И формулировке выводов.
Диссертация (метод. указ. по подготовке выдержки). Диссертация готовится единолично автором; в ней должна содержаться совокупность научных выводов, выдвигаемых им для публичной защиты, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы. Новые решения, предложенные соискателем, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками. все материалы, включенные в текст диссертации были объединены ведущей идеей исследования и обязательно в ходе исследования аргументированы и доказаны, все компоненты диссертации должны быть логически взаимосвязаны.
Каждый исследователь должен определить проблему своего научного поиска, разработать стратегические задачи работы над диссертацией.
юбой исследователь, не только начинающий, обязан опираться на научные достижения, полученные другими учеными, объективно оценивать их, прислушиваться к мнению специалистов, работающих в различных областях научного знания. следует просмотреть каталог авторефератов защищенных диссертаций по избранной или близкой к ней проблеме в Российской государственной библиотеке, обратив внимание не только на тему диссертации, но и на название глав. Это поможет соискателю найти свои грани исследования, свои подходы к анализу проблемы. Желательно ознакомиться также с диссертационными работами, защищенными в смежных областях науки, так как на стыке наук можно найти новые проблемы, пути их решения. Знакомство не только с названиями диссертационных работ, но и с “чужими” методами, подходами к решению проблем поможет начинающим авторам применить их при анализе избранной проблемы и выработке практических рекомендаций.
Особое внимание соискатель должен уделить выяснению новизны в исследовании и обоснованию актуальности избранной темы, так как эти вопросы стоят в центре обсуждения диссертационным советом. При этом следует исходить, на наш взгляд, из положения, что не всякий новый вывод всегда является прогрессивным, как и не все консервативные рекомендации пережили свое время. Для многих диссертационных исследований новизна заключается не только и даже не столько в провозглашении новых идей, сколько в более глубоком анализе уже высказанных положений, во введении в научный оборот еще не использованных научных источников, их глубоком осмыслении. В процессе совместной работы, опираясь на собранный фактический материал, соискатель ученой степени, как правило, уточняет тему диссертации, изменяет название глав, последовательность изложения материала. Этот процесс обычно длится весь период работы над диссертацией вплоть до ее защиты. План может строиться на гипотезах, построенных на основе интуиции и предполагаемых версиях. Эти предположения и версии могут претерпевать изменения, нередко даже отвергаться, но такая продуманная канва позволит систематизировать собранный материал, упорядочить всю последующую работу над диссертацией. План поможет последовательно раскрывать сущность как проблемы в целом, так и конкретных задач. Он всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении четкого и определенного научного направления в работе. В процессе осуществления плана соискателю следует быть логически последовательным. Важно научиться находить в любой работе главное, решающее, на чем следует сосредоточить в данное время все внимание. Это позволит найти оптимальное решение планируемых заданий.
Состояние изученности темы целесообразнее проследить по информационным изданиям, цель выпуска которых – оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о произведениях печати, но также идеями и фактами, в них заключенными. В настоящее время существует немало институтов, центров и служб научно-технической информации, систематизирующих литературные источники по различным отраслям науки и техники. Так, по естественным наукам обработку основных видов отечественных и зарубежных источников проводит ВИНИТИ, по общественным наукам – ИНИОН, по патентной документации – НПО “Поиск” и т. д. Их издания можно классифицировать по трем видам: библиографическому, реферативному и обзорному. Исследователю следует находить главные и второстепенные материалы, уметь отличать существенные факты от мелких фактиков, выверенные цифры от случайных циферок. Возможно, это затруднительно выявить в процессе изучения источников, легче сделать во время их обдумывания. Наверное, часть собранной литературы останется не использованной, не войдет в рамки диссертации, что не должно смущать исследователя.
В диссертационном исследовании желательно анализировать спорные позиции, сопоставлять дискуссионные точки зрения. В этом случае прибегают к прямому цитированию или пересказу основных положений оппонента. В первом случае цитаты используются для дословной передачи утверждений оппонента, для сопоставления различных точек зрения. При пересказе мысли оппонента следует избегать искажения авторской позиции, тщательно излагая источник. Не рекомендуется ограничивать цитату лишь словами, подтверждающими собственную позицию. Тем более не следует подменять дискуссионную проблему другой, которая не рассматривается в данном контексте. Прежде чем приступить к анализу фактического материала, необходимо продумать методологию научного исследования, формы и методы научного познания. Всякому научному познанию, научному исследованию соответствуют индивидуальные подходы диссертанта. Но для того, чтобы они были адекватны, исследователь обязан овладеть общими методами решения проблем, логическими законами и правилами научного мышления.
