Службы сети Интернет
Службы сети Интернет называют также сервисами. Все сервисы, предлагаемые в Интернет, условно можно разделить на две большие группы: сервисы отложенного доступа (off-line) и интерактивные сервисы. (on-line). К ним относятся: · Электронная почта Эта служба Интернета появилась в 1972 году, даже раньше функционирования самого Интернета. Является наиболее массовой службой сети. Преимущества: высокая скорость доставки сообщений, передача информации в виде, допускающем ее последующую обработку получателем. Система электронной почты организована как совокупность региональных узловых станций, периодически связывающихся друг с другом для обмена корреспонденцией. Каждый пользователь имеет свой почтовый ящик с уникальным адресом. В момент регистрации доступа в Интернет провайдер предоставляет пользователю дисковое пространство, адрес почтового ящика (E-mail Account Address), имя пользователя (E-mail Account Login Name) и пароль (E-mail Account Password). Почтовый адрес имеет обычный доменный формат: имя_пользователя (имя_почтового_ящика)@имя_домена Электронная почта построена по принципу клиент-серверной архитектуры. Для передачи писем используется протокол SMTP. Для приема почтовых сообщений наиболее часто используется протокол РОРЗ (Post Office Protocol, протокол почтового офиса). Система электронной почты дает возможность обмена с любой удаленной машиной при фактической связи только с ближайшим узлом системы. Послание хранится на сервере получателя до того момента, когда он выйдет на связь. Электронная почта давно обошла по популярности традиционную почту: ежегодно в мире рассылается более 700 млрд. электронных писем. Этому способствуют преимущества электронной связи: высокая скорость доставки, удобство пересылки вложенных файлов, быстрый поиск и сортировка почтовых отправлений. Кроме того, электронная почта в несколько сот раз дешевле обычной почтовой рассылки.
Сообщение в Е-mail состоит из текста, который надо передать адресату, и заголовка, который приписывается в начало сообщения и содержит необходимую информацию об этом сообщении (адрес отправителя и получателя, тема сообщения, время отправления письма и т. д.). К письму можно «прикрепить» файл, содержащий текст, фотографию, аудиоинформацию, видеофильм. С помощью электронной почты можно пересылать не только текст, но и двоичные файлы — программы и т. п. По сетям гарантируется прохождение лишь символов от 0 до 127, двоичные файлы должны быть перекодированы в текст из символов в этом диапазоне кодов. Для работы с электронной почтой создано большое количество программ. Их объединяют под; общим названием mail. Например, Microsoft Office Outlook, Microsoft Outlook Express, Netscape Messenger, Eudora Pro, The Bat! и множество других. · Передача файлов. В Интернет на узловых компьютерах хранятся файлы документов, фотографий, программного обеспечения и т. п. Это огромное хранилище всевозможной информации, накопленной за последние,20 – 25 лет в сети. Любой пользователь может воспользоваться услугами анонимного доступа к этому хранилищу и скопировать интересующие его материалы. Сервис передачи файлов основан на использовании протокола FTP (сокращение от file transfer protocol – протокол передачи файлов). Сервис FTP позволяет получать файлы с удалённого компьютера на ваш компьютер. Архивы FTP строятся как иерархия директорий. Для просмотра служит программа Archie, которая позволяет просканировать FTP-архивы и найти тот, который устраивает пользователя по составу программного обеспечения и коммуникационным условиям. FTP-сервер — компьютер, на котором содержатся файлы, предназначенные для открытого доступа. Для установки связи с FTP-сервером пользователь при работе в Unix или MS DOS должен ввести команду ftp, а затем адрес или его доменное имя. Так как большинство серверов FTP работают под управлением операционной системы Unix, то технология работы в этой системе требует введения команд из командной строки компьютера и затрудняет действия пользователя в этом режиме.
