Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечитывание текста с заданием орфограф ическо го характера.

Ченцова Дэнила Павловна

Конспект урока обучения изложению

Итоговая контрольная работа по дисциплине

«Методика развития речи младших школьников»

 

 

Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

Начальное образование

(очно-заочная форма обучения)

 

Преподаватель:

к.п.н., доцент

Зиновьева Т.И.          

 

Москва

2019

 

 

Конспект урока обучения изложению по тексту «Перед соловушкой стыдно»

Класс - 4

Тема урока: Изложение «Перед соловушкой стыдно».

Цель урока - формировать умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования.

УУД:

Личностные: устанавливать связь между воспринимаемым на слух художественным текстом и тексом, созданным учащимися в процессе пересказа.

Регулятивные: понимать смысл поставленной задачи.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осмысливать ошибки и устранять их.

Перед соловушкой стыдно.

Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги они сели пообедать. Вынули из сумок яйца, огурцы, хлеб с маслом.

Только закончился обед – в ветвях берёзки запел соловей. Подружки не шевелились, слушали прекрасную песню.

Соловей закончил петь. Оля собрала остатки своей еды и бросила их под куст. Лида же завернула в бумагу яичные скорлупки и положила в сумку.

Оля спросила Лиду, зачем она понесёт мусор. Ведь в лесу их никто не видит.

- Стыдно… перед соловушкой, - ответила Лида. (По В. Сухомлинскому)

 

ХОД УРОКА

Организационный момент (Постановка учебной задачи).

-Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Как изложение можно назвать иначе? (Пересказ.)

-Как вы думаете, от какого слова произошло слово изложение? (От слова изложить)

-Что значит изложить? (Рассказать.)

-Уточним значение слова по словарю. Какой словарь нам понадобится? («Толковый словарь»)

Ученик находит нужную статью и читает: «Изложить-описать, передать письменной речью».

-Приходилось ли вам в жизни пересказывать, описывать что- либо? В каких ситуациях? Расскажите. Сегодня мы будем писать изложение так, чтобы человек, не читавший текст, хорошо себе представил описанную в нем историю.

 

На доске представлен алгоритм работы над изложением.

-Посмотрите на доску, на ней представлен алгоритм работы над изложением.

 

Алгоритм работы над изложением для учащихся

1. Внимательно слушай название текста и сам текст. Можешь записать ключевые слова, яркие образы.

2. Составь план текста.

3. Передай основную мысль каждого пункта плана. Должен получиться маленький текст.

4. Расширение «маленького текста»: здесь помогут записанные ключевые слова, интересные образы и сравнения.

5. В результате получится черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать.

6. Аккуратно, без ошибок перепиши изложение и еще раз проверь.

 

 

Первичное восприят ие те кста.

- Для начала послушайте внимательно текст, который я сейчас прочи­таю. Ваша задача — слушать так, чтобы потом восстановить все описанные в нем события и написать хорошее изложение.

 (Учитель читает, учащиеся воспринимают на слух. Книги за­крыты.)

 

Общая беседа по содержанию.

- О чем говорится в этом тексте? (Нужно бережно относиться к природе, заботиться о ней. Быть честным перед самим собой).

- Какова тема текста? (Честность и бережное отношение к окружающему миру).

- К какому типу текста отнесете данный рассказ? Докажите. (Повествование. Этот вид текста передает события, сменяющие друг друга действия).

- Что девочки делали в лесу? (Обедали)

Что заставило их заслушаться? (Пение соловушки).

- Расскажите, как поступила каждая девочка после обеда. (Лида завернула остатки еды и взяла с собой, а Оля бросила свои остатки под куст).

- В чём проявилась нечестность Оли? (Нечестность проявляется в том, что она делает хорошее только тогда, когда видят другие).

