Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы возрастной психологии (лонгитюднй, поперечных срезов).




Предмет и разделы возрастной психологии. Исторический очерк.

Развитие – изменения, кот. со временем происходят в строении тела, мыш-ии или пов-ии чел. в результате биолигич. пр-сов в организме и воздействий окруж. среды.

Предмет – онтогенез психич. ф-ий и личности чел. (онтогенез - индивид. развитие чел.).

Задачи: описание каждого возрастного периода, мех-мов смены периодов, рассмотрение новообразований, факторов, кот. влияют на развитие чел. Факторы – некие пост-но действующие обст-ва: генетический, средовой (природа и социум), активность.

Связь с другими дисциплинами: - общая псих-я: изучение отдельных псих ф-ций, - педагогика+пед псих-я: объект исследования ребенок, - псих-я труда: насколько люди зрелого возраста сохранны, их ограничения.

Психология развития начала свой путь как вся научная психология (конец 19 – начало 20 веков). Закономерности развития ребенка дают ключ к законам развития психики взрослых. Родительские дневники внесли вклад в накопление информации. Направления психологии отражаются и в псих-гии развития. Бихевиоризм – главная роль в жизни ч-ка – научение. Ч-к рождается ни с чем. Экзистенциальные понятия не имеют смысла (вина, стыд, уважение). 2-е понятие – подкрепление. Что покрепиться, то и закрепиться. МБ «+» или «-». Альберт Бандура – бихевиорист новой ветви (послед треть 20века). Им разработаны методики избавления детей от страха и фобий. * страх собак преодолели с помощью наблюдения за реб-ком, играющим с собакой. В более взрослом периодеч-к сам себя контролир-ет. Психоанализ – ч-к проходит неск психо-секс стадий. Первые три проходят до полового созревания. Эти стадии выделил Фрейд. Отто Феннихель – австрийс психоаналитик, продолжал теорию Фрейда. Как сказывается детское развитие на взрослой жизни и хар-ре.

-Оральный хар-р: включ. черты – неумеренное, неразборчивое употребление, неразборчивость в потреблении; склонность к алкоголизму; склонность к непищевому раздражению ротовой полости; ненадёжнсть, небрежность в делах либо особая пунктуальность. Социокультурная детерминация: российская культура – оральная (особое отношение к еде), немецкая – анальная.

-Анальный хар-р: реб. приучают к горшку (анально-удерживающий, анально-отдающий). Стремление запачкать – ехидны, придирчивы (либо слишком дружелюбны). Точность, чёткость (много математиков, шахматистов, игроков). Особое отношение к золоту и украшениям. Такой чел. много говорит плохо о чел., к кот. хорошо относ-ся.

-Уретральный хар-р: приручение реб. мочиться в горшок. Особое отношение к воде (чел. либо выбирает соответствующую проф-ию либо помешан на войне – любит выезжать к морю, но может бояться плавать) – стремление к власти. Политики, руководители, олигархи.

-Фалический хар-р: в основном до этой стадии не доходит.

 

Основные закономерности возрастного развития.

Закономерности: 1. Ананьев: по мере взросления возрастная обусловленность психики заменяется индив-ной. Чем старше ч-к, тем более он индив-лен и меньше на него влияет возраст. Сергиенко доказала противопол-ную тз: величина генетич влияний минимальна в младенчестве и возрастает по мере развития. Однако возрастное и генетич влияние – это не одно и то же. 2. предыдущ стадии возрастного разв-я оказывают влияние на последующие (по Ананьеву) =>психич пр=сы лучше сохран-ся у тех, кто в молодости учился, кто работал в интеллект среде. Все люди вырабат. субличности – личностные образования, кот. формир. чел. как прозапас, они явл-ся необходимыми. Одно из средств адаптации чел. к ухудшившимся условиям. 3. закон неравномерности психич развития – у одного и того же ч-ка псих ф-ции нах-ся на разном Ур-не разв-я в одно и то же время. Изменение отд псих ф-ций имеет отдельные темпы на протяжении всей жизни ч-ка. 4. гетерохромность: в каждом возрастной период развив-ся те ф-ии, кот им. наибольшее значение именно в данный момент, что экономит суммарный запас энергии. Разная динамика развития у индивидов в одной группе.

