В чем заключается рациональное поведение потребителя
Потребности людей, порождаемые биологическими, духовными, социальными и другими обстоятельствами, безграничны. Все потребности одновременно удовлетворить невозможно. Человек стремится удовлетворить в первую очередь те потребности, которые принесут ему наибольшую выгоду, или, как принято говорить в экономике, полезность. Полезность блага (utility of good) — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека. В микроэкономике существует два подхода к определению полезности блага: количественный (кардиналистская теория) и сравнительный (ординалистская теория). Количественный подход построен на непосредственном изменении полезности благ в условных единицах полезности — ютилях (utility — U). В сравнительном подходе конкретные цифровые значения полезности не рассматриваются, а сравнивается отношение потребителя к различным комбинациям благ. Закон убывающей предельной полезности: в процессе увеличения количества потребленного товара или услуги его полезность от потребления каждой дополнительной единицы уменьшается (I закон Госсена).
___________ *Q (quanity) — количество блага.
Потребитель приобретает разные товары, расходуя определенные суммы денег. Поэтому ему надо учитывать не только полезность, но и цену товара. При этом потребитель стремится достичь равного удовлетворения от каждой суммы денег, потраченной на каждый приобретенный товар.
При рациональном поведении потребителя на рынке выполняется условие равенства предельных полезностей на единицу цены каждого товара (II закон Госсена). Математическое выражение потребительского равновесия:
где MU (marginal utility) — предельная полезность; Р (price) — цена.
При ординалистском (порядковом) подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой приобрести набор. Бюджетная линия
Кривая безразличия
Карта кривых безразличия
График потребительского выбора (равновесие потребителя)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|