Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность воспитания. Подходы к анализу воспитания.

Общее понятие о восприятии. Теории восприятия. Классификация, свойства, закономерности восприятия.

Восприятие - отражние целого и общего в предметах или явлениях действительности действующих непосредственно на наши органы чувств. Воприятие (как и ощущение) сенсорный процесс.

Физиологические основы восприятия:

· условный рефлекс на отношение между раздражителями. Раздражители действуют на человека в комплексе.

· условный рефлекс на комплексный раздражитель (является суммой его составляющих, но не арифметической, т.к. действие более сильного раздражителя подавляет действие более слабого. Для восприятия человека это означает, что не все ощущения одинаково важны для восприятия объекта, как целого, для этого необходимо наличие главных из них (ведущщих).

· сопоставление сигналов поступающих в кору головного мозга от действующего объекта со следами оставленными в коре более ранним действие этого же объекта.

Классификации:

По анализаторным системам:

1. Зрительное;

2. Слуховое;

3. Осезательное;

По форме отражения материи:

1. Восприятие удаленности;

2. Восприятие формы;

3. Восприятие величины;

4. Восприятие глубины;

5. Восприятие иллюзии:

a. восприятие времени;

b. восприятие движения;

c. восприятие человека человеком

Свойства восприятия:

a. константность - постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Например, хотя автомобиль, находящийся вдалеке, кажется меньше аналогичного автомобиля вблизи, их реальные размеры воспринимаются человеком примерно одинаково

b. целостность - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Например, три отдельные точки могут восприниматься человеком как единая фигура - треугольник;

c. Избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.

d. Предметность - способность человека отражать окружающую действительность в виде конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом сознание выделяет предмет из фона, на котором он расположен. Даже ночью зрение способно опознать фигуру человека, выделив ее из окружающего пространства.

e. Апперцепция - зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них.

f. Осмысленность - воспринимаемые человеком предметы трансформируются через вторую сигнальную систему, то есть описываются словесными понятиями. При этом полученные образы приобретают для человека определенный жизненный смысл.

Понятие и сущность воспитания. Подходы к анализу воспитания.

В узком, педагогическом смысле воспитание - это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества. Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции соответствующей требованиям общества, развитие коммуникативной функции и социализация человека. Воспитание выполняет три основных функции:

Наиболее общие функции воспитания следующие:

1) культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2) гуманистическую или человеко-образующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

3) функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Научное познание и воспитательного процесса и его реализация на научной основе предполагает единство целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов воспитания.

Целевой компонент включает в себя комплекс целей и задач воспитания.

Содержательный компонент представляет собой знаний, умений, навыков и привычек деятельности и поведения, опыта отношений которую осваивает воспитанник.

Операционно-деятельностный компонент воспитания - это технология организации воспитательной деятельности и взаимодействия участников воспитательного процесса.

Оценочно-результативный компонент содержит критерии и показатели результата, позволяющие объективно оценить эффективность воспитания.

В современных педагогических концепциях воспитание рассматривается как неотъемлемая часть целостного педагогического процесса. По направленности на различные сферы личности выделяется умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.

Педагогический анализ – это оценочное рассмотрение реально разворачивающегося процесса воспитания с позиции избранной модели воспитания, которая представлена в качестве структурной связи необходимых и достаточных элементов; это позволяет дать характеристики как выделенным элементам, так и всему процессу в целом.

Назначение педагогического анализа в том, чтобы выявить воспитательный результат, оценить воспитательный результат и корректировать профессиональную деятельность по достижению воспитательного результата. Вовремя предъявленный результат профессиональной работы, фиксация достижений улучшают самочувствие педагога – фактор немаловажный в работе с детьми.

Содержание педагогического анализа.

Напрямую зависит от содержания структуры воспитательного процесса, отражающей педагогическое видение. Количество элементов не может быть бесконечным и даже большим, не только потому, что увеличивает затраченное на анализ время, но и потому, что множественность не позволяет ухватить сущностное в процессе.

 

Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на развитие личности в соответствии с требованиями, которые предъявляются к человеку со стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития. Таким образом, в практическом плане содержание воспитания может быть представлено тремя взаимосвязанными подсистемами:

1) нравственные понятия о природе, обществе и человеке, которые должен усвоить воспитанник;

2) привычки, приобретенные в ходе различных видов деятельности и отражающие нормы поведения, принятые в обществе;

3) нравственные чувства, выражающие осознанное индивидуально-личностное отношение воспитанника к тем или иным сторонам окружающей действительности, миру людей и себе самому.

Идея целостности воспитательного процесса осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

Воздействуют на воспитанников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

Положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности.

Единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп — непременное условие комплексного подхода.

Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об этих факторах и характере их влияния. К числу главных факторов относятся

· сложившийся образ жизни ребенка, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;

· условия жизни, которые содействуют становлению определенного образа жизни в рамках различных регионов (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);

· средства массовой информации;

· уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (воспитательные системы, сложившиеся в них, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы, психологический климат);

· нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

· индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...