С учетом сказанного можно определить общую схему научного исследования, включающую: Обоснование актуальности проблемы и избранной темы, Постановку цели и конкретных задач исследования, Определение объекта, Предмета, А также методов исследования. В намеченной схеме важно сосредоточить внимание на Анализе результатов и формулировке выводов. Большинство компонентов указанной схемы освещается во введении диссертации, являющимся зеркалом как самой работы, так и ее автора. Это понятно: не все члены диссертационного совета имеют возможность проанализировать содержание диссертации, значимость содержащегося в ней источниковедческого материала, но каждый участник обсуждения, а тем более участвующий в голосовании, внимательно знакомится с введением. Обоснование актуальности избранной темы (см. приложение 2) свидетельствует об умении соискателя определить название темы с учетом ее социальной значимости, своевременности, показывает научный кругозор диссертанта, его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Правильная постановка и основательная формулировка анализируемых проблем имеют важное значение. Они определяют стратегию исследования, основные направления научного поиска, показывают умение диссертанта отделить главное от второстепенного, оценить уже известное знание о проблеме от вновь выявленных фактов и положений. Определение актуальности любой темы (будь она широкой, проблемной, многоаспектной или узкой, посвященной решению частных вопросов изучаемой проблемы) не следует начинать издалека. Оно должно быть ясным и коротким, в пределах одной-полутора страницы. Практика свидетельствует: многоаспектные проблемы нередко раскрываются поверхностно, а узкие темы прорабатываются более детально, глубоко и основательно.
После обоснования актуальности темы диссертации излагается цель предпринимаемого исследования и формулируются его основные задачи. Как цель, так и задачи исследования перечисляются тезисно: выявить…, сформулировать..., определить..., установить... и т. д. Такие четкие формулировки в конечном счете находят освещение в выводах глав и параграфов. Во введении следует четко определить объект и предмет исследования. Категории объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования находит выражение в названии темы диссертационной работы. Определение актуальности любой темы (будь она широкой, проблемной, многоаспектной или узкой, посвященной решению частных вопросов изучаемой проблемы) не следует начинать издалека. Оно должно быть ясным и коротким, в пределах одной-полутора страницы. Практика свидетельствует: многоаспектные проблемы нередко раскрываются поверхностно, а узкие темы прорабатываются более детально, глубоко и основательно. После обоснования актуальности темы диссертации излагается цель предпринимаемого исследования и формулируются его основные задачи. Как цель, так и задачи исследования перечисляются тезисно: выявить…, сформулировать..., определить..., установить... и т. д. Такие четкие формулировки в конечном счете находят освещение в выводах глав и параграфов. Во введении следует четко определить объект и предмет исследования. Категории объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования находит выражение в названии темы диссертационной работы, утверждаемой на соответствующей кафедре. Важнейшим условием успешного исследования является выбор методов исследования. В советский период развития исследований был обязательным метод диалектического и исторического материализма, действовавший во всех областях науки. Ныне, в условиях плюрализма мнений, метод исторического материализма, сформулированный классиками марксистской науки, уступил свое место объективности, исторической правде, соответствию истине, гуманизму. Заметим, что большинство специальных проблем конкретных наук требует специальных методов исследования. Эти методы определяются в каждом конкретном случае соискателями и научными руководителями с учетом поставленных задач. Общие методы познания делятся на три основные группы. К первой группе относятся методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент. Вторую группу составляют методы, применяемые на уровне как эмпирического, так и теоретического исследования. К третьей группе причисляют методы теоретического исследования, заключающиеся в восхождении от абстрактного к конкретному знанию.
