Глава 1. Развитие событийно-тематического туризма в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ (Временный вариант) [Как правило, любой туристской поездке присущи развлечения. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми впечатлениями, острыми ощущениями и положительными эмоциями. Отдых в сочетании с развлечениями преобладает среди других целей путешествий и формирует наиболее массовые туристские потоки в мире. Посещение ярких и часто неповторимых событий в культурной, спортивной или деловой жизни в масштабах региона или всего мира - основа событийного туризма. Туроператоры, занимающиеся событийными турами, ассоциируют определенные направления с конкретными событиями. Существует огромное множество поводов для организации событийных туров. Развлечения в туристской поездке могут быть связаны с посещением различных мероприятий (спортивные состязания, фестивали, конкурсы, шоу, карнавалы и т.д.). В мире культуры популярны различные фестивали, которые ежегодно проводятся во многих странах мира и представлены арт - фестивалями, классическими, джаз - и рок-, фолк- музыкальными фестивалями, кинофестивалями, цветочные фестивалями и т.д. К значительным событиям в мире музыки относятся концерты мировых знаменитостей. Наиболее зрелищными событиями мирового уровня считаются карнавалы, исторически приуроченные к началу католического Великого поста. Однако, наряду с карнавальными торжествами, существует большое количество народных праздников, фестивалей национальных культур, ярмарок. В России наиболее популярны спортивные события - Кубок Кремля по теннису, хоккейные турниры и футбольные матчи. Событийный туризм является одним из дорогих видов туризма. Поездка обойдется клиенту дороже в 1,5 – 2 раза. Во-первых, потому что событие происходит раз в год. На некоторые события места бронируются сразу после окончания предыдущего мероприятия. Но всевозможные мероприятия (красочные карнавалы, фестивали, спортивные состязания, выставки и т.д.) все больше и чаще привлекают туристов. Для них это уникальная возможность стать не только свидетелем, но и активным участником неповторимых событий культуры, искусства и спорта.
В связи с тем, что были разработаны многочисленные мероприятия, приуроченные к каким либо событиям, событийный туризм приобрёл массовый характер и обрёл популярность во многих странах мира. Поездки в событийный туризм помогают людям не только получить удовольствие от увиденного, но и узнавать историю и традиции страны, которую они посещают, тем самым, обогащая свой внутренний мир. * Неуклонный рост влияния событийного туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которые сопутствуют формированию и развитию мирового хозяйства. Сегодня эффективное функционирование системы событийного туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Таким образом, от правильного построения и эффективной реализации туристской политики зависят роль и место конкретного государства на рынке международного туризма. Актуальность данной работы состоит в том, что в мире существует огромное количество городов, обладающих богатым культурным, историческим и природным потенциалом. Но большая часть туристских ресурсов этих регионов является потенциальной и невостребованной в силу либо недоступности и отсутствия туристской индустрии, либо невозможности генерации и организации потребления туристского продукта по каким-либо иным объективным или субъективным факторам. Поэтому перед туристскими фирмами стоит задача целевого и разумного использования всех туристских ресурсов региона.]
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Анализ туристского рынка событийно-тематического туризма в Российской Федерации Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики. Событийный туризм – это вид туризма ориентированный на посещение местности в определенное время, связанный с каким-либо событием. Под событием следует понимать совокупность явлений, выделяющихся своей неоднозначностью, значимостью для данного общества или человечества в целом, для малых групп или индивидуумов. Оно может иметь вид разового неповторимого явления или периодического, наблюдаемого ежегодно или в определенные периоды времени. Это могут быть мероприятия культурного, спортивного, этнографического, выставочного (делового) характера.[1] Туристский бизнес активно использует события для формирования туристского продукта и привлечения туристов. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм - это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главная особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Такие туры становятся все более популярными, все больше появляется людей, которые хотят максимально интересно провести свой отпуск или выходные дни.
