Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законность и способы ее обеспечения

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию Российской Федерации и законы.

Особое значение соблюдение законности имеет в сфере уп­равления. Это обусловливается следующими важнейшими обсто­ятельствами.

Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу дея­тельности государства и органов местного самоуправления. Здесь осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурным и административно-полити­ческим строительством. Строжайшее соблюдение законности яв­ляется важнейшим условием слаженности и функционирования всех звеньев управленческой системы, успешного выполнения сто­ящих перед управлением задач.

Во-вторых, субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о на­значении на должность, решение по жалобе гражданина и т. п.). Конкретизируя общие предписания правовых норм, эти акты вы­зывают возникновение, изменение, прекращение конкретных пра­вовых отношений в контексте различных отраслей права.

При помощи правоприменительных актов оказывается орга­низующее воздействие на объекты управления, оперативно ре­шаются индивидуально-конкретные дела в сфере управления. Поскольку акты правоприменения издаются на основе общих тре­бований правовых норм, постольку они должны соответствовать содержащимся в них юридическим предписаниям. Иначе говоря, правоприменительная деятельность субъектов управления должна осуществляться в соответствии с принципом законности.

В-третьих, управление осуществляют многочисленные субъек­ты (органы исполнительной власти, должностные лица и т. д.). Сними чаще всего и имеют дело граждане, различные организа­ции. От их четкой и слаженной работы, построенной на строгом соблюдении законов и подзаконных актов, неукоснительном вы­полнении возложенных на них обязанностей, во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопросов, свя­занных с повседневной жизнью граждан и деятельностью орга­низаций.

Поэтому органы исполнительной власти обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение законов и подзакон­ных актов в деятельности подведомственных организаций, при­нимать меры по укреплению государственной дисциплины.

В-четвертых, органы управления осуществляют правотворческую деятельность, охватывающую широкую и разнообразную сферу общественной жизни.

Издание нормативных актов органами управления базирует­ся на принципе законности, т. е. они должны соответствовать за­конам, основываться на них. Соблюдение законности при изда­нии нормативных актов возрастает в связи с тем, что содержа­щиеся в них предписания часто затрагивают права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций. Осуществление правотворческой деятельности в рамках законности усиливает их гарантии.

В-пятых, органы управления наделены широкими полномочи­ями в области применения мер административного принуждения. Осуществляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, при­меняя моры государственного принуждения.

Предметом административной юрисдикции являются дола, связанные с административными и дисциплинарными правона­рушениями, индивидуальными спорами. В процессе рассмотрения и разрешения такой категории дел органы управления, должно­стные лица налагают на нарушителей взыскания добиваясь от них должного поведения. Несомненно, что юрисдикционная де­ятельность будет только тогда способствовать стабильности об­щественных отношений, их упорядоченности в сфере управления, когда она будет осуществляться строго в рамках требований за­кона.

Таким образом, законность охватывает различную управлен­ческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляе­мыми. Она является объективным условием эффективности уп­равления.

Эффективность управления зависит не только от уровня за­конности, но и от дисциплины участников управленческого про­цесса. Она предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов вышестоящих органов всеми работниками го­сударственного аппарата, а также лицами, непосредственно за­нятыми в сфере материального производства и социально-куль­турного обслуживания населения.

Дисциплина выполняет важную роль в формировании высо­кой организованности и согласованности действий всех участни­ков управленческой деятельности.

Являясь важным фактором управления, дисциплина форми­руется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Обеспечение законности и дисциплины в управлении предпо­лагает деятельность соответствующих государственных форми­рований, направленную на:

а) недопущение нарушений в деятельности органов исполни­тельной власти, их должностных лиц тех требований и предпи­саний, которые закреплены в действующих законах и подзакон­ных актах и которыми они руководствуются в своей повседнев­ной работе;

б) своевременное и оперативное выявление, пресечение и ус­транение таких нарушений;

в) установление причин и условий, им способствующих;

г) привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;

д) разработку и принятие мер, направленных на устранен» причин и условий нарушений законности и дисциплины;

е) создание обстановки неотвратимости ответственности в слт, чае их нарушения.

Обеспечение законности и дисциплины достигается при помо­щи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисцип­лины, а также систему этих способов.

Данная система включает в себя значительное число различ­ных государственных органов, деятельность которых в разной сте­пени связана с обеспечением законности и дисциплины.

Для одних органов обеспечение законности и дисциплины яв­ляется лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, транспорт­ным, промышленно-энергетическим и др.). В данном случае дея­тельность по обеспечению законности и дисциплины осуществля­ется этими органами в границах их основной деятельности, не свя­занной в целом с институтом законности и дисциплины.

Наряду с этим государством образуются и такие органы, дея­тельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жиз­ни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокура­тура, федеральные службы и др.).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законнос­ти и дисциплины, наделены для этого юридически-властными пол­номочиями, что придает их деятельности государственно-право­вой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины.

Она осуществляется различными органами государственной власти, а также местного самоуправления.

Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту РФ как гаранту Конституции РФ, прав и сво­бод человека и гражданина,

В процессе деятельности по обеспечению законности и дис­циплины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и надзор.

1. Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией.

Сущность и назначение контроля состоят:

- в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

- в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;

- в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

- в выявлении причин и условий, способствующих правона­рушениям;

- в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установлениям правовых норм.

Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и не­уклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными ли­цами, предприятиями, учреждениями, организациями, обществен­ными объединениями, гражданами.

Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специаль­ный контроль. Общий контроль предполагает обследование цело­го комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении про­верки деятельности подконтрольного объекта по четко определен­ному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и харак­тера их полномочий можно выделить:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) контроль органов судебной власти.

2. Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.

Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор)

Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными

Органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразныхспециальных норм, общеобя­зательных правил, закрепленных в законах и подзаконных ак­тах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора сводятся к следую­щему:

а) органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществля­ют свои функции полномочия в отношении тех объектов, кото­рые им организационно не подчинены; органы контроля — в ос­новном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;

б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинар­ного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же ад­министративного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

в) по ныне действующему законодательству органы контро­ля занимаются проверкой различных сторон деятельности под­контрольных объектов; органы административного надзора про­веряют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...