Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация экскурсионных объектов




 

. По содержанию на:

а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);

б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).

. По функциональному значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.

. По степени сохранности.

Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами экскурсии могут служить перестроенные и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная среда.

Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы.

Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, естественно, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.

Составление маршрута экскурсии

Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.

Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

Объезд или обход маршрута экскурсии

Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.

Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.

Составление текста экскурсии

Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.

Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.

Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.

Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для пешеходной.

Текст предваряет титульный лист с указанием названия краевого, областного (городского) совета по туризму и экскурсиям, экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.

Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.

Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.

Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.

Построение экскурсии

Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует общей композиции экскурсии.

Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.

Вступление

Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.

Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.

Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.

Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.

Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.

Основная часть

Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.

Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.

В ходе ее применяются разнообразные методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом. Например, рассказ о выступлении В.И. Ленина против народника В. Воронцова на остановке по проспекту Калинина в экскурсии "По ленинским местам Москвы" завершается выводом о значении идейного разгрома народничества.

Заключение

В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.

Логические переходы в экскурсиях

Логика построения экскурсии определяет не только ее разделение на части (подтемы) применительно к экскурсионным объектам, но и установление связей между ними. В экскурсии они осуществляются с помощью логических переходов.

Логическими переходами в экскурсии принято называть установление связей между экскурсионными объектами на основе идейно-познавательного материала экскурсии.

Логические переходы объединяют рассказ и показ в единое целое, придавая экскурсии цельность и законченность. Они могут носить, например, характер обобщения, сравнения, дополнения и т. д. Но внутреннее содержание этих переходов должно вытекать из содержания рассказа на объектах.

Переход от одного объекта к другому в отдельных случаях может быть осуществлен и без логического перехода. Однако их отсутствие делает экскурсию фрагментарной. Найденные однажды логические переходы - активный элемент экскурсии. Совершенствуя экскурсию, внося изменения в ее содержание, экскурсовод должен отыскивать и новые, более удачные органические логические переходы.

Составление "портфеля экскурсовода"

В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом бюро - изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.

Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.

Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В "портфель экскурсовода" могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.

Составление карточек экскурсионных объектов

По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурсоводов.

Карточку следует заполнять по следующему образцу:

Карточка экскурсионного объекта

Наименование экскурсионного объекта.

Местонахождение, адрес.

Время возникновения, открытия, сооружения.

Автор (для памятников архитектуры, скульптуры).

Внешние признаки: стиль, характеристика.

Назначение и использование.

Краткая история объекта. Его современная характеристика.

Прогнозируемые изменения.

Литература, использованная при составлении карточки.

Фамилия, имя, отчество составителя, его должность.

Желательно приложить к карточке фотографию экскурсионного объекта и схему его расположения.

Экскурсоводы могут иметь личные карточки объектов, куда заносятся основные сведения об объектах, выписываются цитаты, цифровые данные и т. д.

Составление методической разработки экскурсии

Завершает подготовку экскурсии составление методической разработки - основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии по данной теме и служит руководством для экскурсовода. Она составляется методистами и экскурсоводами экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий на каждую экскурсионную тему. В ходе последующего изучения экскурсионной темы по мере появления новых фактических и научных данных, накопления опыта проведения экскурсий по данной теме в методическую разработку вносятся изменения и дополнения.

Методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии, исходя из которого производится оплата труда экскурсовода.

Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста.

В структуру методической разработки экскурсии входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания.

Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей схеме:

 

Маршрут экскурсии Остановки Объекты показа Продолжительность экскурсии Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
             

 

В графе "Методические указания" приводятся рекомендации о том, с каких точек и в какое время лучше всего показывать экскурсионные объекты, каковы должны быть последовательность и характер их анализа, какие методические приемы, способы показа объектов и изложения материала следует применять (приемы реконструкции, локализации событий, сравнения, заданий, литературного монтажа, передвижение экскурсионной группы в ходе показа объекта и т. д.), излагаются различные варианты логических переходов, показа и содержания рассказа в зависимости от характера экскурсионной группы, а также даются советы об использовании наглядных пособий и т. д.