Событийный туризм набирает популярность среди энергичных, современных людей, которые знают, чего хотят и сами планируют свой отпуск. Ведь каждый день на планете происходит столько интересного. Событийный туризм — это праздник, выбранный непосредственно туристом и подготовленный специально для него. Как правило, целевая аудитория событийного туризма - это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар.
Событийный туризм в большинстве своем это индивидуальный вид отдыха, который наполнен постоянной атмосферой праздника.[2] Это разнообразный, перспективный и динамично развивающийся вид туризма, но на отечественном туристском рынке отнести его к массовому направлению пока нельзя. Событийный туризм - это вид отдыха для тех, кто хочет провести свой отпуск максимально интересно, насыщенно и ярко, насладиться новыми впечатлениями. Это уникальная возможность стать не только свидетелем, но и активным участником неповторимых событий культуры, искусства и спорта. Определение «событийный туризм» впервые появилось в 80-х годах в Европе. Тогда событийный туризм не выделялся как отдельное направление в туризме, а являлся частью таких направлений туризма, как приключенческий туризм, экологический туризм, гастрономический туризм и некоторых других. Позже он выделился и утвердился как отдельная отрасль туризма. Однако само явление событийного туризма имеет весьма глубокие корни. В основе большинства современных фестивалей лежат исторические события, праздники, традиции. Событийный туризм включает в себя ряд мероприятий культурного, спортивного, этнографического, выставочного видов туризма. Но далеко не все из проводимых мероприятий следует относить к нему, лишь те, которые приносят какой-либо доход и, следовательно, могут считаться ресурсной составляющей места их проведения. Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложения. Наблюдается возрождение местных культурных традиций, обычаев, развитие народного творчества. Ниже приведены несколько наиболее ярких примеров экономической эффективности организации событийных мероприятий мирового масштаба. Так, в 2009 г. экономический эффект Каннского фестиваля составил почти 200 000 000 евро. Он создал 3200 рабочих мест, и на него пришлось 10% годовой заполняемости отелей в регионе (по данным источника BFM.ru от 15 апреля 2011 г.). Пользующийся большой популярностью у русских туристов Октоберфест ежегодно посещают около 6 000 000 человек. Ежегодно на фестивале работает 12 000 человек. Оборот праздника еще в 2006 г. составил 449 000 000 евро, а только на проживание в отелях и проезд в общественном транспорте гости праздника потратили в том же году более 500 000 000 евро (источник: wikipedia.org). Бразилия вообще стала ярким примером того, как первоначально народный праздник превратился в мероприятие государственной важности и средством пополнения казны. Несмотря на то, что бразильский карнавал 2005 года считается одним из самых дорогих за всю историю, казне мэрии он обошелся в более 5,5 млн. долл., только в Рио-де-Жанейро туристы оставили 150 000 000 $ (источник: panasia.ru).[3]
К основным задачам событийного туризма относятся: · предоставление знаковых, масштабных мероприятий имеющих историю; · доработка существующих событий с высоким потенциалом до нужного уровня; · формирование и разработка новых уникальных событий, существующих на уровне идей. Сейчас событийный туризм – одно из самых динамично развивающихся и перспективных направлений в туризме. Существуют следующие классификации событийного туризма: 1. По масштабу события: · международный уровень; · национальный уровень; · региональный уровень; 2. По тематике события: Национальные фестивали и праздники. Особенно много национальных фестивалей и праздников проводится в Европе, это фестивали Св. Патрика в Лондоне и Дублине, фестиваль культур в Германии, парад любви в Берлине, парад военных татуировок в Эдинбурге и множество других менее знаменитых мероприятий. В России в Выборге можно посетить турнир «Рыцарский замок». Карнавалы и народные праздники особенно любимы туристами. Тысячи туристов притягивают карнавалы и народные праздники, проводимые в Бразилии, Венеции и Кельне, бега быков в Памплоне, помидорная битва «Томатина» в Буньоле, пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене. Театрализованные шоу — это шоу на льду и в Цирке. Фестивали кино и театра. Ежегодно в России и мире проводится множество фестивалей кино и театра. Всем известен Каннский кинофестиваль, Московский кинофестиваль, но также организуется еще несколько сотен других фестивалей по всему миру. Гастрономические фестивали, на которых веселятся и дегустируют молодое вино, хорошее пиво, морепродукты, шоколад и другие продукты. Одним из всемирно известных фестивалей является Октоберфест в Мюнхене, который собирает миллионы поклонников баварского пива со всего мира. Окторберфест знаменателен еще и тем, что это не только фестиваль, но и большой карнавал. В России есть свои гастрономические праздники, например, в Суздале ежегодно проводится день Огурца.
