Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  (или основной тон).   нижний тетрахордразделяющий тон верхний тетрахорд. 113 гамма натурального ля минора. 114 неуст. уст. неуст. уст.




  (или основной тон)

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.

Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных целым тоном (большой секундой). В нижнем тетрахорде полутон находится в середине, а в верхнем — внизу.

112

            1т. 1/2т. 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.

                         разделяющий тон

Таким образом, при восходящем движении гамма натурального минора в целом имеет (между соседними ступенями лада) следующую интервальную структуру:

I            II            III            IV            V            VI            VII            I

1 т.   + 1/2 т. +   1 т.         + 1 т.   +   1/2 т. + 1 т. + 1т.

       нижний тетрахорд         разделяющий тон верхний тетрахорд

(то есть образуется схема: тон—полутон—два тона—полутон—два тона). При нисходящем движении интервалы между ступенями гаммы натурального минора будут, естественно, чередоваться в обратном порядке:

113 гамма натурального ля минора

    б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 б. 2     б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2

Одновременное звучание всех неустойчивых, а затем всех устойчивых звуков дает следующее выражение лада:

114 неуст. уст.    неуст. уст.

 и т. д.

Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от мажора) остро звучащего напряженного вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие тонику неустойчивые звуки в этом виде лада отстоят от нее на целый тон (то есть на большую секунду):

115    1 тон 1 тон

    6. 2 6. 2

   VIIH t II

Сами названия ступеней минорного лада и их свойства (устойчивость или неустойчивость, направление тяготений и т. д. ) остаются в общем теми же, что и в мажоре. Однако, например, VII ступень натурального минора уже не обладает остротой полутонового тяготения к тонике и потому будет называться полунапряженным восходящим вводным тоном (подобно II ступени, имеющей нисходящее целотоновое тяготение). Зато заметно острее, чем в натуральном мажоре, здесь проявляется нисходящее полутоновое тяготение VI ступени к V ступени, являющейся квинтой тонического трезвучия.

Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен. Например:

116 Andante                                                        А. Лядов. Сб. русских народных песен, № 39

 

§ 43. Гармонический и мелодический виды минора

Для гармонического вида минорного лада характерно введение ладовой альтерации, повышающей VII ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее восходящее тяготение к тонике. Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда гаммы меняется: в нем на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды (что весьма типично именно для гармонического вида лада) и одновременно возникает, как и в одноименном мажоре, напряженный восходящий вводный тон (ради чего, собственно, и производится эта альтерация), которого не было в натуральном миноре.

Итак, минорный лад с повышенной VII ступенью называется гармоническим минором. Гамма его имеет следующую структуру:

I           II           III           IV           V           VI           VII           I

  1 т. + 1/2 т. + 1 т.       + 1 т. + 1/2 т. + 1 1/2т. + 1/2 т.

  нижний тетрахорд     разделяющий тон      верхний тетрахорд

В нотной записи это выглядит так:

117 9-moll (гармонический)

          восходящее движение                нисходящее движение

     б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 м. 2 ув. 2 м. 2      м. 2 ув. 2 м. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2

Каждый из тетрахордов имеет здесь свою внутреннюю симметрию, компоненты которой расположены в них противоположным образом: так, в нижнем тетрахорде в середине находится меньший интервал, а по краям — большие, а в верхнем — наоборот.

Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степень яркости звучания и напряженность гармоний доминантовой функции. Именно это обстоятельство и привело к тому, что гармонический минор получил весьма широкое распространение и практически стал основным видом минорного лада в профессиональном музыкальном творчестве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...