Методическая разработка должна быть правильно оформлена. Ее предваряет титульный лист, на котором следует указать:

наименование республиканского, краевого, областного, городского или районного совета по туризму и экскурсиям;

наименование экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий;

наименование темы экскурсии;

вид экскурсии (пешеходная, автобусная, теплоходная, комбинированная и т. д.);

продолжительность экскурсии (в академических и астрономических часах);

состав экскурсантов, на которых рассчитана экскурсия;

фамилии составителей методической разработки;

дату утверждения документа.

В случае необходимости методическая разработка может быть обсуждена на методическом совете бюро. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя экскурсионного учреждения.

Обязательный экземпляр методической разработки хранится в методическом кабинете экскурсионного учреждения.

Рецензирование текста и методической разработки экскурсии

Отредактированные текст и методическая разработка в необходимых случаях рецензируются специалистами. Они могут быть переданы на рецензирование в соответствующее научное учреждение или музей. Например, текст многоплановой (обзорной) экскурсии иногда направляется на рецензию местным наиболее известным краеведам, географам, историкам, преподавателям институтов, писателям или журналистам - авторам книг или статей о местном крае.

Содержание рецензий на текст и методическую разработку может быть различным в зависимости от темы, конкретных задач экскурсии, состава аудитории, на которую она рассчитана, но в каждой рецензии должны быть отмечены идейно-политическая направленность материала, его соответствие последним научным данным, фактические ошибки, логическая последовательность изложения и, наконец, литературная форма.

Проведение пробной экскурсии и утверждение экскурсии

Методист поручает проведение пробной экскурсии обычно руководителю творческой группы экскурсоводов, готовивших новую тему, извещая его заранее об этом (за месяц-два). Обычно назначается и дублер из числа авторов текста и методической разработки.

На пробной экскурсии присутствуют экскурсоводы секции, члены методического совета, директор бюро путешествий и экскурсий, заведующий экскурсионным бюро и консультанты.

Пробная экскурсия обсуждается на методической секции экскурсоводов или на заседании методического совета.

Руководитель экскурсионного учреждения издает приказ (распоряжение) о приеме новой экскурсионной темы. Методист принимает экскурсию от каждого экскурсовода - члена творческой группы непосредственно на экскурсионных объектах или путем собеседования, а у остальных экскурсоводов - на пробной экскурсии.

Допуск экскурсоводов к проведению экскурсий оформляется приказом (распоряжением) по бюро путешествий и экскурсий, экскурсионному бюро.

Анализ и обобщение опыта проведения экскурсии на данную тему

Работа над совершенствованием экскурсии продолжается длительное время после ее принятия. Накопленный опыт анализируется методистами и экскурсоводами, обсуждается и обобщается в виде дополнений к тексту и методической разработке.

Целесообразно проводить специальные заседания секций, посвященные обмену опытом проведения экскурсий на данную тему (включение новых материалов по подтемам, методический анализ фрагментов экскурсий по объектам и т. д.).

Систематическое пополнение и уточнение содержания экскурсий, совершенствование методики ее проведения - одно из важнейших условий творческого роста экскурсоводов и повышения их квалификации.

Подготовка начинающего экскурсовода к проведению экскурсии

Разработка темы экскурсии начинается в процессе обучения на курсах подготовки экскурсоводов, программа которых включает занятия по краеведению, экскурсоведению, методике подготовки и проведения экскурсий на различные темы.

Выбор темы экскурсии слушателями курсов диктуется их интересами, специализацией и уровнем знаний будущего экскурсовода, а также потребностями экскурсионного учреждения.

Работа над экскурсионной темой, в ходе проведения которой в бюро накоплен большой опыт, значительно упрощается. Однако разработка экскурсии не должна свестись только к заимствованию этого опыта.

Обязательными этапами индивидуальной разработки экскурсионной темы для слушателей курсов являются изучение источников и накопление материала, объезд или обход маршрута, написание индивидуального текста и проведение учебной экскурсии. То есть, по существу, слушатели повторяют путь, пройденный авторами экскурсии, а не только результаты их работы. Наиболее ответственный этап разработки темы - изучение и накопление материала. Предварительное знакомство с рекомендательным списком литературы по теме, беседа с методистом и опытным экскурсоводом поможет начинающему отобрать основную литературу.