Фестивали и выставки цветов: Выставка цветов в Челси и Лондоне, фестиваль хризантем в Японии, выставка тюльпанов в Нидерландах. Модные показы. Особенно значимым событием в мире моды считается Салон Высокой моды в Париже. Фестивали музыки и музыкальные конкурсы. В России очень популярны фестивали бардовской песни, к примеру, Ильменский и Грушинский фестивали авторской песни, которые проводят на берегу живописных водоемов. На эти фестивали съезжаются тысячи туристов со всех уголков страны, где в походных условиях живут, слушают и поют песни. Из европейских фестивалей можно отметить Зальцбургский музыкальный фестиваль, Венские оперные балы, Джазовый фестиваль в Жуан Ле Пене и множество других. Также популярны фестивали классической, джаз- и рок-, фолк- музыки. Спортивные события: олимпиады, чемпионаты, кубки мира и другие международные состязания, авторалли, гонки «Формула-1», теннисные и хоккейные турниры. Аукционы, ярмарки, выставки. Международные выставки и ярмарки являются своеобразным смотром достижений в важнейших областях человеческой деятельности. Основные функции международных выставок и ярмарок — распространение мировой культуры, обмен научно-технической информацией, реклама продукции и расширение внешнеторговых связей. Крупнейшими центрами выставочной деятельности в Европе и Америке являются: Амстердам, Барселона, Берлин, Брюссель, Ганновер, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, Париж, Страсбур, Давос. Эти города имеют соответствующую материально-техническую базу и располагают возможностями для организации досуга иностранных гостей. Самая крупная в мире туристическая ярмарка — Международная биржа по туризму (International Tourism Borse — ITB) проводится ежегодно с 1966 г. в Берлине с участием туристских предприятий, представителей национальных туристских организаций, транспортных и страховых компаний, специализированных издательств. Все более престижной становится Всемирная туристская ярмарка (World Travel Market — WTM), организуемая с 1980 г. в Лондоне. Это сугубо профессиональная выставка предназначена для установления прямых контактов между специалистами из разных стран. В число самых крупных туристских ярмарок недавно вошла Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (МИТТ). Международные технические салоны. К ним можно отнести авиасалоны, где демонстрируют новейшие разработки в области авиации и автосалоны. Одним из известных примеров является авиасалон в Ле Бурже, Париж во Франции или авиакосмический салон в Жуковском (Россия). Паломнические туры нужно выделить в отдельную катогорию. Это поездки к святым местам, крупным центрам духовной жизни, проводимые в дни важных религиозных праздников.[4] Также необходимо отметить, чтоценителям изобразительного искусства интересны будут туры, в рамках которых организовываются поездки в знаменитые музеи рисунка и живописи, посещение выставок, мастер-классов художников в различных городах. При этом интересующимся изобразительным искусством определенного периода предлагаются соответствующие туры. Например, для знакомства с античным искусством выбирают Рим, с искусством эпохи Ренессанса – Нидерланды, а для ознакомления с религиозным искусством организовывают путешествие по храмам России. Очень популярен исторический туризм. Он также и наиболее разнообразен, ведь у каждой страны есть своя интересная история. Наиболее часто туристами выбираются маршруты, знакомящие с историей Древних цивилизаций, для чего организовываются туры по странам, основанных на их обломках: Греция, Египет, Индия, Китай, Италия и другие. Практически также многообразен и этнографический туризм. Целью его является ознакомление с культурой других народов, их обычаями и традициями. Наиболее популярны такие туры в восточные страны (Японию, Китай, Индию). Особенно привлекают туристов происходящие в той или иной стране этнические фестивали, когда можно увидеть ее культуру и обряды наиболее полно и при этом получить массу удовольствия. В Европе и США популярен литературный туризм, благодаря которому книголюбы могут не только побывать в местах, где жили и творили знаменитые писатели, но и посетить множество лекций и семинаров выдающихся литературоведов в разных городах. События являются важным мотиватором в туризме. Событийный туризм опирается на привлечение большого количества туристов на какое-либо событие в жизни региона, привлекательное для туристов. Профессор канадского университета Калгари Дональд Гетц классифицирует события, которые являются поводом для туризма. 