Особенности восприятия иных этносов с точки зрения наивного сознания.
Введение
Взаимодействие России и Германии носит длительный и многоплановый характер. В результате контактов сформировались этностереотипы, т.е. Стремление к самоопределению через сравнение со страной, оказавшей влияние на Русскую культуру, включает и сопоставление немцев и русских. Эти стереотипы получают воплощение в произведениях искусства, в частности, в литературе. Целью данной работы является рассмотрение образа немца в романе Акунина «Алтын-толобас». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) дать определение понятию «немец» в данной работе; 2) рассмотреть стереотипный образ немца, сформировавшийся в русской литературе до 1914 (это по чужим работам); 3) определить способы создания образа немца в романе Акунина «Алтын-толобас»; 4) сопоставить образы немцев, представленные в романе Акунина «Алтын-толобас» и предшествующей литературе. В ходе работы были использованы следующие методы исследования: «в настоящее время в литературоведческой имагологии нет научно обоснованных общепринятых методов исследования» / «аналитико-описательный и сопоставительный, сравнительно-типологический (и в отдельных случаях сравнительно-генетический) методы» В качестве теоретической базы используются работы А. П. Забровского, Е. И. Канарской, Е. В. Папиловой, О. В. Маруневич. Актуальность работы обусловлена анализ взаимодействия в прошлом для его улучшения в настоящем. возрастающим интересом к национальной специфике к самоопределению в условиях глобализации + интерес к исторической эпохе – стилизация под старину в массовой литературе. Проблема героев-немцев освещена фрагментарно, анализируются как правило отдельные произведения или тексты определённых авторов. [Жданов, Национальность героя как элемент художественной системы] При этом рассматривается в основном 19 век.
Научная новизна заключается в том, что подобное исследование будет впервые проведено на базе романа «Алтын-толобас». Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов в практике преподавания русской литературы. Материалы исследования могут быть использованы при написании учебных пособий, в разработке спецкурсов по современной русской литературе. Объектом исследования является закреплённый в литературе стереотипный образ живущего в России немца, формируемый в условиях мирного взаимодействия двух наций. Предметом – образ немца в романе Акунина. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются традиционные приёмы в изображении немцев, сложившиеся в русской литературе. Вторая глава посвящена рассмотрению образов немцев в романе Акунина, выделяются традиционные и новые приёмы (штамп?), используемые автором при их создании.
Глава I
« Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — всё немец»[1]. Данное примечание Н. В. Гоголя из повести «Ночь перед Рождеством» кто только уже не цитировал, но, в общем, отражает. В этой связи нужно заметить, что в данной работе рассматривается образ немецкого немца, при этом исключается пласт военной литературы, ибо проблематика, очевидно, другая. Т.е рассматриваем немца территориально и по языку из Германии В статье А. П. Забровского «К проблеме типологии образа иностранца» говорится о способах и функциях изображения иностранцев в русской литературе. В начале статьи
Наличие большого количества героев-иностранцев в русской литературе обусловлено значимостью вопроса о взаимоотношениях между Россией и Европой. После реформ Петра I русская культура подверглась влиянию западной, и это нашло отражение в творчестве русских писателей. В русской литературе сложно найти иностранца, образ которого нёс бы позитивную программу. В противопоставлении иностранца и русского последний имеет больше прав называться положительным. Это позволяет писателям заострить внимание на проблемах своего народа. Реформы Петра I послужили стимулом для определения своеобразия русской культуры. Грибоедовым были определены вопросы национального достоинства и характера просвещения. В творчестве Грибоедова и Пушкина можно обнаружить сатирическую оценку не столько иностранцев, сколько русских, слепо подражающих западным образцам. Среди всех изображённых в русской литературе иностранцев немцы, французы, англичане и итальянцы выделяются наиболее чётко и обладают набором ярко выраженных национальных черт. Представители именно этих народов оказали большое влияние на русскую культуру. Чаще в литературе описываются немцы. Так, определяющие черты Германна в повести «Пиковая дама» – экономичность и расчетливость, причём последняя дана у Пушкина как национальная немецкая особенность. «Благоразумие» и приверженность теории типичны для немецких военных в повести Пушкина «Капитанская дочка» и романе Толстого «Война и мир». Кроме того, Толстой выделяет такое качество, как самоуверенность, основа которой – научное знание. Автор отмечает, что Пушкин и Толстой изображают немцев в сатирическом ключе с элементами драматизма. В «Невском проспекте» же они изображаются исключительно комически и гротескно. Н. В. Гоголь называет точность и аккуратность типичными чертами немцев. Традицию Гоголя продолжает Н. С. Лесков. В рассказе «Железная воля» он противопоставляет волю Гуго Пекторалиса и безволие Сафроныча, не идеализируя соотечественника, однако считая, что ограниченная принципиальность немца ещё хуже. Из всех персонажей-немцев, изображённых в русской литературе, Штольц мог бы претендовать на роль положительного героя, но этому мешает ограниченный практицизм. Проблема романа «Обломов» в сочетании избытка духовности и недостатка деятельности.