Ее самостоятельное изучение - обязательное условие подготовки. Недопустимо, когда начинающий экскурсовод ограничивается запоминанием уже разработанного текста экскурсии, отказываясь от самостоятельного творчества в работе. Это сразу и непосредственно сказывается на экскурсии, снижая ее качество.

Индивидуальная работа над литературой по теме духовно обогащает будущего экскурсовода, расширяет его знания, повышает общий культурный уровень. Помимо литературы по теме, чрезвычайно полезно использовать рекомендации по методике подготовки экскурсии, которые входят в программу курсов, применяя эти рекомендации к конкретному материалу экскурсии.

Ознакомление с объектами экскурсии целесообразно проводить постепенно, глубоко изучая их, что возможно только при обходе (естественно, в том случае, когда это позволяет маршрут).

Одновременно следует продумать пути и формы связей излагаемого материала с объектом. На первых порах можно воспользоваться лучшими уже разработанными ранее логическими переходами, "обыгрыванием" определенных деталей объекта. Однако подлинное творчество экскурсовода начинается тогда, когда он самостоятельно отыскивает формы связи показа с рассказом, перехода от одного объекта к другому и т. д.

Индивидуальный текст экскурсии должен быть представлен методисту и опытному экскурсоводу для проверки. Он должен отражать реальную экскурсию. Для удобства использования материал может наноситься на карточки.

После представления текста и предварительного собеседования методист допускает начинающего экскурсовода к пробной экскурсии, которая прослушивается им лично или опытным экскурсоводом. Из числа последних целесообразно заранее закреплять за каждым из слушателей курсов ответственного за его подготовку.

На основании отзыва о тексте и прослушанной пробной экскурсии методистом или опытным экскурсоводом начинающий экскурсовод допускается к проведению экскурсии приказом директора (заведующего) бюро.

В случае получения неблагоприятного отзыва слушателю курсов предоставляется право вторичного проведения пробной экскурсии.

Подготовив экскурсионную тему и приобретя опыт ее проведения, экскурсовод тем не менее должен подготавливаться к каждой экскурсии. Такая подготовка включает изучение связанных с темой новых научных данных, информации в периодической печати, по радио и телевидению. Особенно важно включать в экскурсию конкретные факты и сведения о теку-, щей жизни города, края, области, района, событиях, свидетелями которых являются экскурсанты (пионерский парад, юбилей предприятия и т. д.). Использование таких материалов придаст экскурсии актуальность, повысит ее идейно-познавательный уровень. Кроме того, следует проанализировать имеющийся опыт, продумать варианты изложения содержания, новые логические переходы применительно к различному составу экскурсантов.

 


 

Глава 2. Экскурсия на примере горы “Кен - тор”