Наблюдение является одной из форм эмпирического исследования. В науке наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта наблюдения. В целях достоверности наблюдения должны быть систематичными, планомерными и целенаправленными. Наиболее распространенным методом эмпирического исследования является сравнение. В процессесравнения возможно установление сходства и различия явлений действительности, полученных результатов. Однако необходимо помнить, что сравнивать можно лишь такие явления, между которыми существует определенная объективная общность. К тому же сравнение должно проводиться не по второстепенным, а по наиболее существенным признакам. Наряду с наблюдением и сравнением важной формой эмпирического анализа выступает измерение. Эта процедура позволяет определить численное значение величин, установить количественно точные сведения об окружающей действительности. Методами эмпирического и теоретического уровня являются анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и гипотеза. Исследователи различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования. Процесс абстрагирования представляет собой совокупность операций, ведущих к получению определенного результата. Под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объективной реальности. В процессе абстрагирования исследователи используют методы анализа и синтеза (мысленное разложение предмета или понятия на составные части и соединение полученных частей в одно целое), индукции и дедукции (логическое заключение от частных случаев к общему выводу и от общих суждений к частным). Эти методы обычно применяются на начальной стадии исследования и позволяют в общем ознакомиться с объектом, проблемой исследования. Как правило, эти методы недостаточны для проникновения в сущность явления, глубокого изучения события. Среди методов теоретического исследования для диссертанта важнейшим является метод восхождения от абстрактного к конкретному. В соответствии с ним процесс познания условно можно разделить на два этапа. На первом этапе объект исследования расчленяется, рассматривается через многие понятия и суждения. На втором – происходит движение мысли от абстрактного к конкретному в познании. Этот метод, таким образом, представляет процесс познания, в соответствии с которым мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении, а затем от абстрактного в мышлении к конкретному в действительности. Согласно закону тождества предмет мысли в пределах данного рассуждения должен оставаться неизменным. Он означает, что в процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нередко внешне одинаковые словесные конструкции имеют разное содержание (омонимия), или, наоборот, одна и та же мысль выражается по-разному (синонимия). Синонимия часто приводит к ошибочному толкованию тождественного, а омонимия – к ошибочному отождествлению объективно различных явлений. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные – за тождественные.
В соответствие с законом непротиворечия не могут быть одновременно истинными два вывода, один из которых противоречит другому. Для научной работы этот закон имеет огромное значение. Его глубокое понимание помогает вырабатывать критическое отношение к различным неточностям, непоследовательности в трактовке научной информации. Если доказано, что одно из противоположных суждений истинно, то можно сделать вывод о ложности другого суждения. Вместе с тем следует учитывать, что этот закон не действует, если исследователь что-нибудь утверждает и то же самое отрицает в отношении явления, рассматриваемого, во-первых, в разных временных рамках и, во-вторых, в разном содержательном плане. Диссертанту нельзя упускать из вида также требование закона исключенного третьего. Это требование состоит в том, что из двух противоречащих суждений одно – истинно, другое – ложно. Третьего суждения быть не должно. Например, если истине соответствует суждение, что “Пятый класс дружный”, то суждение “Пятый класс не дружный” является ложным. В доказательстве истинности суждения важно исходитьиз закона достаточного основания. Этот закон заключается в том, что каждому истинному суждению предшествует обоснование. Каждому новому утверждению следует давать достаточные основания, подтверждающие истинность того или иного высказывания, того или иного вывода. Истинность суждения обосновывается аргументированием, представляющим логический процесс. Соискателю необходимо подобрать веские аргументы, доводы, с помощью которых доказываются содержащиеся в диссертации выводы или опровергаются доводы оппонентов. В этих целях следует: четко и ясно формулировать предмет доказательства; не изменять тезис в ходе доказательства, не отступать от его первоначальной формулировки; не подменять выдвинутый тезис и не “терять” его в процессе аргументации. Следует помнить, что, во-первых, недопустима недостаточность аргументов, когда отдельными фактами стремятся обосновать широкий тезис, во-вторых, нельзя злоупотреблять чрезмерным количеством доводов, необходимо принимать на вооружение лишь весомые факты. Каждый соискатель вправе самостоятельно избирать порядок изложения материала, находить методы и приемы наиболее убедительного раскрытия своего