Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания интеллектуального марафона по истории.

Задания интеллектуального марафона по обществознанию.

Демоверсия. 10 класс

1. Решите обществоведческий кроссворд.

По горизонтали:

1. Принятие к платежу переводного векселя, выраженное письменно на лицевой стороне векселя.

2. Способность и возможность произвести и продать какой-либо товар по определённой цене за определённый промежуток времени.

3. Автор книги «Общая теория занятости, процента и денег».

4. Юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством данной страны, с местоположением на её территории; физическое лицо ‒ гражданин данной страны, постоянно проживающий на её территории.

5. Банковский вклад юридических и/или физических лиц.

6. Показатель, отражающий отношение номинального ВВП к реальному.

7. Ссуда, предоставляемая заёмщику под определённый процент за пользование деньгами.

8. Затраты фирмы, связанные с производством товаров/оказанием услуг.

9. Рынок, характеризующийся ограниченным числом конкурирующих фирм, каждая из которых обладает некоторым контролем над ценой.

10. Фактор производства.

11. Основная цель деятельности любой коммерческой фирмы.

По вертикали:

12. Инфляция, сопровождающаяся падением производства.

13. Социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

14. Сокращение темпов инфляции.

15. Способность финансового актива быстро и без издержек обмениваться на любой другой актив.

16. Раздел экономической науки, исследующий экономику на уровне обособленных экономических единиц (отрасль, фирма, домохозяйство и т. п.).

17. Желание и возможность приобрести какой-либо товар по определенной цене за определённый промежуток времени.

18. Долевая ценная бумага, дающая владельцу право на получение

дивидендов, а также на часть имущества компании в случае её ликвидации.

19. Кредитно-финансовая организация, основными функциями которой являются привлечение временно свободных денежных средств, выдача кредитов и расчётно-кассовое обслуживание.

2. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Анализ, эксперимент, исследование, наблюдение, измерение, сравнение.

Балла за верный ответ

3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию и почему.

Поручительство, неустойка, отступное, залог, независимая гарантия.

Балла за верный ответ

4. Решите правовую задачу.

Гражданин Васильев обратился в суд с требованием признать недействительным сделку купли-продажи, совершённую его 17-летним сыном Виктором. В исковом заявлении гр. Васильев объяснил, что подарил Виктору на день рождения компьютер. Условием дарения являлось поступление Виктора в институт связи. Однако Виктор поступил в институт культуры, подаренный отцом компьютер в тайне от него продал, а на полученные деньги приобрёл синтезатор. Истцом были заявлены следующие исковые требования: отмена договора дарения компьютера, признание недействительными сделок купли-продажи компьютера и купли-продажи синтезатора. Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что после дарения компьютер стал его собственностью, а значит, он мог распоряжаться по своему усмотрению как компьютером, так и средствами, вырученными от его продажи. Какое решение должен вынести суд по исковым требованиям Васильева? Максимум за задание – 6 баллов.

 

5. Решите экономическую задачу.

Гражданин N решил сделать срочный банковский вклад на 3 месяца в размере 100 000 рублей и проанализировал банковские предложения. Банк А предлагает открыть депозит на 3 месяца под 12 % годовых с ежемесячной капитализацией процентов. Банк Б предлагает открыть вклад на 3 месяца под 15 % годовых без капитализации процентов. Зная, что при капитализации каждый месяц проценты включаются в сумму вклада, гражданин N открыл вклад в банке А. Какую сумму снимет гражданин N со своего счёта на момент его закрытия? Выгодный ли выбор он сделал? Свой вывод обоснуйте, опираясь на расчёты. Количество дней в месяцах учитывать не нужно; расчёты ведутся не по дням, а по месяцам. Максимум за задание – 8 баллов.

 

6. Решите политологическую задачу.

Рассмотрите предложенные изображения, относящиеся к двум политическим практикам. Определите, как называются эти практики. Соотнесите буквенные обозначения с соответствующими названиями практик. Максимум за задание – 8 баллов.

7. Установите соответствие между субъектами государственной власти Российской Федерации и функциями, которые они исполняют. Укажите порядковый номер функции в столбце под буквенным обозначением соответствующего субъекта государственной власти. Максимум за задание – 10 баллов.