экскурсия достопримечательность маршрут

Поход в горы Кен - тор утром в 8:30 был отъезд из Академии Туризма в горы КЕН-ТОР собрались одной группой - одна маршрутка - 17 студентов вместе с преподавателем, и он как гид - показывая пример гида - всю дорогу рассказывал нам очень интересное!!! хотите узнать? читайте дальше... выезжая из города - первый туристический объект был "Ботанический сад" где мы сначала фотографировались на фоне забора - и затем на 4 минуты преподаватель рассказал нам о самом саде - о деревьях, которые адаптировались к нашим природным условиям... едем дальше в горы - и опять спустя 10 мин мы вышли с микроавтобуса, и тут ГИД (преподаватель) подметил, что во время поездок - особенно если вы гид - не нужно просто ехать 3-5 часов до нужного объекта, необходимо делать остановки, чтобы и группа отдохнула - узнала о местности (если это тур объект) и водитель может отдохнуть... это не доходя до Таш-Мойнока, там ГИД рассказал о близ лежавшем кладбищах - одно - это мусульманское - другое христианское кладбище, рассказал о ритуалах захоронения, что не выгодно особенно мусульманам хоронить - так как уходит огромное количество денежных средств... показал ещё на холмах бывший танковый полигон - который работал во время СССР...ну и затем снова выехали в сторону гор...выехали из Горной Маевки(так называется село, через которое мы проехали) и на небольшой возвышенности мы остановились на 20 минут. первые 10 минут ГИД рассказывал о вершинах - показал ущелье куда мы заедем, показал некоторые пики, такие как: Пик Кыргызстан, Пик Чолок (что а переводе означает Храмой), Пик Кант Баши (Сахарный Пик) и многое других...а остальные 10 мин мы провели с русскими исследователями - они были на машине с приборами - измеряли внутренние толчки земли через спутник - был какой то специфический аппарат, вообщем всем понравилось, и мы тронулись прям до нужной точки... ехали примерно 30 минут - общаясь в маршрутке доехали до нужного места (ущелье Кен-Тор - высота 1800 метров) транспорт припарковался (кстати - говоря о транспорте, когда гид выбирает для тур поездки транспорт - необходимость уверенности в некоторых моментах: должны быть удобные сиденья, огнетушитель, аптечка, стаж работы водителя, знак аварийки и другие некоторые преимущества(кондиционер, музыка...и тд). вот мы все вышли из маршрутки, и начали собирать вещи, тут преподаватель всех собрал и начал объяснять что необходимо брать с собой, как одеться, как что к чему... и т.д. он начал с того что обувь должна быть хорошей - выше голеностопа, чтобы не навредить ноги, должны быть теплые одежды - шапка (если снег и холод) и шляпа (от солнечного удара), курточка - защита от дождя...также мед. аптечка!!! очень важна - и некоторые необходимые вещи: бинт, жгут, обезболивающие таблетки, йод и нашатырный спирт - то есть необходимые медикаменте при оказании первого медицинской помощи, и желательно жидкие вещества хранить не в стеклянных флакончиках - а в пластмассовых сосудах, а то вдруг вы или рюкзак упадет и внутренние вещи поломаются, чтобы не было потёков жидкостей...рассказал о местностях, о погоде - кстати - в горах погода меняется после обеда - с часу дня, то есть облачки - тучки... и мы проделали маршрут на 4 км, на всё это ушло 3 часа...правда один минус в том что некоторые экстремалы ушли высоко вперед - там где снег до колен, а другие поднимались не быстро - вместе с преподавателем, слушая его рассказы, опыты, и тут ГИД поделился о сигналах в горах: часто бывает что кто то далеко находится и контактировать с ним, крича и прыгая не получится; и вот некие из них, чтобы привлечь внимание - нужно поднять руку вверх ладонью в сторону другого человека, и тот человек тоже должен также показать в знак того, что его внимание на том. Это основной сигнал, есть ещё множество других, но об этом писать и писать…ещё на вершине ГИД показал некоторые сигналы - общепринятые-международные сигналы, словами или письмом не передать этих сигнал - нужно смотреть!!! после - спустились вниз до Маршрутки, в 1:30 - где мы покушали - пообедали - пообщались - по обсуждали... и вернулись в город здоровыми - счастливыми...

 


 

Выводы

 

Сами по себе суждения о сущности экскурсии крайне "молоды". Впервые понятие "сущность экскурсии" было рассмотрено автором этого учебника в 1976 г.1. Затем в нескольких изданиях, подготовленных тем же автором, содержание понятия дополнялось и более полное толкование получило в учебном пособии "Основы экскурсоведения" (1985 г.).

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики-экскурсионисты, пытаясь осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, много писали об их содержании, эффективности и др. В этом вопросе авторы так и не пришли к единому мнению, но нельзя им отказать в том, что они находились на правильном пути.

Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В то время как одни направляют экскурсию прежде всего на то, чтобы она давала знания, другие стремятся, чтобы она помогала экскурсантам развить способность и навыки видеть произведения искусства, явления природы, события из разных областей жизни людей.

 


 

Список литературы

 

1. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 96 с.

. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. - М.: Турист, 1989. - 118 с.

. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 272 с.

. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2000. - 224 с.

. Герд В.А. Экскурсионное дело. М.-Л., Госиздат, 1928.

. Гейнике Н.А. Методы и практика экскурсионного дела. М., 1925.

. Городская литературная экскурсия. Методические рекомендации. М" ЦРИБ "Турист", 1973.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...