Пожалуй, для всех изображаемых европейцев характерно нежелание понять и принять русскую жизнь, культуру, язык. Это порождает возможности для создания комических ситуаций. Писатели показывают иностранцев глазами русских, но также видят недостатки последних. Изображение иностранца – это способ сопоставления культур, но кроме того ещё и возможность увидеть Россию со стороны. Отрицание своей культуры привело к созданию в России противоречий, разрешить которые не удалось до сих пор. С образом иностранца связан круг как бытовых, так и онтологических проблем. Проблема добра и зла связана не только с образом иностранца, но с данным образом она связана в первую очередь. Причина этого кроется в отношении к человеку из иного культурного пространства, которого можно отличить даже по внешнему виду. Он несёт в себе зло, поскольку его влияние на русскую культуру негативно. Последние четыреста лет Россия противопоставляется западу, но не востоку. Старшинство европейской культуры придаёт героям-европейцам авторитет архетипа, расширяет проблему до общемировой. Становление классической русской культуры происходило сначала путём заимствования европейской культуры, а затем преодоления её влияния. В статье рассмотрено несколько типов иностранцев, описанных русскими писателями. Они, как правило, изображаются сатирически, при этом высмеиваются мифологические стороны национальных характеров. Через образы иностранцев русская культура пытается осмыслить и преодолеть недостатки русского народа и сохранить своё своеобразие. Автор считает, что нет ничего обидного в специфике изображения иностранцев в русской литературе, так как при взаимодействии народов выделяются черты, которые, возможно, следует преодолеть.
/Взаимодействие народных представлений и литературы:/ Маруневич Особенности восприятия иных этносов с точки зрения наивного сознания.
Представления об уникальности этноса создаются через определение культурных и конфессиональных различий. При этом в оценке этнически чужого преобладает негативное отношение. Способствуют формированию стереотипов этнические легенды, переосмысливающие реальные или мифологические особенности национального характера. Иностранный язык часто непонятен и неблагозвучен для наблюдателя из другой языковой среды. Представителям иной культуры часто приписываются такие аномальные свойства, как высокий рост и сила, превосходящая человеческую. Образ иностранца так же характеризуется набором зооморфных признаков. Для русского вероисповедание зачастую важнее национальности. К концу XX века произошло укрепление демократических тенденций, но сохранилось убеждение в превосходстве своей религии. Значительна для народного сознания тождественность иных этносов и потустороннего мира. Это может быть объяснено тем, что в некоторых легендах прародителем наций выступает чёрт. В народном представлении запах также служит средством определения чужого. Закрепившийся в языке образ чужого служит средством самопознания нации. В народном сознании он определяется представлением о своей культуре как об единственно правильной и имеет мифологизированную основу. Негативная оценка продиктована архаичными верованиями в опасность чужаков, при этом различий внутри группы иностранцев не делается.
/Давайте рассмотрим на примерах(так, кажется, не надо)/ Канарская
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|