Операционная система Windows позволяет работать с программой WS_FTP, что обеспечивает более удобный режим работы с серверами FTP. Еще один способ работы основан на использовании приложений — навигаторов WWW, таких как Internet Explorer, Netscape Navigator. Протокол FTP, кроме того, используется файловыми менеджерами, например, программой Far Manager, обеспечивающей прозрачный доступ к файловым ресурсам. · Сетевые новости, или телеконференции Телеконференции являются очень популярным сервисом Internet. Если электронная почта передаёт сообщения по принципу «от одного одному», то сетевые новости передают сообщения «от одного многим». Механизм передачи каждого сообщения напоминает распространение слухов: каждый узел сети, «узнавший» что-то новое (иными словами, получивший новое сообщение), передает информацию всем знакомым узлам, т.е. тем узлам, с которыми он обменивается новостями. Таким образом, посланное в телеконференцию сообщение распространяется по сети, многократно дублируясь и за довольно короткие сроки достигая всех участников телеконференции во всем мире. При этом в обсуждении интересующей вас темы может участвовать множество людей, независимо от того, где они находятся физически, и вы можете найти собеседников для обсуждения самых необычных тем. Всемирная самостоятельная сеть телеконференций называется UseNet. · Списки рассылки Список рассылки (maillist) - это почтовый сервер электронной почты, который является общим для многих людей – подписчиков этого листа. Когда вы отправляете письмо по адресу списка рассылки, его получают все подписчики (рис. 2.2). Списки различаются по тематике. На первый взгляд этот сервис очень похож на группы новостей, но есть несколько отличий. Так, находясь в списке рассылки, письмо попадает в почтовый ящик подписчика и всегда будет прочитано, а в телеконференциях по прошествии некоторого времени новости удаляются и становятся недоступными.
· Всемирная паутина WWW (World Wide Web) WWW (Мировая паутина) — самый популярный сервис Интернета. Это распределенная информационная система мультимедиа, основанная на гипертексте. Гипертекст — текст, содержащий связи с другими текстами, графической, видео- или звуковой информацией. Внутри гипертекстовых документов некоторые его фрагменты выделены. Указание на них позволяет перейти на другую часть этого же документа, на другой документ в этом же компьютере или на документ на любом другом компьютере, подключенном к Интернету. Две основные особенности отличают WWW: использование гипертекста и возможность клиентов взаимодействовать с другими приложениями Интернета. Информация в WWW хранится на огромном множестве объединенных в сеть серверов с соответствующим программным обеспечением. Клиенты используют программы просмотра WWW-документов (WWW-браузеры). Взаимодействие клиент-сервер при работе в WWW происходит по протоколу, который называется HTTP (Hyper Text Transfer Protocol). Для получения WWW-документов с сервера в запросе обязательно указывается протокол, адрес сервера, имя директории на сервере и файла с необходимым документом. Эта комбинация называется универсальным указателем ресурса (Universal Resource Locator, URL), например, http://www.vspu.ru/toi/index.html. WWW-клиенты могут общаться с серверами, поддерживающими кроме протокола HTTP и другие протоколы, например, FTP. Все документы в WWW находятся на Web-сайтах, каждый из которых может располагаться на одном или нескольких Web-серверах. Сайт – это сервер или раздел сервера в WWW, предоставляющий пользователям доступ к содержащейся на нём информации. Клиенты в WWW могут не только просматривать чужие документы и иметь доступ к огромному количеству информации, но и создавать собственные ресурсы, размещая их на собственных Web-сайтах, Таким образом, WWW представляет собой глобальный механизм обмена информацией. · Поиск информации в Интернете Для поиска информация в WWW имеется развитая сеть поисковых WWW-серверов, использующих различные методы индексации информации. Существуют два основных типа поисковых систем. Это поисковые машины и тематические каталоги.
