(или основной тон). нижний тетрахордразделяющий тон верхний тетрахорд. 113 гамма натурального ля минора. 114 неуст. уст. неуст. уст.
(или основной тон) Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop. Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных целым тоном (большой секундой). В нижнем тетрахорде полутон находится в середине, а в верхнем — внизу. 112 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т. разделяющий тон Таким образом, при восходящем движении гамма натурального минора в целом имеет (между соседними ступенями лада) следующую интервальную структуру: I II III IV V VI VII I 1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1т. нижний тетрахорд разделяющий тон верхний тетрахорд (то есть образуется схема: тон—полутон—два тона—полутон—два тона). При нисходящем движении интервалы между ступенями гаммы натурального минора будут, естественно, чередоваться в обратном порядке: 113 гамма натурального ля минора б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 Одновременное звучание всех неустойчивых, а затем всех устойчивых звуков дает следующее выражение лада: 114 неуст. уст. неуст. уст. и т. д. Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от мажора) остро звучащего напряженного вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие тонику неустойчивые звуки в этом виде лада отстоят от нее на целый тон (то есть на большую секунду): 115 1 тон 1 тон 6. 2 6. 2 VIIH t II Сами названия ступеней минорного лада и их свойства (устойчивость или неустойчивость, направление тяготений и т. д. ) остаются в общем теми же, что и в мажоре. Однако, например, VII ступень натурального минора уже не обладает остротой полутонового тяготения к тонике и потому будет называться полунапряженным восходящим вводным тоном (подобно II ступени, имеющей нисходящее целотоновое тяготение). Зато заметно острее, чем в натуральном мажоре, здесь проявляется нисходящее полутоновое тяготение VI ступени к V ступени, являющейся квинтой тонического трезвучия.
Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен. Например: 116 Andante А. Лядов. Сб. русских народных песен, № 39
§ 43. Гармонический и мелодический виды минора Для гармонического вида минорного лада характерно введение ладовой альтерации, повышающей VII ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее восходящее тяготение к тонике. Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда гаммы меняется: в нем на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды (что весьма типично именно для гармонического вида лада) и одновременно возникает, как и в одноименном мажоре, напряженный восходящий вводный тон (ради чего, собственно, и производится эта альтерация), которого не было в натуральном миноре. Итак, минорный лад с повышенной VII ступенью называется гармоническим минором. Гамма его имеет следующую структуру: I II III IV V VI VII I 1 т. + 1/2 т. + 1 т. + 1 т. + 1/2 т. + 1 1/2т. + 1/2 т. нижний тетрахорд разделяющий тон верхний тетрахорд В нотной записи это выглядит так: 117 9-moll (гармонический) восходящее движение нисходящее движение
б. 2 м. 2 б. 2 б. 2 м. 2 ув. 2 м. 2 м. 2 ув. 2 м. 2 б. 2 б. 2 м. 2 б. 2 Каждый из тетрахордов имеет здесь свою внутреннюю симметрию, компоненты которой расположены в них противоположным образом: так, в нижнем тетрахорде в середине находится меньший интервал, а по краям — большие, а в верхнем — наоборот. Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степень яркости звучания и напряженность гармоний доминантовой функции. Именно это обстоятельство и привело к тому, что гармонический минор получил весьма широкое распространение и практически стал основным видом минорного лада в профессиональном музыкальном творчестве.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|