 

Субъект государственной власти Российской Федерации Функции  
А) Президент Б) Совет Федерации В) Государственная Дума Г) Правительство Российской Федерации Д) Конституционный суд Российской Федерации 1) Утверждение военной доктрины Российской Федерации 2) Разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти 3) Осуществление мер по обеспечению обороны страны 4) Назначение на должность Председателя Центрального банка 5) Объявление амнистии 6) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства 7) Назначение на должность генерального прокурора 8) Управление федеральной собственностью 9) Назначение на должность председателя счетной палаты 10) Осуществление помилования 11) Толкование Конституции Российской Федерации 12) Назначение дипломатических представителей Российской Федерации 13) Назначение на Должность Уполномоченного по правам человека 14) Утверждение изменения границ между субъектами 15) Назначение референдума 16) Обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики 17) Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле 18) Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан 19) Решение вопросов гражданства Российской Федерации 20) Назначение на должность судей конституционного суда

 

Ключи:

1. Решите обществоведческий кроссворд

 

18‒19 верных слов – 9 баллов

16‒17 верных слов – 8 баллов

14‒15 верных слов – 7 баллов

12‒13 верных слов – 6 баллов

10‒11 верных слов – 5 баллов

8‒9 верных слов – 4 балла

6‒7 верных слов – 3 балла

4‒5 верных слов – 2 балла

2‒3 верных слова – 1 балл

0‒1 верное слово – 0 баллов

Максимум за задание 9 баллов.

 

2. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Ответ: Эмпирические методы познания, лишнее – анализ (теоретический метод).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

 

3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию

Ответ: «отступное», так как является способом прекращения обязательства, все остальное способы обеспечения обязательств.

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

 

4. Решите правовую задачу.

Ответ: Суд должен удовлетворить иск в части отмены договора купли-продажи компьютера и купли-продажи синтезатора, (2 балла), так как Виктор, будучи несовершеннолетним, не имел права продавать имущество без согласия законных представителей, а также распоряжаться средствами, полученными от продажи имущества (2 балла). Суд должен отказать в иске в части требования о признании недействительным договор дарения, так как дарение не может происходить под условием (2 балла).

Максимум за задание 6 баллов.

 

5. Решите экономическую задачу.

Ответ:

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) Ответ на первый вопрос: к моменту закрытия своего счёта в банке А гражданин N снимет 103 030,1 руб. ‒ 12 % годовых = 1 % ежемесячно. ‒ первый месяц: 100 000 + 1 % = 101 000 руб. ‒ второй месяц: 101 000 + 1 % = 102 010 руб. ‒ третий месяц: 102 010 + 1 % = 103 030,1 руб. 3 балла за ответ со всеми приведёнными расчётами. 2 – 1 балл за ответ с не полностью приведёнными расчётами. 0 баллов на ответ без расчётов.
2) Вывод: гражданин N сделал невыгодный выбор. 1 балл
3) Обоснование: в банке А его общий доход составил 103 030,1 руб., а в банке Б доход составил бы больше – 103 750 руб. В случае вклада в банк Б ‒ 15 % годовых = 1,25 % ежемесячно = 3,75 % за три месяца; ‒ 100 000 + 3,75 % = 103 750 руб. 3 балла за ответ со всеми приведёнными расчётами. 2 – 1 балл за ответ с не полностью приведёнными расчётами. 0 баллов на ответ без расчётов.

Максимум за задание 8 баллов.

 

6. Решите политологическую задачу.

Рассмотрите предложенные изображения, относящиеся к двум политическим практикам. Определите, как называются эти практики. Соотнесите буквенные обозначения с соответствующими названиями практик. Максимум за задание – 8 баллов.

Ответ:

Название практики Коронация Инаугурация
Буквенное обозначение изображения А, Д, Е Б, В, Г

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа. Всего 8 баллов.

 

7. Установите соответствие между субъектами государственной власти Российской Федерации и функциями, которые они исполняют. Укажите порядковый номер функции в столбце под бук-венным обозначением соответствующего субъекта государственной власти.

Ответ.

А Б В Г Д
1,6,10,12,15,19 7,14,20 4,5,9,13 3,8,16,18 2,11,17

19–20 верных соотнесений – 10 баллов

17–18 верных соотнесений – 9 балла

15–16 верных соотнесений – 8 балла

13–14 верных соотнесений – 7 балла

11–12 верных соотнесений – 6 баллов

9–10 верных соотнесений – 5 баллов

7–8 верных соотнесений – 4 балла

5–6 верных соотнесений – 3 балла

3–4 верных соотнесения – 2 балла

1–2 верных соотнесения – 1 балл

Максимум за задание – 10 баллов.

