Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

Aлександр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. — император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 — 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 — 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 — 1807 и 1812 — 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 — 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 — 1820 гг. — гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) — Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 — 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 — 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 — 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 — 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 — 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 — 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 — 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 — 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 — 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).

Михайловский сад

Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского». Это также яркий пример архитектурного единства здания (Михайловского дворца) и природного ландшафта (Михайловского сада), созданный по замыслу великого зодчего Карла Росси.

Михайловский сад входит в комплекс объемно-пространственной композиции центральной части Санкт-Петербурга, включающей Летний сад и Марсово поле. За длительный период своего существования сад неоднократно менял свою планировку в соответствии с веяниями моды и вкусами новых владельцев.

Первоначально на территориях нынешних Летнего и Михайловского садов, сада вокруг Инженерного замка и Инженерного сквера располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау — об этом свидетельствует план 1698 г. В 1716-1717 гг. архитектор Ж.-Б. Леблон по заказу Петра I выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и второй сады находились на территории ныне существующего Летнего сада. Третьим был сад, где находился дворец Екатерины I. Территория, на которой теперь располагается Михайловский сад, входила в состав третьего Летнего сада и называлась «шведским садом».

План Леблона был, по существу, проектом создания единого грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Леблон включил в него все планировки, которые были лично утверждены Петром Великим. Cеверо-восточная часть территории, где находился дворец Екатерины I, была парадной. Изображение дворца в плане почти полностью повторяет план центральной части верхних палат Петра I в Петергофе. Вблизи дворца росли пирамидально подстриженные ели. Аллея каштановых деревьев вела к большому партеру с трельяжной беседкой, фигурным бассейном с фонтаном и скульптурой. Юго-западная половина сада изначально имела планировку регулярного плодового сада — сада русского императорского Двора с плантацией фруктовых деревьев, душистых трав, кореньев, где находились оранжереи, парники, теплицы и погреба, в которых выращивались различные экзотические растения и фрукты. Во времена правления Анны Иоанновны на территории «Шведского» сада имелись участки с «запасными» кленовыми деревьями, т. е. с питомником. Там же был устроен «ягдгартен» — небольшой охотничий участок, где содержались в особо огороженных местах зайцы и олени для придворной охоты.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна предложила Растрелли выполнить проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I и сада при нем. В апреле 1743 г. Растрелли представил проект сада-лабиринта, украшенного скульптурой и фонтанами. За дворцом был распланирован еще один парадный участок с двумя фигурными прудами, фонтаном и узорным кружевным цветником. «Шведский сад» был несколько изменен. Территория была разбита на геометрические участки пересечением продольных и поперечных аллей, в центре были выкопаны пять прямоугольных прудов. Таким образом, можно сказать, что Третий Летний и «Шведский» сады стали еще одним образцом русского садово-паркового искусства XVIII в.

По указанию Павла I дворец Елизаветы Петровны снесли, и на его фундаменте в 1787-1801 гг. выстроили Михайловский замок. Территория, прилегающая к замку, полностью включает оба сада — растреллиевский и «шведский». Проект замкового комплекса предусматривал сохранение двух фигурных прудов с линейной посадкой деревьев по их периметру. В «Шведском саду», согласно проекту, вместо пяти сохранилось четыре пруда, которые соединялись между собой подземным каналом, продолженным до западного фигурного пруда. Здесь надо особо отметить проектирование уникальной водной системы прудов и каналов.

Михайловский замок строился как неприступная крепость с разводными мостами, окруженная водо й. Каналы (Воскресенский, Церковный и Обводные), окаймляющие замок и парадную площадь перед ним с конной статуей Петра I — грандиозный архитектурный ансамбль ХVIII в., не имеющий аналогов в мировой архитектур е. Третий Летний сад стали называть Верхним Летним и Михайловским. Планировка «Шведского» сада и его назначение как плодового сада (в западной части) и прогулочного парадного сада (в восточной части) не меняется. К сожалению, в таком виде уникальный ансамбль Михайловского замка просуществовал очень короткое время. После убийства Павла I замок перестает существовать как резиденция императорской семьи. Царская семья выезжает из замка, а парк и каналы постепенно приходят в запустение. В 1822 г. замок был передан Главному Инженерному училищу.

