Управление конкурентоспособностью продукции на предприятиях
Управление риском Управление риском означает определение вероятности проявления того или иного вида риска, его стоимости, проведение предупредительных мер. Важным моментом системы управления риском является правильная оценка стоимости риска. Под стоимостью риска понимаются фактические убытки, затраты по их уменьшению и возмещению. Выделяют три основных элемента: - первый – стоимость контроля и регулирования рисков; - второй – стоимость риска, остающегося на развитие предприятия; - третий – стоимость передачи риска на ответственное страхование, т.е. расходы по оплате страховых платежей. Элементами системы управления хозяйственным риском является анализ, прогноз, планирование и учет. Важное место среди предупредительных мероприятий занимает страхование. Это система мероприятий по созданию денежных фондов, из средств которых возмещаются потери. Различают следующие виды страхования: имущественное, личное и ответственности перед третьим лицом. Западными фирмами одним из видов риска является хеджирование - ограждение от потерь предприятий, специализирующихся на обработке сельскохозяйственных и других видов сырья путем страхования прогнозируемого уровня доходов передачей риска другой стороне. Расходы по всем видам страхования рисков относятся на себестоимость продукции. От риска нереализованной продукции предупреждает эффективная система прогнозирования спроса и правильного выработанная система маркетинга. Финансовый риск, связанный с пассивностью капитала, долговременным его размещением в одном проекте, может быть снижен путем подключения других предприятий использованием венчурного капитала.
Инновационный риск – это объективная и неизбежная реальность, связанная с реализацией нововведений. Риску, связанному с природой человека, могут противостоять социальные мероприятия. Следовательно, содержание предупредительных мероприятий связано с видами рисков и с причинами их возникновения. Управление риском включает в себя следующие блоки: - информационный блок, содержащий всю совокупность необходимой информации; - методический блок, связанный с обоснованием методических подходов и математическим обеспечением, включающий массив алгоритмов решения поставленных задач и методов анализа, планирования и прогнозирования видов риска: - блок технологического обеспечения, основанный на компьютерных технологиях анализа и оценки. В заключении этого вопроса рассмотрим факторы, влияющие на оценку и вероятность успеха проекта, и методику анализа степени риска создания собственного предприятия. Обратимся к следующей таблице (см. табл. 1).
Таблица 1 Факторы, влияющие на оценку вероятности успеха проекта.
Таблица 2
Анализ степени риска
6 вопрос. Оценка конкурентоспособности. Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью завоевания приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Конкурентоспособность фирмы или страны можно оценить с помощью факторов и критериев: 1. Динамизм экономики. Определяется по таким критериям как темпы экономического развития, положение национальной валюты, уровень промышленного производства, объем производства важных товаров на душу населения и др.
2. Эффективность промышленного производства. Определяется путем расчета прямых и косвенных затрат на оплату рабочей силы, а также расходов на материальное стимулирование, текучесть кадров и прогулы. 3. Динамизм рынка. Определяется по следующим критериям: объем потребительских расходов на душу населения, неценовое послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн. 4. Развитие финансовой системы. Оценивается с помощью критериев: состояние финансовой системы страны или фирмы, банковских учреждений, рынка ценных бумаг и других финансовых институтов. 5. Человеческие ресурсы. Оцениваются по численности и темпам роста населения и рабочей силы, уровню безработицы, квалификационному состоянию кадров и т.д. 6. Роль государства. Определяется по критериям: исследование уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны, состоянии экономической политики государства. 7. Ресурсы и инфраструктура. Определяются объемом и качеством ресурсов, степенью развития и состава инфраструктуры. 8. Стимулирование торговой деятельности. Включает в себя: льготы, квоты, лицензирование, создание благоприятных условий. 9. Политика страны в отношении нововведений. Оценивается уровнем финансирования, скоростью внедрения и массовым использованием. 10. Социально-политическая обстановка. Состоит: из социальной поддержки, защиты и гарантий в социальной и политической сфере страны. Методика определения конкурентоспособности стран проводится ЮМФ (Юропиэн менеджмент форум г. Женева). Регулярно исследуется конкурентоспособность 22 стран – участников Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и 9 развивающихся стран. Она определяется на основе 10 факторов, каждый из которых в свою очередь рассчитывается по критериям (всего 340). Из них 280 основаны на статистических данных ООН ОЭСР, МВФ и МБРР, а 60 – определяются экспериментальным путем при опросе 1,6 тыс. экономистов и экспертов из 31 страны.
