I. Блок вопросов по школьному курсу русской литературы с 5 по 9класс.
Литературный квиз для студентов ВКИ 1 курс, начало семестра Сентябрь, 2016. I. Блок вопросов по школьному курсу русской литературы с 5 по 9класс. v Вопросы по истории литературы 1. Опубликованный в 1774 году сентиментальный роман Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера» фактически сразу стал бестселлером. В романе рассказывалась история несчастной любви молодого человека, который в итоге заканчивает жизнь самоубийством. Выход романа ознаменовался не только литературным успехом, но и повлёк за собой волну подражательных самоубийств, что стало первым с истории психологии зафиксированным явлением массовых подражательных суицидов. Значительно позднее в психологии это явление было названо эффектом Вертера, по имени главного героя романа. Примечательно, что в истории русской литературы сложилась аналогичная ситуация: после выхода произведения, повествующего о девушке, утопившейся из-за несчастной любви, барышни стали массово топиться, прекратить тогда волну самоутоплений удалось только после того, как рядом с водоёмами были размещены таблички с ироничным текстом: «Здесь в воду кинулась Эрастова невеста Топитесь, девушки, в пруду довольно места». Назовите произведение русской классики, сопровождавшееся эффектом Вертера. Ответ: «Бедная Лиза».
2. По мере работы над поэмой «Медный всадник» А.С. Пушкин понижал социальный статус главного героя и, как следствие, его жилищные условия. Первоначально Евгений должен был относиться к знатному и богатому дворянскому роду и жить в особняке, позже Пушкин говорит о нём «мой сосед», а в окончательному варианте именует героя не иначе как «мой чудак». Какое слово в поэме рифмуется с такой номинацией героя?
Ответ: чердак.
3. На замысел этого произведения автора натолкнул канцелярский анекдот о бедном чиновнике, «страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми трудами накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общими усилиями его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни». В тексте же произведения рассказывается совсем другая по сюжету история, но образ маленького человека сохраняется. Назовите произведение. Ответ: «Шинель».
4. Назовите произведение, которому И.С. Гончаров посвятил статью «Мильон терзаний». Ответ: «Горе от ума».
5. Один из литературоведов выделил в творчестве А. С. Пушкина три произведения, речь в которых идёт о герое, уставшем от жизни, жаждущем покоя и любви женщины, но погибающем не достигнув желаемого. Причём в гибели героя немаловажную роль играют архитектурные сооружения. К таким произведениям относится поэма «Медный всадник», маленькая трагедия «Каменный гость», назовите третье произведение. Ответ: «Сказка о золотом петушке».
6. Автор вспоминал: «Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером, от нечего делать, вздумал я поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Ни об чем не думая, лежал я в лодке, дышал теплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего — высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе,— и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа». О каком произведении речь?
Ответ: повесть «Ася» И.С. Тургенева.
7. Дизайн-макет обложки этого произведения автор разрабатывал сам. Если приглядеться, то в завитках оформления можно разглядеть мелкие черепки. Назовите произведение. Ответ: «Мёртвые души».
8. Фамилию этого писателя долгое время печатали на обложках его книг по-разному: дело в том, что он имел немецкое происхождение и те, кто об этом помнил, писали его фамилию в два слова на немецкий манер, а кто-то признавал в нём исключительно русского и писал фамилию одним словом. Впрочем, это не помешало ему стать популярным писателем своего времени и родоначальником русском бытовой комедии. Назовите самое известную его комедию, изучение которой сейчас входит в школьную программу. Ответ: «Недоросль».
9. Этот писатель был страстным охотником, его перу даже принадлежит очерк «Пятьдесят недостатков ружейного охотника и пятьдесят недостатков легавой собаки». В связи с этим вовсе не удивительно, что внимание публики к своему писательскому творчеству он привлёк циклом рассказов, объединённых темой охоты. Укажите название цикла. Ответ: «Записки охотника».
10. Всё это произведение состоит из нескольких самостоятельных новелл, и, в принципе, читать их можно в любом порядке, например, хронологическом. Автор, кстати, нарушил эту последовательность, расположив главы не по времени, а по соответствию своему замыслу. Но В. Г. Белинский писал о том, что только прочтение в последовательности, определённой автором, может подарить читателю целостное восприятие произведения. Назовите произведение. Ответ: «Герой нашего времени».
v Вопросы-перевёртыши. Угадайте названия произведений, к которым даны перевёртыши. Например, загадана повесть Л. Н. Толстого «Детство», перевёртышем к ней будет «Старость».
1. Живые тела. 2. Алюминиевый пешеход. 3. Трусиха твоего пространства. 4. Сарафан. 5. Счастье в душе. 6. Боцманский сынок. 7. Рассказы рыбака. 8. Берёзкин. 9. Гав-гав. 10. Котик и волк.
Ответы: Мёртвые души. Медный всадник. Герой нашего времени. Шинель. Горе от ума. Капитанская дочка. Записки охотника. Дубровский. Му-му. Лев и собачка. v Вопросы на знание текстов произведений. Узнайте произведение по его последним предложениям, укажите автора произведения.
1. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. Ответ: Н. В. Гоголь.
2. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились! Ответ: Н. М. Карамзин.
3. Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует. Ответ: А. С. Пушкин.
4. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице. Произнесенные слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении. Ответ: Н. В. Гоголь.
5. Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна! Ответ: А. С. Грибоедов
6. Это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» — и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери. Ответ: Н. В. Гоголь.
7. Вот злонравия достойные плоды! Ответ: Д. И. Фонвизин
8. Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте.
Ответ: Н. В. Гоголь.
9. Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. Ответ: А. С. Пушкин.
10. «Впрочем, – толкуют мужики, – его же счастье, что ему ненадобеть бабья; а собака – на что ему собака? К нему на двор вора селом не затащишь!» Такова ходит молва о богатырской силе немого. Ответ: И. С. Тургенев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|