В 1819 г. начался новый этап формирования садов. В этот период значительный вклад в преобразование садов внес архитектор К.И. Росси. На месте старых оранжерей, примыкавших с юга к Верхнему Летнему саду, Росси по заказу Александра I выполняет один из самых масштабных проектов — комплекс Михайловского дворца для Великого князя Михаила Павловича, перепланировку Михайловского сада и благоустройство площади перед южным фасадом нового дворца. Это был, по существу, последний дворцовый ансамбль, построенный в черте города. Окончательный проект перепланировки сада у Михайловского дворца, над которым Росси работал вместе с архитектором А. А. Менеласом, был утвержден императором в апреле 1822 г.

В 1823 г. император Александр I утвердил проекты Росси по перепланировке участка вокруг Михайловского замка. По проекту засыпается Церковный канал, уменьшаются размеры восточного фигурного пруда в Михайловском саду. Остается только Воскресенский канал вдоль южного фасада замка. Но при этом Росси сохраняет уникальную водную систему (пруды Михайловского сада — каналы Михайловского замка), дополняя ее строительством подземного коллектора, соединившего большой пруд с рекой Мойкой, обеспечив тем самым дополнительную циркуляцию воды. Вокруг Михайловского замка по проекту Росси высаживается каре из двух рядов стриженых деревьев.

Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки отдельных его участков по проектам Леблона и Растрелли.

К. Росси создал образцовый «английский» сад, в котором с большой выразительностью использованы все основные планировочные приемы пейзажного стиля, взятые из английской ландшафтной архитектуры 1715-1760 гг. Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей и вписанный в сетку регулярной планировки.

Другой типичный прием планировки «английского» сада — использование прудов с неправильно очерченными берегами. Именно поэтому архитектор превратил прежние бассейны геометрической формы в живописные пруды разных размеров, берегам которых он придал извилистые «природные» очертания, а малые прямоугольные пруды в центре сада — убрал. В саду появился еще один традиционный элемент пейзажного парка — павильон с пристанью на берегу реки Мойки. Построенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I, павильон предназначался для романтических встреч летними вечерами за чашкой чая или игрой в карты.

На территории Михайловского сада было много цветников и красиво цветущих кустарников. Самое ценное, что сохранил Росси при перепланировке — это система аллей, составляющая основу композиции. Аллейные посадки были частично сохранены и дополнены живописными группами деревьев. До революции сад являлся дворцовым садом и был закрыт для посещения горожан. Дальнейшая история Михайловского сада трагична, как и судьбы всех исторических территорий.

В 1902 г. малый восточный пруд обмелел и был засыпан. В то же время, в связи с возведением Храма Воскресения Христова по проекту архитектора А. А. Парланда и новой садовой ограды, значительно сократилась западная часть сада.

В 1922 г. сад переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Бывший Михайловский сад под этим «поэтичным» названием приобрел статус обычного городского парка. Английский луг пересекла поперечная дорожка, были построены площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Позже эти площадки заменили на детские игровые площадки. В начале 1960-х гг. здесь было разрешено строительство теннисного корта и общественного городского туалета. В этот период все посадки деревьев и кустарников проводились хаотично. Разрастающиеся деревья постепенно закрывали садовый фасад Михайловского дворца и перспективу от дворца на Марсово поле. С каждым годом менялись черты когда-то великолепного исторического ландшафта.

Обследования 2000 года показали, что сад находится в критическом состоянии. Работы по реконструкции Михайловского сада были проведены в 2001-2007 гг.

Проект полной реконструкции основан на сохранении в центре сада пейзажного английского стиля, а по периметру — регулярной французской планировки. Он позволил воссоздать один из лучших садов в центральной части Петербурга и возвратил историческое значение комплекса «Михайловский дворец — Михайловский сад».

подробно о Михайловском саде на сайте САДЫ РУССКОГО МУЗЕЯ

Летний сад

Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.

В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.

Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену (1713-1714 гг.). В 1717 г. царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.

Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, не соединявшийся, однако, с Фонтанкой.