В ответ на запрос пользователь обычно получает длинный список документов, большая часть из которых не имеет никакого отношения к теме запроса. Такие документы называются нерелевантными. Релевантный документ-- это документ, содержащий нужную информацию. 1)Поисковые машины Поисковые машины — это полностью автоматизированные системы. Они состоят из двух частей: робота или паука и поискового механизма. Поисковые машины без участия человека постоянно сканируют информационное пространство Интернета и индексируют все, что попадётся. Затем собранные данные заносятся в базы данных, из которых потом извлекается ответ на запрос пользователя. Однако обилие информации в Интернете и её постоянное обновление изменили ситуацию. Сейчас индексируется не весь документ, а только его часть, например, заголовок. Применяются и другие способ уменьшения объема информации, но, ни одна поисковая система не может охватить сто процентов ресурсов сети. Работа поисковых машин состоит из трех этапов: § Сбор информации поисковыми роботами. Специальные программы путешествуют по Web-сайтам Интернета, просматривают, их и копируют информацию на центральный сервер поисковой системы. Если при просмотре Web-страницы робот находит в ней ссылки на другие страницы, он переходит по этим ссылкам, анализирует их содержание и т. п. § Индексация. Это процесс преобразования собранных роботом данных в другие формы, удобные для быстрого просмотра. В результате индексации образуется база данных, называемая поисковым индексом. Суть метода индексации — коммерческая тайна поисковой службы. § Ответ на запрос клиента. В ответ на запрос просматриваются индексы, и возвращается список ссылок. При этом используются ключевые слова, использованные клиентом при запросе. Существует большое количество поисковых систем. Наиболее популярная на Западе поисковая система — Google (www.google.com). В Рунете самыми популярными поисковыми системами являются Яндекс (www.yandex.ru) и Рамблер (www.rambler.ru). 2)Тематические (индексированные) каталоги В каталогах вся информация рассортирована по темам, т. е. иерархически структурирована. Эта информация обработана человеком, т. е. по каждому ресурсу Интернета составляется краткая справка. Здесь ценность информации значительно выше, чем в автоматических индексах, но её гораздо меньше. Тематические каталоги похожи на предметные каталоги библиотек. Тематические каталоги структурированы по уровням. В каждом разделе есть подразделы. Путешествуя по дереву каталогов, можно постепенно сужать область поиска. На начальной странице пользователь выбирает тему, затем в рамках темы категорию и т. д. до тех пор, пока не получит список рекомендуемых ресурсов.
Сейчас чаще всего встречаются поисковые системы, сочетающие в себе черты поисковых машин и тематических каталогов, т. е. информация вначале собирается в Интернете с помощью поисковых машин, а затем обрабатывается вручную, образуя тематический каталог. Один из наиболее популярных каталогов в Рунете — List.ru находится по адресу: http://list.mail.ru/. Интернет развивается очень быстро, поэтому даже поисковые роботы не могут справиться с колоссальным и всё возрастающим объемом информации в Интернете. Отсюда следует, что даже если в сети есть то, что вы ищете, вовсе не обязательно, что об этом знает та поисковая система, к которой вы обратились. Поэтому существуют службы, транслирующие запрос сразу, в несколько поисковых систем. Это метапоисковые системы. Пользоваться ими нужно только тогда, когда документов по теме очень мало, иначе вас захлестнет волна нерелевантных документов. В Рунете удобной метапоисковой системой является программа ДИСКо Искатель по адресу: www.disco.ru. Приведем наиболее используемые российские и зарубежные поисковые системы: · Aport (http://www.aport.ru). — один из первых российских поисковых индексов, в настоящее время один из самых передовых не только в России, но и в мире. Создан в 1997 году, учитывает морфологию слов, имеет высокое быстродействие; · Rambler (http://www.rambler.ru). — создан в 1996 году, на стартовом этапе содержал всего 100 тыс. документов. Отличается высоким быстродействием, имеет обширный каталог по Web- и FTP-ресурсам; · Яндекс (http://www.yandex.ru). — создан в 1996 году как русская морфологическая приставка к американской системе AltaVista. В настоящее лидер среди российских "поисковиков"; · Альфа (Alfa Counter, http://www.a-counter.com.ua). — украинский портал с интерфейсом на русском языке; · AltaVista (http://www.altavista.com) — многоязычная поисковая машина, создана в 1995 году. По количеству индексированных страниц — одна из крупнейших в мире. К текущему моменту содержит более 500 тыс. Web-страниц. Особую актуальность AltaVista сохраняет при поиске мультимедийных файлов; · Alltheweb или FAST (http://www.allthweb.com, http://www.fast.no) — норвежская поисковая машина, работает с 1997 года, поддерживает русскую часть Интернета;