 

8. Прочтите текст. Из числа предложенных социологических терминов выберите те, которые имеют отношение к событиям, процессам и явлениям, описанным в тексте. Объясните свой выбор. Максимум за задание – 10 баллов.

С конца XIII в. на северо-востоке Руси начинается постепенное возрождение хозяйственной и культурной жизни. Было заново отстроено большинство разрушенных монголами городов, их население стало расти, возобновляется распашка заброшенных земель. С XIV в. возобновляется каменное строительство, появляются иконописные школы. Оживляются торговые связи русских княжеств друг с другом и с соседними государствами, о чём свидетельствует возобновление чеканки собственной серебряной монеты. Культурному и хозяйственному подъёму в значительной мере способствовало переселение на северо-восток части населения из разорённых южных земель. Вслед за переселенцами из Киева во Владимир переместился и центр духовной жизни: в 1299 г. Владимир становится резиденцией митрополита русской церкви. С утверждением ислама в Золотой Орде и католичества в Великом княжестве Литовском православные вельможи из этих государств переезжали на Русь, занимая место при дворе великих князей. Они быстро смешивались с местной аристократией, давая начало новым русским боярским родам.

Термины:

Прогресс, урбанизация, миграция, этногенез, регресс, ассимиляция, глобализация, депопуляция, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, антропогенез, революция.

Ответ: прогресс, урбанизация, миграция, горизонтальная социальная мобильность, ассимиляция. По 2 балла за каждый верно указанный термин с объяснением выбора на основе текста.

 

 

Задания интеллектуального марафона по истории.

Демоверсия. 10 класс

  1. Решите кроссворд
                                    7  
                                       
                                       
                                       
              3           5            
1                                      
                                10      
  2                       9            
                      8                
          4       6                    
                                       
                                       
                                       
                      12                
                                       
                                       
              11                        

По горизонтали:

  1. Категория крестьян, считавшихся собственностью не владельца, а завода, на котором они работали.
  2. При Петре I прием гостей в знатном доме.
  1. Сословный орган городского управления в России с 1720 г.
  1. Перепись населения в России XVIII – XIX вв.
  1. Экономическая политика, направленная на поддержку национальной экономики путем ограничения импорта иностранных товаров, финансовой поддержки национального производства, стимулирования экспорта продукции.
  2. Высший орган по делам русской православной церкви, замена патриаршества в России XVIII – нач. XX вв.

По вертикали:

3. Отраслевые органы управления, созданные Петром I, в которых решения принимались большинством голосов.

5. В России в 1705 – 1874 гг. лицо, зачисленное в армию.

6. Государственный орган управления, стал высшей исполнительной и судебной инстанцией, обладавшей и значительными законодательными полномочиями в России XVIII – нач. XX вв.

7. Экономическая политика, которое исходит из того, что благосостояние государства зависит от возможно большего скопления в стране денег.

8. Категория крестьянства в России в XVII – первой половине XIX в., которая обязана была вместо уплаты оброка и подушной подати работать на заводах.

10. Государственный служащий для надзора за деятельностью учреждений и должностных лиц.

Всего 12 баллов.

 

  1. В истории существует значительное число устойчивых фраз и выражений. Укажите, какое событие или явление обозначает каждое из приведённых выражений, и кратко объясните, почему данное событие или явление получило такое название.

А) «Семёновская история» - ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) «Битва трёх Мстиславов» - _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В) «Наш ответ Чемберлену» - ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Максимум за задание – 9 баллов

 

  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

А) Максим Грек, Матвей Башкин, Феодосий Косой, Фёдор Курицын - _____________________________

________________________________________________________________________________________

Б) 1637 г., 1695 г., 1696 г., 1736 г. - ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Всего 4 балла.

 

  1. Прочитайте текст. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Ответы впишите под соответствующими номерами в таблицу.

Основной причиной «бунташного времени» было усиление налогового гнета. Внутри посадов социальные противоречия усугублялись наличием 1) «________» - боярских вотчин, население которых не платило государственных налогов (ликвидированы Соборным уложением 1649 г.). Чем больше людей селилось на таких местах, тем больше налогов платили остальные.