Развитие чел. как личности достиг. пика к концу юношеского возраста.

 

 

3. Биографический метод. Он относ-ся к одному из м-дов исследования жизненного пути личности. Состоит в сборе данных о чел. на протяжении длительного времени. По направленности делят на: ретроспективный – направл. назад и проспективный – направл. вперёд. Ретроспективный осущ-ся в отношении выдающихся людей общества (или настоящего, если они согласятся), в отношении умерших. Проспективный – будущее, исп-ся гораздо реже. Богатство материала и близость к личности – «+» этого м-да.Сбор материалов о предыдущей жизни ч-ка, если он жив, и о всей его жизни, если мертв.3 вида данных: внешние факты жизненного пути ч-ка (образование, награды, браки, судимости), психологические корреляты внешних факторов жизненного пути ч-ка (отношения к фактам, реакции на события), продукты деятельности (сочинения, рисунки, стихи, фото, письма). Источники: испытуемый (если он жив), свидетельства современников (роднын, друзья, враги, знакомые), документы (продукты д-ти). Этот метод трудно обработать статистически, тк он позволяет получить лишь качественные данные. Ещё к м-дам исследования жизненного пути личности относ-ся каузометрия (Хроник): в жизни выдел-ся ряд событий, привязывающихся ко времени, исследуется какое событие как повлияло на какое событие. А так же к этим м-дам относ-ся м-д исслед-я линии жизни (Лосева). Графически проводится линия и по словам испытуемого выделяются годы и события (событийность). Толочек – влияние событий, кот. происходят в жизни чел.

 

Методы возрастной психологии (лонгитюднй, поперечных срезов).

Поперечные срезы. Выборка из 2 групп в одно и то же время. Исследуется, как меняется к-л параметр. Исследование занимает немного времени. Групп Мб сколько угодно. Исследование дешевое. Испытуемые и экспериментатор живы. «+»: быстрота проведения, дешевизна, гарантированная сохранность выборки, единство соц-экономич условий, в кот проводиться исследование. «-»: исп-мые разные по псих особ-тям, эти люди сформировались в разных условиях – это неучтенная переменная. Трудно отделить эффкты хронологич. возраста от эффектов исторического периода. Так эе нужно сказать, что чтобы обеспеч. разумную сопоставимость разновозрастных групп, метод попереч. срезов предъявляет жёсткие трбования к формированию выборки испытуемых.

Лонгитюдный м-д. Продольный метод. много лет исследовнаия. 1 группа исп-мых с какого-то по какой-то возраст. Измерения повтор-ся через значительные промежутки времени и сравнив-ся с данными, полученными на предыдущих этапах. Исследователи м. строить кривые роста или научения в таких областях, как языковое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков. Подвергаются ему интеллектуальные способ-сти чел. Исключается недостаток поперечного среза – динамика подлинная. «-»: долго, дорого, возможный отток исп-иых (может поменяться статус), систематические ошибки в рез-тах (исп-мые начинают врать), привыкание исп-го к экспериментатору, устаревание методик, изменение соц-экон условий. «+»: единство псих особ-тей людей, достоверная динамика. По продолжительности лонгитюд Мб: кратковременные – неск месяцев (исп-ся, когда есть период, насыщенный быстрыми изменениями), долговременный – неск лет, ускоренный – за относительно короткое время изучить * 4 группы детей, изучаются в течение 4 лет, в рез-те ухищрений экспер-р может увидеть картину за 10 лет. По чистоте исследования лонгитюд Мб: собственно лонгитюд или сочетание лонгитюда и поперечных срезов. По направленности исследования различают: проспективное (исследование вперед), ретроспективное (назад), смешанное.Шай – интеллект с пом-ю лонгитюда, фак-ры влияющие на IQ, Терман – сиэтлское исследование, 1958 год, исследование одаренных детей, интеллекта.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...