В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В боскете «Менажерийный пруд» находился овальный пруд, в центре которого располагался островок с беседкой; в другом боскете помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги — аллеи-туннели, сводами которых служили оплетающие каркас ветви деревьев. В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.

На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России (1714-1725 гг., арх. А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, М.Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.

Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов... Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).

Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.

Значительную часть сада занимали постройки. В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I (1710-1712 гг., арх. Д.Трезини). В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I был построен Второй Летний дворец со службами (1721-1726 гг., арх. С.Ван-Звитен, Д.Трезини, М.Земцов) для жены Петра Екатерины Алексеевны.

К этому дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.

На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведенная по проекту талантливого русского архитектора М.Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским. В 1730-х гг. на месте этой Залы на берегу Невы Ф.-Б.Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.

Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б.Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров (арх. Ф.-Б. Растрелли). Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в 1740-е гг. Ф.-Б.Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.

Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII в., постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 г., от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX в. сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю.Фельтен, 1770-1784 гг.). От именного указа императрицы Екатерины II о сооружении ограды, последовавшего в 1770 г., до полного завершения работ прошло 16 лет. Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отразивших этапы этой работы. В 1775 г. приступили к забивке свай и устройству фундамента. Цоколь ограды, колонны и венчающие их вазы были высечены из «дикого камня» — так в XVIII в. называли красный гранит выборгских месторождений. Звенья ограды и ворота выковали из железа в Туле. Бронзовые золоченые украшения оживляют строгий облик решетки Летнего сада.

Звенья ограды укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения — 232 метра. Первоначально в ограде было трое ворот, находившихся против главных аллей сада. Центральные ворота имели отличное от боковых завершение. В 1866 г. ограда стала немой свидетельницей исторического события — покушения на императора Александра II. В память избавления государя от смертельной опасности на месте центральных ворот была построена часовня. Боковые ворота перенесли и поставили по сторонам часовни. Исторический вид ограды оказался искаженным. Особенно заметно это стало после того, как в 1930 г. часовню разобрали.

В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 г. остатки Грота перестраиваются архитектором К.Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 г. неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л.Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П.Базен, Л.Шарлемань, 1826 г.). В 1839 г. у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 г. на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.

В 1917 г. Летний сад потерял статус «императорского».

В наводнение 1924 г. в саду погибло до 600 деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.

В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.

В 2009-2011 гг. сад прошел комплексную реставрацию.

Летний дворец

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1710-1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу. После Петра I дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик дворца, живописные плафоны аллегорического содержания, отдельные предметы мебели — сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен Поварен и Зеленого кабинета Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры этого памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построили собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе, построил и новые царские хоромы. Именно эту постройку видел в 1710-1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, — пишет он, — царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома возвели каменное здание по проекту архитектора Д.Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец.

После смерти Петра I и, спустя два года, его жены, Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители, кастелянша с прачками, белошвейки. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра I, чтившей память об отце, придворных служителей из дворца выводят, а «ветхости» чинят. Дворец начинают употреблять как летнюю дачу для видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга во дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. Четыре сторожа охраняли и убирали его. В 1925 г. Дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, и в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым Дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец — музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во Дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А.Э.Гессена.

С 2004 г. Летний дворец входит в состав Государственного Русского музея.

С 2015 г. Летний дворец находился на реставрации и вновь открывает свои двери для посетителей Летнего сада в мае 2018 года.

 

Домик Петра

Деревянный Домик Петра I на Петроградской стороне — уникальный памятник архитектуры и старейшее здание Санкт-Петербурга. В документах петровского времени Домик именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами». Сруб размером 12,7×5,7 м из тесаных сосновых бревен поставили в конце 26 мая 1703 г. на месте указанном самим Петром I. На крыше здания была установлена деревянная мортира и «пылающие» ядра, в знак того, что дом принадлежит «капитану бомбардирской роты», так числился Петр I в армейских списках.

