Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По дисциплине «Научные основы школьного курса информатики»

Задание на лабораторную работу №1

1. Дать характеристику первого этапа введения основ информатики в содержание школьного образования.

2. Заполнить сравнительную таблицу соответствия целей школьного курса информатики по этапам его развития с требованиями к общеобразовательному курсу:

 

Этап (годы) Цели курса информатики Соответствие объекту изучения и обобщенной структуре деятельности
1985 г.    
   

 

3. Привести примеры структуры и содержания обучения информатике в зарубежных школах.

4. Объяснить суть таких важнейших принципов построения современного школьного курса информатики, как фундаментальность, системность и функциональная полнота школьного образования по информатике.

5. Проанализировать существующие подходы к изучению информатики (прикладной, фундаментальный), реализуемые в настоящее время в общеобразовательных учреждениях.


 

1. Дать характеристику первого этапа введения основ информатики в содержание школьного образования.

Первый этап введения основ информатики в содержание школьного образования: 1985-1990. Развитие содержания курса информатики в средней школе может быть охарактеризовано в настоящее время как этап "смены парадигм". Введение в 1985 г. основ информатики в содержание школьного образования было осуществлено под лозунгом необходимости осуществления "всеобщей компьютерной грамотности молодежи". Эта задача фактически определяла содержание курса информатики на первом этапе его введения в школу. Курс был ориентирован на изучение основ программирования, а впоследствии - на освоение и применение средств информационных технологий.

А. П. Ершов, обосновывая содержание курса такой направленности, исходил из мысли, что алгоритмические и программистские навыки являются фундаментальными компонентами человеческой деятельности в современном информационном обществе.

В развитие этой мысли в Концепции школьной информатики (1988 г.) формулировалось содержание этих умений и навыков:

· умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;

· строить информационные структуры для описания объектов и средств;

организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

· правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме и правильно понимать текстовое сообщение;

· привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области.

При этом последователи А. П. Ершова шли гораздо дальше. Им виделась глобальная перестройка всей системы школьного образования, ядром которого является информатика.

Последующие годы показали всю утопичность идеи перестроить школьное образование "под информатику". Вместе с тем, сам новый школьный предмет доказал свою общеобразовательную важность, жизнеспособность и устойчивость к различного рода внешним воздействиям. Все это подтвердило обоснованное еще в 60-е годы (B.C. Леднев, А. А. Кузнецов и др.) положение о том, что информатика является необходимым компонентом современного школьного образования.

Уже к началу 90-х годов возникло твердое убеждение, что изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящее за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся "информационном" обществе. Этому немало способствовало и изменение взглядов на предмет информатики как науки, ее место в системе научного знания.

Эти процессы совпали во времени с коренными изменениями приоритетов школьного образования, поворотом его к личности школьника, удовлетворению его интересов и образовательных потребностей посредством широкой дифференциации содержания образования в школе, реализации личностно-ориентированной модели образования. При этом практика школы показала, что методическая система обучения информатике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве "катализатора" этих процессов. Информатика первой среди других школьных предметов вышла на уровень профильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов и т. д.), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.

Таким образом, начинается обучение с машинами, но также существует и безмашинный вариант. Обучение осуществлялось в 9-10 (10-11) классах. В УПК, учебных центрах, кружках нарабатывался опыт обучения учащихся. Формирование компьютерной грамотности является основной целью. Изучается информатика в старших классах, но, к сожалению, учащиеся еще не могут применить знания в учебной деятельности по другим предметам. Содержание предмета было следующим:

· алгоритмизация и элементы программирования;

· этапы решения задач с помощью ЭВМ;

· применение ЭВМ, основные виды ППО;

· информация как промышленный ресурс;

· основные принципы устройства и работы ЭВМ (для 2-х летнего обучения)

Источники:

Сайт Мацнева Н.В. [Электронный ресурс]// Концепция содержания обучения информатике, URL; http://macnev2007.narod.ru/p22aa1.html, режим доступа: свободный, дата обращения: 04.03.2016 г.

StidFiles [Электронный ресурс]//История информатики, URL: http://www.studfiles.ru/история_информатики, режим доступа: свободный, дата обращения: 04.03.2016 г.


2. Заполнить сравнительную таблицу соответствия целей школьного курса информатики по этапам его развития с требованиями к общеобразовательному курсу:

Этап Цели курса информатики Соответствие объекту изучения и обобщенной структуре деятельности
1985-1995 ориентация в информационной сфере, использование информационных потоков и разумный анализ их содержания, реализация прямых и обратных информационных связей с целью адаптации к окружающему миру. · обеспечения понимания всеми учащимися возможностей и ограничений, присущих компьютерной технике; · ознакомление учащихся с основными идеями и методами информатики на материале хорошо знакомых задач из школьных курсов математики и физики; · целенаправленное формирование ведущих компонентов современной алгоритмической культуры учащихся, выступающей как основа компьютерной грамотности; · ознакомление учащихся с использованием информатики и ЭВМ во всех областях современного общественного производства.
с 1995 по наше время формирование у учащихся представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. · формирование основ научного мировоззрения. · развитие мышления школьников · подготовка школьников к практической деятельности в условиях компьютеризации.
     

 

Таким образом, если на первых порах цели обучения информатики были направлены на формирование компьютерной грамотности у учащихся путем постепенного знакомства с компьютером, то в настоящее время они направлены на осознание значимости предмета и формирование универсальных учебных действий.

 

Источники:

1. Гигабаза [Электронный ресурс]//Цели и задачи обучения информатике в средней школе, URL: http://gigabaza.ru/doc/94494.html, режим доступа: свободный, дата обращения: 04.03.2016 г.

2. СтудопедиЯ [Электронный ресурс]//Цели и задачи обучения информатике в школе, URL: http://studopedia.ru/tseli-i-zadachi-obucheniya-informatike-v-shkole.html, режим доступа: свободный, дата обращения: 04.03.2016 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...