-Дадим тексту название, но такое, чтобы оно точно передава­ло то, о чем говорится в тексте, т.е. тему. (Варианты детей)

-Запишем заголовок на доске. (На доске запись заголовка: Перед соловушкой стыдно)

Анализ композиционной структуры и содержания.

-Послушайте текст еще раз и решите, сколько в нем частей.

Учитель читает текст, учащиеся слушают при закрытых книгах.

-Итак, сколько частей в тексте? (4 части)

- Написать изложение текста поможет план. Сегодня план составим в виде вопросов.

- Почему предложила составить план в виде вопросов?

(Вопросы помогают полнее передать информацию)

- Прочитайте первую часть.

-На какой вопрос отвечает первая часть текста? (Аналогично разбирается каждая часть текста. В конце обсуждения на доске появляется план.)

План.

1. Что после долгой дороги девочки делали в лесу?

2. Кого заслушались девочки?

3. Как девочки поступили с остатками еды?

4. Почему Лида не оставила мусор в лесу?

Анализ отдельных частей и языковых особенностей текста.

-Откройте книги. Давайте прочитаем текст и обсудим его в деталях. Как вы думаете, поможет ли подробное обсуждение тек­ста лучше написать изложение? Почему? (Да, конечно, поможет. Мы обратим внимание на отдельные слова, их значение и напи­сание.)

-Прочитайте первую часть.

Анализ первой части

-Куда пошли Оля и Лида? (В лес)

-Что сделали Оля и Лида после долгой дороги? (Сели пообедать)

- Что вынули девочки из сумок? (Яйца, огурцы, хлеб с маслом)

- О чем говорится в первой части? (Как Оля и Лида после долгой дороги обедали в лесу).

- Определите тему этой части? (Обед в лесу).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (Оля, Лида, яйца, огурцы, пообедать).

- Прочитайте следующую часть.

 

Анализ второй части

-Что произошло когда закончился обед? (Запел соловей)

- Где запел соловей? (В ветвях берёзки)

-Как девочки слушали песню? (Не шевелясь)

-Какой была песня? (Прекрасной)

- О чем говорится во второй части? (Как подружки не шевелились и слушали прекрасную песню)

- Определите тему этой части? (Чудесная песня).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (закончился обед, не шевелились, слушали)

-Прочитайте третью часть.

 

Анализ третьей части

-Что сделал соловей? (Закончил петь)

- Что собрала Оля? (Остатки своей еды)

-Что Оля сделала с остатками еды? (Бросила их под куст)

-Что сделала Лида с яичными скорлупками? (Завернула в бумагу и положила в сумку)

- О чем говорится в третьей части? (Как каждая девочка поступила со своими остатками еды).

- Определите тему этой части? (Поступок Оли).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (закончил петь, собрала, бросила).

-Теперь прочитаем четвертую часть.

 

Анализ четвертой части

- О чем спросила Оля у Лиды? ( Зачем она понесёт мусор)

- Почему Оля считает, что можно оставлять мусор в лесу? (Потому что его никто не увидит)

-Что ответила Оле Лида? (Что ей стыдно)

-Перед кем стыдно Лиде? (Перед соловушкой)

- О чем говорится в четвертой части? (О том, как каждая девочка относится к природе).

- Определите тему этой части? (Поведение Лиды).

- Какие опорные слова в этой части будем использовать? (спросила, понесет, не видит, стыдно).

 

Перечитывание текста с заданием орфограф ическо го характера.

-Прочитайте текст про себя. Обратите внимание на написа­ние трудных для вас слов, на постановку знаков препинания. Назовите слова, на правописание которых вы хотите обратить внимание. ( Дорога, соловей, шевелились, скорлупки)

-Запишем их на доске.

 

Запись текста.

-Закройте книги. Откройте тетради. Запишите число и название текста. Напишите изложение. Пользуйтесь планом и списком трудных слов. В случае затруднений можно писать с пропуском орфограмм, пользоваться орфографическим словарем, задавать вопрос учителю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...