1. Культурные торжества: фестивали; карнавалы; религиозные события. 2. Политические и государственные события: встречи на высшем уровне; официальные визиты; выборы. 3. События в области образования и науки: конференции; семинары; научные премии; студенческие олимпиады. 4. События в искусстве и развлекательные события: концерты; церемонии награждения; выставки, ярмарки; бизнес, торговля. 5. Спортивные события и конкурсы: профессиональные соревнования (Олимпиады, чемпионаты и т.д.); любительские соревнования. 6. Социальные события - праздники в стране. 7. Частные события - свадьбы и другие праздники. Далее, изучив различные классификации событийно-тематического туризма, рассмотрев основные понятия и задачи данного вида туризма, хотелось бы перейти к анализу туристского рынка событийно-тематического туризма в России. Прежде всего, следует обратиться к некоторым статистическим данным, предоставленным Федеральным агентством по туризму. С началом реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» туризм в России вступает в новый этап своего развития. Статистические данные за 2012 год показывают, что внутренний турпоток составляет 36,9 млн. человек. Анализ структуры внутреннего российского турпотока показывает, что наибольшей популярностью среди наших граждан пользуется пляжный отдых (38%). Поездки с культурно-познавательными целями выбирают 20% туристов. Доля событийного туризма в структуре внутреннего российского турпотока занимает всего 1%. Данные можно увидеть в диаграмме 1. Диаграмма 1. Доля событийного туризма среди других видов туризма По оценкам международных экспертов, за последние 10 лет одним из наиболее развивающихся видов туризма является именно событийный туризм, мировой оборот которого возрос с десятков до сотен миллиардов долларов. Однако при этом доля России составляет в данном виде туризма всего 2%. На сегодняшний день событийный туризм динамично развивается в России, но начал он развиваться не так давно. Сегодня путешествия, связанные с различными событиями стали достаточно популярны среди российских туристов, особенно интересен такой тур для корпоративной поездки. Практически каждый город в нашей стране интересен своими культурными и спортивными событиями, проходящими при немалом стечении зрителей. В России наиболее популярны спортивные события: Кубок Кремля по теннису, хоккейные турниры и футбольные матчи. Показательным событием, привлекшим большое количество туристов в Москву, был финал Лиги чемпионов в мае 2008 г. Значительный рост въездного туристского потока обеспечил также музыкальный конкурс «Евровидение-2009». Ежегодно проводится Московский международный кинофестиваль, различные этнические, фольклорные и военно-исторические праздники. Большой потенциал превратиться в события высокого мирового уровня есть у музыкальных фестивалей, посвященных всемирно известным русским композиторам. Россия является богатой страной для развития событийного туризма, одним из ее достоинств является исключительно морозная, снежная, завораживающая, красивая зима, что является и может являться в дальнейшем для туристов из жарких стран экзотикой. Русская зима - это сама по себе значительная часть российского турпродукта. Среди событий, также привлекающих туристов в Россию, можно отметить крупные международные спортивные соревнования, различные культурные события, этнические и религиозные праздники. Юбилейные торжества в разных городах также привлекают приезжих не только из России, но и из-за рубежа. Для участников Второй мировой войны во всем мире поводом для поездок в Россию служит 9 Мая - день окончания войны. В последние годы родственники погибших и оставшиеся в живых воины из Германии получили возможность посещать в России могилы своих близких и друзей. Привлекательные для россиян события происходят летом в южных городах страны. Это карнавалы - открытия курортного сезона в Геленджике и Анапе, музыкальные и кинофестивали и пр. [5] Если в жизни туристского объекта нет событий сложившихся исторически как традиции, его придумывают специально. Например, в городе Суздаль проводится множество тематических праздников – эти мероприятия