1-10 июня 2)______года в Москве произошел 3) «_____________» бунт. В его ходе был убит автор самого ненавистного налога - думный дьяк Назарий Чистой, влиятельные члены правительства Леонтий Плещеев и Петр Траханиотов, а глава правительства 4) ______________________________был уволен с государственных должностей и отправлен в ссылку.

С февраля по август 1650 г. длилось восстание в городе 5) ____________. Здесь цены на хлеб были много выше, чем в среднем по стране, поскольку с целью сокращения транспортных расходов государства на население этого приграничного региона была возложена бесплатная поставка хлеба в Швецию (по условиям 6)__________________договора 1617 г.). Это восстание отличалось организованностью, отсутствием погромов, грабежей и репрессий, четким правопорядком.

Война с Речью Посполитой за Украину заставила правительство искать новые источники доходов. Была введена 7) ____________________: с каждой сделки взимался государственный налог - 1/6 часть суммы, что повышало цены, как минимум, на 16%. 

Одновременно происходила государственная порча монеты: серебряные рубли и талеры (ефимки) обрезались по краям, а из обрезков чеканились новые деньги. В результате покупательная способность обрезанных монет неуклонно снижалась. С 1654 г. началась чеканка монет из нового материала – 8)___________. По плану властей 1 новая копейка приравнивалась к 1 копейке серебром. Население сначала охотно принимало новые деньги, но к 1662 г. рыночная стоимость 1 серебряной копейки составляла 15 копеек из нового материала. Государство же стремилось платить жалование новыми деньгами, а взимать налоги старыми. Это привело к 9)_________________бунту 1662 г. В ответ на справедливые требования стрельцов около тысячи их них были убиты и казнены, несколько тысяч арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы. В итоге началась постепенная отмена новой монеты. Государство 1 серебряную копейку обменивало на 10) ______новых.

Максимум за задание – 5 баллов.

 

Порядковый номер Пропущенный элемент
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10  

 

  1. Перед Вами схемы военных операций. Все они относятся к одной и той же войне. Определите, что это за война, и расположите цифровые обозначения схем сражений в хронологическом порядке. Отдельно укажите цифровое обозначение схемы сражения, которое русские войска проиграли в ходе этой войны, назовите это сражение и укажите год, когда оно состоялось.


Война: _______________________________

 

Хронологическая последовательность: ______________________________

 

Проигранное сражение: ___________________________________________

Всего 11 баллов.

 

  1. Перед Вами изображения важнейших событий истории России XV–XVII вв. Расположите их в хронологической последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Назовите эти события и укажите годы, когда они произошли.

 

Хронологический порядок: _____________________________________

 

Иллюстрация Событие
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  

Всего 11 баллов.

 

7. Перед Вами – отрывки из источников, связанных с историей Русской православной церкви. Расположите эти отрывки в хронологической последовательности описанных в них событий.

А) «Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящше не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять»

Б) «Изволением Господа Бога Вседержителя <…> воссели и избрали во святейшую и великую Русскую Митрополию Богоспасаемого града Москвы, к Соборной и Апостольской церкви Пречистые Богородицы… в Патриарха: Иова Митрополита всея Руси»

В) «После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий. Будущий священномученик митрополит Киевский Владимир огласил имя избранного: «митрополит Тихон». В Успенском Соборе Московского Кремля была совершена интронизация Патриарха Тихона»

Г) «А тут Никон и яд изрыгнул: в Пост великий прислал память казанскому протопопу Ивану Неронову <…> Так вот, Никон в Памяти пишет: «По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились»»

Д) «Управление столь великаго числа деревень духовными часто переменяющимися властями происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное…, то мы, учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оныя вотчины, со всеми казенными в них наличностьми под свое ведение и управление»

Е) «Поставлен бысть на митрополию всея Руссии Иона, владыка Рязанский, в Москве архиепископы и епископы Русской митрополии, по благословению святейшаго вселескаго патриарха; как был Иона в Цареграде после Исидора, и патриарх его благословил и грамоту свою дал»

1 2 3 4 5 6
           

Всего 5 баллов.

 

  1. Внимательно изучите таблицу и ответьте на вопросы после неё.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...