Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Тема: Органы исполнительной власти

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

2. Система, структура и виды органов исполнительной власти.

- 1 -

Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти — это государственная организация, являющаяся частью системы органов государ­ственной власти в РФ и учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, осуществления функций го­сударственного управления во всех сферах жизни государ­ства и общества, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Органы исполнительной власти это органы государственного управления. В качестве основных и наиболее существенных признаков органа исполнительной власти, характеризующих их адми­нистративную правосубъектность (т.е. рассматривающих их как субъектов исполнительной власти), можно выделить следующие:

1. Государственно-правовая природа органов исполнитель­ной власти, обусловленная конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти ис­полнительных органов является следствием нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти — это внешняя фор­ма выражения исполнительной власти; они образуются для практической реализации функций и задач самой исполни­тельной власти, посредством которой, как известно, осуще­ствляется государственное управление в экономической, со­циально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнителъная деятельность, т.е. исполнение дейст­вующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права. С правовой точки зрения, деятельность этих органов явля­ется подзаконной. Разные органы управления имеют специ­альные задачи и цели своей деятельности, которые устанав­ливаются в положениях об этих органах государственного управления. Подзаконностъ организации и деятельности ор­ганов исполнительной власти является важным элементом их правового статуса.

4. Содержание деятельности органов исполнительной власти. Деятельность органов исполнительной власти име­ет управленческий, организующий, исполняющий, конт­рольный и распорядительный характер. В результате этой де­ятельности решаются и реализуются государственные зада­чи и функции. Органы государственного управления наделе­ны разнообразными управленческими функциями, которые способствуют решению поставленных перед ними задач и достижению установленных целей.

5. Наличие организационной структуры органа, т.е. уч­реждение в органе исполнительной власти государственных должностей и образование в нем функциональных струк­турных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффек­тивному осуществлению задач, функций и полномочий дан­ного органа.

6. Обладание компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, поло­жениях, уставах, приказах и т.д.). Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-вла­стными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятель­ности органов других ветвей власти. В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов за­дачи, права, обязанности, полномочия и ответственность орга­на исполнительной власти. В пределах своей компетенции они издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

В содержание полномочий органов исполнительной власти вхо­дят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Постоянное и непрерывное действие органа исполни­тельной власти на определенной территории РФ. Как по­казывает управленческая практика исполнительной власти, государство выполняет свои задачи и осуществляет управлен­ческие функции каждодневно и непрерывно, поэтому едва ли возможно допустить, чтобы органы исполнительной власти хотя бы на краткий период времени прекратили свое суще­ствование.

9. Нормотворческая деятельность органов исполнитель­ной власти, или право издания актов управления (ад­министративных актов). Для решения поставленных задач и осуществления функций государственного управления каж­дый орган исполнительной власти имеет право издавать пра­вовые акты управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они изда­ются в обязательном соответствии с требованиями и положе­ниями законов и развивают их, а также обеспечивают реше­ние возникающих в сфере управления споров и админист­ративных дел.

Правовой статус органов испол­нительной власти подразумевает, что все они действуют на основе законов и других нормативных актов, осуществляют нормотворческую деятельность, совершают действия, возложенные на них нормативными актами, имеют полномочия (компетенцию), а также обладают оперативной самостоятель­ностью, но в пределах установленной компетенции.

 

- 2 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...