Уже в петровское время были предприняты меры по сохранению первого дворца Петра 1. В 1723 г. над Домиком по проекту архитектора Д. Трезини возвели защитную галерею на столбах, в 1822 г. проемы галереи остеклили. Существующий сегодня кирпичный футляр был сооружен по проекту архитектора Р.И.Кузьмина в 1844 г. В 1899 г. к каменному футляру над домиком Петра I с севера и юга пристроили два тамбура по проекту инженера-архитектора Н.М.Салько. Северный тамбур предназначался для публики, южный — для хранения лодки-верейки Петра I

По распоряжению императрицы Елизаветы Петровны — дочери Петра I — в 1742 г. в столовой домика была открыта часовня во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В нее поместили родовую святыню Романовых — икону Спаса Нерукотворного, принадлежавшую царю Петру. Перед образом Спасителя Петр испрашивал благословение Божие на основание новой столицы, он сопровождала царя в походах, при его болезни и погребении. Сейчас эта икона находится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, она помещена в особый киот перед правым клиросом. Часовню в Домике Петра упразднили в 1929 г.

В 1870-е гг. участок вокруг Домика оградили ажурными чугунными решетками и разбили небольшой сад, в котором со стороны реки Невы установили бронзовый бюст Петра I (Н.- Ф.Жилле — П.П.Забелло, с оригинала Б.К.Растрелли). В особых случаях в саду у Домика члены императорской фамилии сажали деревья. Ныне эта традиция возрождена, в мае 2011 г. принц Майкл Кентский посадил рядом с домиком дуб.

В 1930 г. в Домик Петра I стал музеем. В 1934 г. музей «Домик Петра I» поступил в ведение комплекса Петровских дворцов Петергофского объедине­ния, а в 1938 г. присоединен к музею «Летний дворец — музей Петра I». Во время Великой Отечественной войны Домик не понес серьезных повреждений. Экспонаты музея были эвакуированы в город Сарапул, за Урал. Домик Петра находился под охраной музейного персонала и уже в 1944 г. открылся для посетителей, первым в городе.

В начале 2004 г. Домик Петра вошел в состав Государственного Русского музея.

Архитектура и интерьеры

Домик Петра I — это простая в плане постройка — в центре сени, за ними — маленькая спальня царя, а по сторонам более просторные кабинет и столовая. Площадь Домика по внешнему периметру — 65 квадратных метров. Стены Домика, прорезанные необычными большими окнами с мелкой расстекловкой переплетов, сохранили следы раскраски под кирпич. Подобный прием декорировки деревянных сооружений был характерен для первых лет существования города. Роспись Домика является единственным сохранившимся образцом такого рода. Высокая четырехскатная крыша крыта гонтом — плоскими деревянными дощечками, имитирующими черепицу. В ходе реставрационных работ 1971-1975 гг., проводившихся по проекту арх. А.Э Гессена, внутри здания был расчищен так называемый «травный» орнамент на наличниках окон и дверей, исполненный масляными красками. На черном фоне переплетаются цветы и травы — розы, шиповник, мята перечная, васильки, гвоздики. Остатки живописи имеются на всех внутренних дверях Домика. Лучше других сохранилась живопись на дверном полотне из столовой в спальню, где изображён интерьер западноевропейского собора. Стены помещений внутренних помещений Домика, как и в петровское время, обиты морской парусиной. Окна застеклены «лунным» стеклом, изготовленным в наше время по технологии начала XVIII в.

Современная музейная экспозиция представлена предметами, относящимися к петровскому времени, в том числе и мемориальными. Среди них: мундирное платье красного сукна; трость восточной работы, отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе в 1707 г., лодка-верейка, кресло Петра I.

Музей Академии художеств

Один из 1х публичный музей в стране, появившийся в середине XVIII века как собрание картин, рисунков, скульптур и гравюр мастеров Западной Европы и России. Помимо крупной коллекции живописи и графики, экспозиция содержит скульптуру и макеты архитектурных сооружений.