Различают общие правила оценки конкурентоспособности продукции: 1. Выбор и анализ рынка для реализации товара. 2. Изучение конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров. 3. Выбор и обоснование наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы сравнения. 4. Определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке. 5. Установление набора единичных показателей по соответствующим группам параметров. 6. Выбор методик расчета, определение и анализ свободных показателей по товарным группам. 7. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара фирмы. 8. Выработка товарной политики относительно производства товара для данного рынка, рассмотрение его производства, экспорта, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и т.д. На рис. 3 представлена схема оценки конкурентоспособности товара. 1. Экономические параметры – себестоимость, цена изделия и потребления, условия платежей и поставок, сроки и условия гарантии. Элементы, определяющие цену потребления: расходы на покупку, расходы на транспортировку до места использования, стоимость установки и приведение в работоспособное состояние, обучение персонала, затраты на топливо и электроэнергию, заработная плата персоналу, затраты на послегарантированный сервис и покупку запчастей, расходы на страхование, налоги, расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса, непредвиденные расходы. 2. Технические параметры, различаются на: 2.1. Классификационные, определяющие принадлежность изделия к определенному виду (классу) продукции. 2.2. Конструктивные, отражающие технико-конструктивные решения. 3. Нормативные параметры. Определяют соответствие изделия стандарту, нормам, правилам, которые регламентируют границы, из которых параметры не должены выходить. Это показатели надежности, ресурс изделия, безотказность, долговечность, ремонтоспособность. Рис. 3. Схема оценки конкурентоспособности товара. Кроме нормативных параметров различают эргономические параметры (гигиенические, физиологические, психологические), которые определяют соответствие товара свойствам человеческого организма и его психики, определяют удобство работы и скорость утомления. После проведения оценки конкурентоспособности определяют «ключевые факторы успех а» или факторы, которые могут дать фирме определенные преимущества. Они выявляются в сравнении собственного товара с конкурентами. Для устранения возникающих препятствий в использовании ключевых факторов успеха привлекаются внешняя и внутренняя среда. Внешняя среда определяется покупателями с их демографическими характеристиками: посредники, рекламные агентства, законы, общая экономическая обстановка, научно-технические достижения, культурные и другие традиции. Внутренняя среда определяется функциональной структурой фирмы, которая обеспечивает управление, разработку новых товаров, сервисное обслуживание, продвижение товаров. Важным элементом внутренней структуры являются подразделения, именуемые «центрами ответственности». Это подразделения, на которые возлагаются особые задачи в достижении запланированных финансовых показателей. Различают следующие центры:
1. Центры затрат – это производственные подразделения, которыми устанавливаются нормативы расходования материалов и трудовых ресурсов. Цель – минимизация отклонений фактических затрат от запланированных. 2. Центры реализации – это подразделения сбыта продукции. Которым запрещено снижать цены ради увеличения объема продаж, но стремиться к максимальному объему. 3. Дискреционные центры - административные подразделения, в которых нет возможности строго установить «нормы – затраты – результаты». Цель – обеспечение максимально хорошего качества деятельности при гибкости расходной статьи бюджета маркетинга. 4. Центры прибыли – все подразделения. Цель: обеспечение максимальной прибыли. 5. Центры капиталовложений занимаются учетом, распределением капитальных средств и контролем над их использованием. Управление конкурентоспособностью продукции на предприятиях Начальным этапом в управлении конкурентоспособностью продукции является оценка – диагностика его уровня, оценка жизнеспособности предприятия (технико-экономического и финансового положения, технологического уровня и уровня организации управления). В управлении конкурентоспособностью можно выделить направления системы обеспечения высокой конкурентоспособности продукции: Первый комплекс мер – это повышение технологического уровня предприятия - высокий технический уровень и качество продукции. Включает в себя: кардинальную перестройку системы подготовки и повышения квалификации кадров, повышение производства, улучшение условий труда, укрепление базы и улучшение организации НИОКР, ускоренную реализацию структурных сдвигов и инвестиционной политики в соответствии с приоритетами НТП и социального развития, повышение эффективности капиталовложений, организацию эффективной деятельности групп качества и целевого обучения руководящего и рабочего персонала, создание социальных условий качества труда, перестройку задач и функций управления качества продукции, стандартизацию. Второй комплекс мер предполагает разработку мероприятий, направленных на снижение ресурсоёмкости продукции, издержек производства. Третий комплекс мер включает мероприятия по совершенствованию сервисного обслуживания, рекламы, изучению рынка сбыта. На реализацию данных мероприятий необходимо направить экономические и организационные рычаги управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|