собирают большое количество как российских, так и иностранных туристов. Привлекают туристов и «Встреча Нового Года», «Рождество», «Крещение», «Троица», фестиваль «Русская сказка», «Масленица», «Русальная неделя», международный фестиваль «Бабье лето» и другие событийные мероприятия. Наиболее известные мероприятия событийного туризма в России отражены в Приложении 1. На нашем рынке представлено достаточно небольшое количество туроператорских фирм, предлагающих спортивно-событийные и тематические туры. Полный список компаний, специализирующихся на организации событийных туров представлен в Таблице 1:[6] Таблица 1 Компании, занимающиеся организацией событийного туризма, их основные направления и маршруты
Одними из наиболее крупных и известных являются туристическая компания «Роза Ветров» и «TicketGroup». Компания «Роза Ветров» организует поездки на любые событийно - спортивные мероприятия: туры Олимпиада (Летние и Зимние Олимпийские игры), туры футбол (Чемпионаты Мира и Европы, матчи лучших европейских клубов), туры хоккей (Чемпионаты Мира, матчи НХЛ), формула 1 туры (все этапы Гран При Формулы 1), теннис, гольф и многое другое. Компания «Ticket Group» — туроператор по событийному туризму, уже в течение 10 лет работающий в сфере спортивного и событийного туризма. Она предлагает широкий выбор услуг по событийному туризму, отвечающих любым требованиям туристов, от эконом-туров на футбол выходного дня до VIP-предложений на самые яркие спортивные события, такие как, например, Финал Лиги Чемпионов, Финал Чемпионата мира или Европы по футболу.[7] На сайтах операторов представлен календарь (график) международных событий на несколько лет. Там можно подобрать любое событие по вкусу. Преданных болельщиков компании приглашают поддержать любимую команду или нашу сборную, предоставив услугу «Тур хоккей» или «Тур футбол». Для тех, кто следит за мировыми спортивными достижениями, любит красочные зрелища и хочет поддержать наших спортсменов в разных спортивных дисциплинах, есть «Тур Олимпиада». Если впечатляет скорость, яркие эмоции и незабываемые впечатления, то «Тур формула 1» – это то, что надо. Такие туры посещают только люди с высоким доходом.[8] Последнее время в событийный туризм прочно вошли туры на авиационные гонки слалом Red Bull - один из наиболее захватывающих и зрелищных видов спортивных состязаний, своеобразный аналог "Формулы 1". Все программы предлагаются на основе пакетных туров, то есть предлагается полный комплекс услуг (как правило, авиабилеты, проживание, трансферы, визовая поддержка, медицинская страховка, билеты на спортивно – событийные мероприятия). Для того чтобы проанализировать ценовой диапазон событийных туров обратимся к туристической компании «Роза Ветров», которая специализируется на реализации туров на спортивные мероприятия. Так, стоимость входного билета на финал чемпионата мира по хоккею 2013, который пройдет в Стокгольме, составляет 470 евро на человека. При этом необходимо самостоятельно оплатить перелет и проживание в отеле. Одним из наиболее дорогих туров является тур «Уимблдонский теннисный турнир», который состоится с 24.06 по 07.07.2013 в Лондоне. Так, только входной билет на финал чемпионата (женщины) составляет 2450 английских фунтов на двоих (112 700 руб.), а на финал чемпиона (мужчины) – 8170 английских фунтов на двоих (375 800 руб.). Дополнительно оплачивается перелет «Москва - Лондон - Москва», стоимостью от 13 300 руб. на человека, проживание в отеле категории 3-4-5*, а также трансфер (110 фунтов – около 5 000 руб.) и медицинская страховка (1 фунт в день). Таким образом, можно отметить, что цены на событийные туры, в частности на спортивные мероприятия, достаточно высоки и доступны только людям с доходом выше среднего.Но, несмотря на это, ряд экспертов полагает, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров. Следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Событийный туризм является важной составляющей индустрии отдыха и развлечений. В первую очередь, выигрывают отели и гостевые дома, моментально заполняющие свои номера. К примеру, отели Краснодара – в этом городе проходят фестивали вина. Не стоит забывать и об имидже города. Чем больше крупных, интересных мероприятий будет проходить в наших городах, тем больше туристов со всего мира будет стремиться в Россию.