замысла. Если же нет самостоятельного видения структуры работы, можно воспользоваться традиционной структурой диссертационного исследования, проверенной опытом не одного поколения исследователей. Этот опыт свидетельствует о целесообразности следующего расположения элементов диссертации: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, подразделенная на главы, параграфы, заключение, библиографический список источников и приложение(я). На следующей после титульного листа странице помещается оглавление, в котором отражены название глав и параграфов. Заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Правее каждого подзаголовка обозначаются страницы, соответствующие началу и окончанию подзаголовка. Затем следует введение. Во введении обязательно должны быть отражены: · введение · актуальность темы; · предмет исследования; · цели и задачи исследования; · теоретическая основа; · нормативная база исследования (если таковая имеется); · эмпирическая база исследования; · научная новизна; · практическая значимость исследования; · апробация и внедрение результатов исследования; · структура работы. Составным элементом введения является краткий обзор литературы по изучаемой теме, а также ранее защищенных диссертаций. Обзор литературы нельзя смешивать с пересказом упомянутых трудов: назвав достоинства работ, следует показать, какие вопросы темы не получили в литературе достаточного освящения, какие вовсе не раскрыты и нуждаются в дальнейшей разработке. Исходя из этого, диссертант сосредоточивает внимание на вопросах проблемы темы, не нашедших толкования в предшествующих работах. По умению диссертанта изложить обзор литературы оппоненты судят о его подходе к изучению темы, способности оценить уже имеющиеся знания по теме диссертации, наметить новые подходы к исследованию. Думается, целесообразно анализировать литературу не в хронологическом порядке, а по тематическому содержанию. Важным элементом введения является определение методов исследования, изложенных в предшествующем параграфе, ставящих цель получить объективно-достоверные данные об изучаемом явлении. В основной части диссертационной работы соискатель обязан четко, в логической последовательности, аргументировано излагать материалы. Целесообразно на страницах работы вступать в полемику с другими авторами, принимать или опровергать их выводы, дискутировать по спорным проблемам. Такие формы изложения и анализа материала показывают научную позицию соискателя, умение творчески вести дискуссию. Нередко начинающие соискатели, проанализировав собранный материал, не делают вытекающих из анализа выводов. Целесообразно по каждой главе делать короткие выводы, обобщения, позволяющие логично перейти к дальнейшему изложению темы. Каждый исследователь вправе определить собственный способ изложения научного материала. На наш взгляд, предпочтителен прием, когда исследователь вводит читателя в свой процесс творчества, основательно раскрывает методы и формы исследования, показывает сложный путь творческого поиска. Такой подход позволяет глубже судить о способностях диссертанта к научно-исследовательской работе, выявить уровень его научной эрудиции в данной области знаний, определить специальные знания по анализируемой проблеме. Можно назвать ряд методических приемов изложения исследуемого материала. Среди них – строго последовательное изложение материала (пока диссертант не закончил данного раздела, он не может переходить к следующему); целостный вариант, когда диссертация первоначально пишется вчерне, а затем происходит ее обработка, вносятся дополнения и уточнения. Наконец, некоторые соискатели практикуют выборочное изложение материала (диссертант обрабатывает собранный материал в удобном для него порядке и соединяет его в главы). Закончив анализ материала его изложением в черновом варианте, соискателю целесообразно обсудить черновую рукопись с научным руководителем, после чего проводится шлифовка текста рукописи: продумывается еще раз тема диссертации, соответствие глав теме диссертации, параграфов – названию глав, оцениваются каждый вывод, каждое предложение, а нередко – каждое слово, подбираются его синонимы. Язык и стиль диссертационного исследования являются показателями научной подготовки соискателя, позволяют судить об общей культуре автора. Объективность изложения – основная стилевая черта научной письменной речи. Отсюда в тексте научных работ имеется немало слов и словосочетаний, свидетельствующих о степени достоверности сообщения. В результате – одни факты считаются вполне достоверными (конечно, действительно), другие – предполагаемые (видимо, надо полагать), третьи – возможными (вероятно, возможно). Некоторые соискатели, желая подчеркнуть собственное мнение, употребляют местоимение “я”. Такая форма, как правило, не употребляется. Чаще всего в научной работе выражение авторства обозначается через местоимение “мы”, что служит отражением авторского мнения как мнения определенной группы людей. Это местоимение обусловило многие производные от него обороты: по нашему мнению, следует, поддержать наши предложения и т.д. Признаками культуры научной речи являются точность, ясность и краткость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|