, стремится не только к эмоциональному контакту, но и к совместным действиям.

 

Речевое развитие.

В первом полугодии формируется речевой слух. Ребенок при радостном оживлении издает звуки, так называемое «гуление». Это первая стадия развития речи.

 

Во втором полугодии возникает лепет – некоторые повторяющие звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Обычно лепет связан с жестикуляцией.

 

К концу первого года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, а сам произносит одно или несколько первых слов. И начинается новый этап в развитии – раннее детство. Но перед этим есть переходный период – кризис одного года.

 

 

4. Кризис одного года.

 

Связан с всплеском самостоятельности ребенка, появлением аффективных реакций. У ребенка расширяется зона действий, а многого нельзя. Появляется первое запрещающее слово «нельзя», идет установление новых отношений.

05.11.05

Раннее детство.

 

Период раннего детства наиболее сенситивен (чувствителен) к развитию речи.

Именно в этот период дети начинают активно разговаривать. Но не сразу, попадая в этот период.

Вначале имеет место быть автономная речь.

Автономная речь – это та речь, когда ребенок слышит слово, понимает его, но воспроизводит его так, как ему удобно. Автономная речь – это необычное звучание слов. При нормальных условиях автономная речь достаточно быстро трансформируется во «взрослую» речь.

Нормальные условия – это полноценное общение ребенка со взрослым. Если этого не будет (не будет поправлений и помощи), то развитие речи начинает замедляться. Почему? В этот период активно развиваются зоны головного мозга (зоны Брокка) отвечающие за развитие речи. Посему если этот момент будет упущен, то развитие речи будет существенно задерживаться.

 

ПРИМЕР: Чем дольше человек лежит в гипсе, тем сложнее потом ее разрабатывать.

 

Ребенок овладевает различными сторонами речи. К 3-м годам усваиваются все основные звуки и слово для ребенка приобретает предметное значение.

Что это значит? Ребенок связывает слово с конкретным предметом. Причем к 3-м годам ребенок начинает уже обобщать предметы (классифицировать).

 

Существует пассивный словарь (понимаемые слова) и активный словарь (воспроизводимые слова). К 2-м годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый и к этому времени ребенок начинает понимать объяснения взрослых относительно совместных действий. То есть в этом возрасте начинает развиваться совместная деятельность ребенка со взрослыми (вспоминаем зону ближайшего и актуального развития).

 

Раннее детство – это период активного познания мира вещей. Тем не менее манипуляция предметами для ребенка – это наиболее значимая деятельность, но это уже предметно-манипулятивная деятельность (иная нежели в младенческом возрасте). То есть ребенок брал предметы и не использовал их по назначению, а здесь предметы начинают исполнять в руках детей свои назначению.

Раннее детство – это период формирования навыков к самообслуживанию. Очевидно, что по назначению ребенок может использовать предметы только в совместной деятельности. Фактически все, чему учится ребенок в этом возрасте, он учится через совместную деятельность со взрослым.

 

В 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Кроме того, начинает пониматься инструктивная речь (указания, объяснения взрослого). Потом инструктивная речь перейдет (интериоризируется) во внутреннее понимание и ребенок выполняя какое-либо действие, уже сам начинает проговаривать инструкцию для себя.

 

Ребенок понимает рассказы небольшие, связанные с конкретными предметами. Рассказ должен состоять из простых предложений.

 

Бурно развивается активная речь. Появляются первые фразы, первые вопросы и первые обращения ко взрослым. Хотя первые указательные жесты появляются в младенчестве.

К 3-м годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Первое предложение, состоящее из 2-3 слов, появляется примерно в 1,5 года. Чаще всего эти предложения включают в себя субъект и его действия (мама идет), или действия и объект действия (хочу конфету), или действия и место действия (книга там).

 

К 3-м годам ребенок усваивает все грамматические и синтаксические конструкции родного языка, то есть при разговоре ребенок использует все части речи и разные типы предложений. Речевая активность обычно возрастает между 2-мя и 3-мя годами. С чем это связано? Накоплен уже словарный запас (не только пассивный, но и активный), расширяется круг общения (ведь раньше его понимали только родители).

Что проговаривается в таких случаях, когда ребенок начинает общаться? Так как это предметное общение, то проговариваются предметы, действия, окружение, внешняя среда.

 

Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам их задает.

 

Общение ребенка со сверстником, то эти диалоги можно назвать «бедными». Почему? Они друг другу практически не интересны в качестве собеседников. Они не умеют общаться еще. Ребенок не выделил еще себя из окружающего общества. Взрослый более интересен, так как можно о многом спросить и взрослый всегда поможет.

 

Восприятие.

Развитие восприятия максимально связано с наличной ситуацией, то есть той ситуацией, которую он непосредственно в данный момент воспринимает. Все поведение ребенка является полевым, импульсивным.

Теорию поля разработал Курт Левин. Основный смысл теории в том, что внешнее воздействие действует на наше поведение.

 

Ни что из того, что лежит вне пределов досягаемости ребенка, его не привлекает. Восприятие в этом возрасте доминирует над всеми психологическими процессами (исключая речь).

Раннее детство – это период активного освоения внешнего мира. Именно поэтому восприятие играет доминирующую роль.

 

В раннем детстве наблюдаются элементарные формы воображения. Но как такового творческого воображения у него еще нет. Он не способен солгать и выдумать что-либо сложное. Но к концу раннего детства у него появляется возможность говорить то, чего нет на самом деле.

Соответственно, если восприятие доминирует над всеми психическими процессами, в этом возрасте в процесс восприятия включается память (ведь надо все воспринятое запоминать), в основном это узнавание. Ребенок может уже припоминать увиденное и услышанное, хотя большая часть все же забывается.

 

В этом возрасте память как бы становится продолжением восприятия, так как еще нельзя говорить об опоре на пр

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...