Формы занятий физическими упражнениями.
Существуют обязательные учебные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями. Учебные занятия – основная форма физического воспитания. Они подразделяются на: - теоретические, практические, контрольные; - элективные практические занятия (по выбору) и факультативные; - индивидуальные и групповые (консультации); - самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. Вне учебные занятия организуются в форме: - физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки); - занятий в секциях, организованных факультетом физической культуры и спорта; - самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; - массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных соревнований в масштабах вуза, района, города. Взаимосвязь разнообразных форм учебных и вне учебных занятий создает необходимые условия для нормального функционирования организма молодого человека.
Принципы спортивной тренировки. В основу тренировки спортсменов положены две группы принципов. Первая охватывает общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания. К ним относят научность, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивидуальный подход в условиях коллективной работы. Другая группа – специфические принципы спортивной тренировки: - направленность к высшим достижениям, углубленная специализация; - непрерывность тренировочного процесса; - единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам; - волнообразность и вариативность нагрузок;
- цикличность тренировочного процесса; - единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Если дидактические принципы и их установки общеизвестны /они составляют основу любого процесса обучения/, то принципы спортивной тренировки требуют рассмотрения. Принцип направленности к высшим достижениям является одним из ведущих принципов спортивной тренировки в полном соответствии с сутью спорта и содержанием соревновательной деятельности. Этот принцип предопределяет постоянное совершенствование всех и всего, кто и что обуславливает высокие спортивные результаты, возможности высоких достижений не только в разных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида. Поэтому в спортивной тренировке необходимо соблюдать принцип углубленной спортивной специализации. Принцип закономерности развития и становления различных сторон подготовленности спортсмена и связанные с ними особенности и изменения, имеющие место в организме спортсмена, требуют регулярных тренировочных воздействий на протяжении длительного времени. Это обуславливает выделение в качестве одного из принципов спортивной тренировки-непрерывности тренировочного процесса. Данный принцип характеризуется следующими положениями: 1. Спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов. 2. Воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т.д. должно <<наслаиваться>> на результаты предыдущих. 3. Периоды нагрузки и отдыха регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие необходимых, спортивно важных качеств и способностей. Эти положения трактуются в строгом соответствии с квалификацией, возрастом, подготовленностью спортсменов.
Принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам. Закономерности адаптации организма к тренировочным воздействиям предполагают постепенное повышение предъявляемых к организму требований для эффективного протекания приспособительных процессов. Выделяют следующие направления интенсификации тренировочного процесса: - увеличение суммарного годового объема работы от 100-200 до 1300-1500ч; - увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла от 2-3 до 15-20 и более; - увеличение количества тренировочных занятий в течении дня от 1 до 3-4; - увеличение количества занятий с большими нагрузками в течении недельного микроцикла от 1 до 5-7 и т.д. Разумное использование перечисленных возможностей позволит соблюдение данного принципа спортивной тренировки.
Тренировочное занятие. Первой узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие. В нем непосредственно решаются задачи тренировки спортсмена. Существующая структура занятия определяется закономерными изменениями функционального состояния организма спортсмена во время работы. Подготовительная часть занятия включает вводную и практическую составляющие. Во вводной решаются организационные вопросы /построение, рапорт дежурного, приветствия/, конкретизируются задачи занятия, формируются методические указания, рекомендации: продолжительность ее – 2-4 минуты. Далее практическая составляющая или разминка, под которой подразумевается выполнение комплекса специально подобранных упражнений, способствующих оптимальной подготовке спортсменов к предстоящей работе. Разминку делят на две части: общую и специальную. Первая способствует активации деятельности систем организма – опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вегетатики и т.д. В этой части разминки используются общеподготовительные упражнения. Во второй части разминки применяют специально-подготовительные упражнения. Они направлены на подготовку и настройку организма спортсмена на специфическую деятельность.
Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей каждого спортсмена, характера предстоящей работы, условий и пр. В основной части занятия решаются его главные задачи. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и воздействовать на стороны подготовленности спортсменов в самых различных сочетаниях. Продолжительность основной части занятия зависит от характера и методики применяемых в нем упражнений, величины тренировочной нагрузки, тренировочного эффекта и т.п. В заключительной части занятия для приведения организма спортсмена в состояние, по возможности близкое к дорабочему, и создания условий для более полного развертывания восстановительных процессов выполняются соответствующие упражнения пониженной интенсивности. Контрольные вопросы. 1. Для сохранения тренировочного эффекта перерывы между тренировками не должны превышать (в днях): Ответы: 1) 1-3 2) 2-3 3) 4-5 -правильный ответ 4) 10 5) 7-9
2. Суммарное проявление физической силы, выносливости, нервно-психической деятельности определяется как: Ответы: 1) физическое развитие –правильный ответ 2) спортивное достижение 3) биотип 4) прототип 5) физиологический уровень организма
3. Принцип направленности к высшим достижениям относится к: Ответы: 1) утренней гимнастики 2) спортивной тренировке 3) учебным занятиям 4) оздоровительным занятиям 5) соревнованиям
4. Уровень развития двигательных способностей человека определяется как Ответы: 1) тестами (контрольными упражнениями) –правильный ответ 2) спортивным результатом 3) разрядными нормативами 4) умение выполнять упражнения
5. При высокой интенсивности физической нагрузки частота сердечных сокращений составляет (ударов в минуту) Ответы: 1) 100-130 2) 130-150 3) 150-200- правильный ответ 4) 120-140 5) 160-180
6. Артериальное давление измеряется в Ответы: 1)кг/см2 2)барометрах 3)паскалях 4)мм.рт.ст.- правильный ответ 7. Сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни и организованных или самостоятельных занятий
физической культуры определяется как Ответы: 1) физическое воспитание 2) двигательная активность- правильный ответ 3) физическая культура 4) физическая нагрузка
8. Бюджет времени студентов в течении семестра Ответы: 1) уменьшается 2) увеличивается 3) не изменяется 4) зависит от рабочего режима 5) увеличивается в период зачетов к сессии- правильный ответ.
Список литературы 1. Программа по физическому воспитанию в высших учебных заведениях России. - М., 1994. 2. Приказ №777 от 26.07.94 г. <<Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях>>. – М., 1994. 3. Физическая культура: программа курса. – Уфа: Восточный университет, 2000. 4. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1991. 5. Всеобщая история физической культуры и спорта / Под ред. В.В.Столбова. – М.: Радуга, 1982. 6. Теоретические основы физической подготовки и спорта. – М., 1981. 7. Правила соревнований по видам спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1998. 8. Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Ю.И.Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1988. 9. Лыжный спорт / Под ред. Д.М.Васильева. – М.: Физкультура и спорт, 1987. 10. Легкая атлетика. Анализ техники и методика обучения: методическое пособие. – Уфа, 1999. 11. Петров П.К. Гимнастика в школе: учебное пособие. – Ижевск: Издательство Удм. ун-та, 1996. 12. Физкультура и спорт: малая энциклопедия. – М., 1982. 13. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|