· Google (http://www.google.com) — одна из старейших поисковых служб, создана в 1994 году. Представляет собой развитую многоязычную поисковую машину второго поколения. Содержит более 3 млрд Web-страниц, являясь лидером среди поисковых средств по всем параметрам. Google ведет поиск по ключевым словам, учитывая популярность разыскиваемых документов на других ресурсах. Во время поиска применяется технология релевантности ресурсов, т. е. соответствия найденных ресурсов условиям поиска. Пользователям из неанглоязычных стран предлагается интерфейс на их родном языке. В частности жители России направляются на сайт http://www.google.ru. При этом, естественно, ограничивается диапазон поиска; · MetaCrawler (http://www.metacrawler.com) — метапоисковая система, поддерживает поиск на русском языке; · Search (http://www.search.com) — один из первых метапоисковых узлов. Может вести поиск на многих языках, в том числе на русском; · Internet Sleuth (http://www.isleuth.com) — метапоисковая система, использующая до 1500 баз данных; · About (http://about.com) — поисковая система англоязычных ресурсов. Отличительная черта — наличие встроенной рекламы; · Ask Jeeves (http://www.askjeeves.com) — поисковая система, позволяющая задавать вопросы на английском языке; · Excite (http://www.excite.com) — создана в 1995 году. Предоставляет услуги по поиску сведений о компаниях, спорте и т. п.; · Yahoo! (http://www.yahoo.com) — тематический каталог, создан в 1994 году. Имеет высокую репутацию в сети; · Поиск файлов на FTP (http://www.files.ru); · MNS Search (http://www.search.mns.com) — служба принадлежит компании Microsoft; · Russia-on-line (http://www.rol.ru); · Search Centre (http://www.search.centre.ru); Тенденции развития коммуникационных сетей указывают на то, что самым многообещающим ресурсом Интернета становятся социальные сети. К социальным сетям относят сайты, которые позволяют находить и налаживать деловые и личные контакты, общаться и обмениваться информацией. Эти сети предлагают пользователям новые сервисы, например ресурсы, объединяющие людей по интересам. Самыми крупными социальными сетями в мире являются MySpace и Face-book. Ежедневная аудитория первой из них в середине 2007 года составляла более 25 млн пользователей, причем этот объём быстро растет. В России первая социальная сеть появилась в 2005 г. Это ресурс Moikrug.ru, позволяющий находить деловых партнеров, работу, знакомых, одноклассников и т. п. Большую популярность в Рунете имеют сайты для поиска одноклассников и новых знакомых. В 2006 г. был основан ресурс Odnoklassniki.ru. По данным разработчиков ресурса к текущему моменту объём его аудитории уже превышает 5 млн пользователей. В конце 2007 г. появился портал Sosedi-online.ru, на стадии разработки находится ресурс Zabarankoi.ru. Основной ресурс, предоставляемый пользователям социальными сетями, — коммуникация, поэтому социальные сети не составляют сколько-нибудь серьезной конкуренции поисковым сетям. При использовании поисковых сетей клиенту важно качество выдаваемых результатов и скорость поиска. Социальные сети не могут конкурировать по этим параметрам с поисковыми машинами. Пока в России эксплуатация социальных сетей не дает ощутимой прибыли, однако в США и Европе выручка таких сетей достигает сотен миллионов долларов. Основные модели заработка в социальных сетях— платная подписка и продажа рекламы. Например, в 2007 г. мировой рынок интернет-рекламы превысил 30 млрд долларов. Социальные сети в России также могут занять заметную долю на рекламном рынке. Как бы ни повел себя рынок интернет-ресурсов, в целом количество социальных сайтов будет в дальнейшем только увеличиваться. В заключение приведем объём суточной аудитории (в тыс. человек) основных ресурсов Рунета, в том числе и социальных (табл. 5). Таблица 5. Объем суточнойаудитории некоторых ресурсов Рунет
Читайте также: Автомобили газодымозащитной службы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|