[9] Для туристов, путешествующих самостоятельно, существует первый российский портал о событийном туризме «Eventguide», который является членом Российского союза туриндустрии. Портал позиционируется как путеводитель для активных туристов и самостоятельных путешественников, посещающих различные события и мероприятия в России и за рубежом.[10] Помимо описания событий портал дает большое количество сопутствующей информации - как добраться, сколько стоит участие. Тем самым экономит время путешественников, собирая воедино сведения, которые они искали бы долго и часто безрезультатно. К настоящему моменту портал принял участие в двух крупных туристических выставках: Отдых/Leisure-2007 в Москве и INWETEX-CIS TRAVEL MARKET’07 в Петербурге.[11] В России событийный туризм, приносящий прибыль, широкого развития еще не получил. В стране пока не сформировались периодически повторяющиеся общественно значимые мероприятия, привлекающие большие массы российских и зарубежных туристов. К факторам, препятствующим развитию событийного туризма в регионах России и формированию конкурентоспособного национального турпродукта на основе событийного туризма, относятся: · недостаточно развитая туристская инфраструктура в регионах России, в том числе инфраструктура, предназначенная для организации событийного туризма; · недостаточное осознание потенциала событийного туризма, его воздействия на региональную экономику; · недостаточное внимание местных и региональных властей к событийному туризму на своих территориях, в т.ч. и при разработке стратегий и программ развития сферы туризма; · низкая инвестиционная и деловая активность местного населения при организации событийных мероприятий, способных привлечь российских и зарубежных туристов; · дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма; · недостаток информации о проведении событийных мероприятий в регионах России и низкая эффективность систем продвижения продукта событийного туризма на рынок. При устойчивых темпах развития и при наличии грамотной стратегии продвижения событийного туризма турпродукт, основанный на событийных мероприятиях, способен занять свою нишу внутреннего туристского продукта. К мерам по развитию событийного туризма в Российской Федерации можно отнести: · Создание конвеншн-бюро на принципах государственно-частного партнерства для создания единого информационного пространства и продвижения туристских событий, проводимых в России, на внутреннем и зарубежном туристских рынках. · Формирование единого календаря крупных событийных мероприятий в Российской Федерации. · Введение упрощенного визового режима в период проведения мероприятий национального масштаба. · Государственную поддержку приоритетных общественно значимых событийных мероприятий, таких, как: 1. Всероссийский бал выпускников «Алые паруса» (Санкт-Петербург); 2. Фестиваль военно-исторической реконструкции «Абалакское поле» (Тюменская область); 3. Общегородской праздник «Широкая Масленица» (Москва); 4. Музыкальный рок-фестиваль «Нашествие» (Тверская область); 5. Музыкальный фестиваль «Сотворение мира» (Республика Татарстан); 6. Международный фестиваль туристско-спортивных игр «Зимниада» (Иркутская область); 7. Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» (Краснодарский край); 8. Международный фестиваль «Небесная ярмарка Урала» (Пермский край); 9. Международный авиационно-космический салон «МАКС» (Московская обл.). Для развития событийного туризма в регионах России необходимо: · Включить мероприятия по формированию, продвижению и реализации регионального турпродукта на базе событийного туризма в стратегические документы развития туризма, в т.ч. в региональные целевые программы развития туризма, предусматривать в рамках программ субсидирование строительства туристской инфраструктуры, направленной и на развитие событийного туризма; · Способствовать созданию условий для разработки новых продуктов событийного туризма с учетом исторических и этнокультурных особенностей регионов, расширению спектра туристских услуг для различных групп туристов, а также интегрированного турпродукта совместно с другими российскими регионами; · Оказывать содействие в разработке инвестиционных проектов в области событийного туризма, создании благоприятного климата для инвесторов; · Разработать и использовать стратегию эффективного продвижения турпродукта, сформированного на базе событийного туризма.