 На Университетской набережной Васильевского острова обращает на себя внимание огромное строгое здание, построенное в стиле классицизм. Оно было возведено во второй половине восемнадцатого века по проекту педагогов Академии — архитекторов Александра Кокоринова и Жана-Батиста Валлен-Деламота. Основу коллекции заложил первый президент Академии Иван Шувалов, передавший музею множество уникальных картин и рисунков. Эту традицию продолжили Екатерина II и многие российские аристократы. Лука Джордано и Георг Филипп, Пьер Франческо Мол и Абрахам Хондиус — работы этих классиков европейской школы XV — XIX веков, которые были подарены известными меценатами, украшают галереи музея. Для общего доступа его открыли в 1859 году. Сейчас в этом здании размещены не только экспозиции, но и реставрационные мастерские, лаборатории, а также архив и библиотека. Парадные залы музея отделаны и украшены произведениями лучших российских живописцев и скульпторов. Обращает на себя внимание Домовая церковь академии, Рафаэлевский и Тициановский залы, которые были оформлены по проекту архитектора Константина Тона, создавшего проект московского храма Христа Спасителя. Коллекция музейных скульптур довольно специфична. В основном, это слепки античных и европейских фигур, которые служили, в первую очередь, для обучения начинающих скульпторов. Их копирование входит в обязательную программу подготовки молодых ваятелей. Парадные залы музея регулярно предоставляются для проведения выставок современных художников и скульпторов. Здесь проходят вернисажи работ студентов и преподавателей Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

 

Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств представляет собой уникальное художественное собрание не только в России, но и в мире. Возникнув в середине XVIII века одновременно с Академией художеств, музей превратился в собрание поистине уникальное. Только здесь, знакомясь с работами учеников и педагогов, можно видеть с чего начинает будущий художник, какие ступени ведут к вершинам мастерства. В Академии художеств собирали рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров, а также слепки с произведений античной и западноевропейской скульптуры, служившие моделями для рисования в классах «гипсовых голов» и «гипсовых фигур».

Само здание Академии художеств, построенное по проекту двух педагогов архитектурного класса Академии художеств - Кокоринова и Деламота в 1764 - 1772 гг. представляет собою выдающийся памятник архитектуры раннего классицизма в России, принадлежащий к числу «особо ценных объектов культурного наследия». Русские живописцы и скульпторы XVIII-XIX веков, украшая парадные интерьеры, где располагается в настоящее время музей Академии художеств, воплотили идею значимости изобразительного искусства в жизни просвещенного общества и в судьбах России, стремились передать молодым поколениям мастеров «трех знатнейших художеств» мысль о высоком назначении их призвания. Домовая церковь Академии, Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-е годы по проекту автора храма Христа Спасителя в Москве Тона, ректора Академии художеств в 1840-1850-е гг.

Постоянные экспозиции Научно-исследовательского музея развернуты в трех этажах «циркуля» - внутреннего концентрического корпуса здания Академии. Галереи, «обегающие» внутренний круглый двор здания (диаметр - 55 метров) представляют собою уникальное экспозиционное пространство.

Первый этаж занят отделом слепков, представляющим шедевры античной скульптуры, а также модели архитектурных памятников античности, выполненные в XVIII веке из пробки в мастерской римского модельщика и скульптора Кики. Коллекция не имеет себе равных по полноте и художественной ценности: многие из собранных здесь слепков отформованы непосредственно с оригиналов еще в XVIII-XIX вв.

Постоянная экспозиция второго этажа, названная «Академический музеум», представляет картины из исторического собрания музея, работы тех знаменитых художников, чьи полотна служили образцами для изучения и копирования многим поколениям русских юношей. Именно таков был принцип устройства постоянной экспозиции Музея Императорской Академии художеств до 1917 года: на 2-ом этаже в залах «по циркулю», где была развернута Картинная галерея и выставлялась скульптура, помимо лучших «программ» отечественных живописцев (картин на заданные сюжеты, за которые авторы получили золотые медали, звания художника, академика и профессора) показывали и произведения иностранных мастеров.
Размещенная в третьем этаже экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII-XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах», знакомит с работами выдающихся зодчих прошлого. Исключительный интерес представляют уникальные проектные модели известных архитектурных памятников Петербурга - Смольного монастыря, Исаакиевского собора, Михайловского замка, Биржи и др.

В Парадных залах, расположенных вдоль Невского фасада здания Академии художеств экспонируются исполненные в XIX веке копии произведений итальянских мастеров XVI-XVIII вв., среди которых интересны копии картин Тициана (особенно копия утраченной в XIX веке композиции «Убиение Св. Петра Доминиканца» - шедевра позднего творчества Тициана) и почти полностью воспроизв

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...