[12] Сегодня активное развитие событийного туризма намечено Правительством Москвы в рамках реализации недавно принятой программы по развитию индустрии отдыха и туризма. Столичные власти планируют создать собственный событийный ряд, способный привлекать значительное количество туристов. Среди удачных московских турпродуктов сегодня - "Ночь музеев", Международный конкурс им. Чайковского, World Press Photo, "Широкая Масленица". Хороший пример успешного события - международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня". Именно такие мероприятия формируют новое событийное лицо не только столицы, но и страны. Несмотря на то, что событийный туризм начал развиваться в стране недавно и занимает пока незначительную долю в структуре внутреннего турпотока России, сегодня имеются положительные примеры организации ярких событийных мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Возьмем, например, фестиваль зимних игр «Зимниада» в Иркутской области, который впервые прошел весной 2003 года. С тех пор «Зимниада» стала ежегодным традиционным мероприятием, которое приобрело популярность и известность как среди местного населения, так и за пределами региона. Так, если в 2003 г. количество гостей и участников фестиваля составляло около 600 человек (в основном спортсмены-любители из России и стран дальнего зарубежья), то в 2011 г. - порядка 40 тыс. человек. Однако имеющиеся событийные мероприятия пока сложно отнести к конкурентоспособным на национальном и мировом уровне. Также стоит отметить, что процесс формирования, становления, развития и продвижения событийного туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен без координации усилий органов государственной власти всех уровней, бизнес-сообщества и науки. В заключении хотелось бы отметить, что основными плюсами событийного туризма являются его всесезонность и высокая доходность. Однако в России событийный туризм, приносящий прибыль, широкого развития еще не получил. В стране пока не сформировалось сколько-нибудь периодически повторяющихся общественно значимых мероприятий, привлекающих большие массы не только российских, но и зарубежных туристов. Также к преимуществам событийного туризма можно отнести и то, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами. Туристы, посещающие регион с целью стать участником события, являются потенциальными потребителями и других видов туризма в регионе. Среди минусов можно выделить невозможность предсказания спроса на событие и достаточно высокая цена на туры. Таким образом, по прогнозам специалистов событийный туризм с каждым годом будет завоевывать все большую популярность среди туристов. Ну а для нас, самих туристов, это прекрасный способ хорошо отдохнуть и получить много неожиданных впечатлений, познакомиться с новыми людьми и узнать что-то любопытное.
1.2. Особенности организации и технология разработки событийного туризма. Рынок тематических туров очень широк, так как обширен и разнообразен круг человеческих интересов. Однако рынок этот не постоянен, так как с течением времени интересы людей меняются – появляются новые, могут утрачиваться старые. Кроме того, рынок этот узок и очень различается по регионам, т.е. в разных странах спрос на тематические туры представлен неодинаково. Интересы у жителей разных стран могут быть разными. Поэтому тематический туризм различается по качеству спроса в разных странах. Однако можно выделить несколько направлений тематических туров, популярных у туристов из различных стран: · посещение тематических парков развлечений; · гастрономические и кулинарные туры, а также так называемые «винные» и «пивные» туры; · посещение замков (иногда это направление относят к экскурсионному туризму как разновидность тематических экскурсий). Также к тематическому туризму можно отнести некоторые другие, менее популярные направления, например: туры для любителей театра, оперы и балета, какого-либо вида спорта или конкретной команды или сборной; участие в каких-либо специфических, узко направленных мероприятиях (подобные программы распространены в Индии, Китае, на Тибете, в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Они включают в себя общение с так называемым «духовным наставником», комплекс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|