Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды административно-правовых форм

Административно-правовая форма (форма управления) — это внешнее выраже­ние действий органов исполнительной власти и их должностных лиц, совершаемых в целях осуществления возложенных на них задач, функций и полномочий.

Административно-правовые формы могут выступать в роли:

а) форм реализации исполнительной власти. Это внешнее вы­ражение действий: субъект исполнительной власти выполняет функции непосредственно управляющего воздействия за пре­делами своего аппарата. Властный характер таких действий требует, во-первых, официального оформления указанных действий с тем, чтобы обеспечить определенность в деятель­ности и во взаимоотношениях данных органов между собой, с обществом и его гражданами, во-вторых, создания правовых предпосылок законности в их деятельности. А известная пов­торяемость и однородность действий облегчают задачу их правового закрепления в компетенции органов, установлен­ной актами о правовом положении соответствующих органов;

б) форм внутриаппаратной работы. К их числу относятся управ­ленческие действия, совершаемые повседневно в интересах организации и обеспечения порядка работы данного исполни­тельного органа. В большей степени это действия руководите­ля по отношению к своим подчиненным. Но это не исключает того, что управленческие действия такого рода воплощаются в отношениях, выходящих за рамки служебного аппарата орга­на (пр.: с работниками нижестоящих органов или служб).

В специальной литературе предложены различные варианты классификации форм управления либо деятельности его органов (аппарата управления).

Административно-правовые формы можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от последствий правомерных действий органов исполнительной власти:

1) правовые формы — это формы, выражающие действия, влекущие юридические последствия. Таковой является издание нормативных и индивидуальных (административных) актов. Изда­нием правовых актов обеспечивается управляющее воздействие на отношения в различных сферах общества, осуществляется их правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Путем издания правовых актов юридически обес­печивается осуществление государственного управления как ор­ганизующей деятельности государства. В этой форме органы ис­полнительной власти реализуют свои юридически властные полномочия по выполнению возложенных на них функций, за­дач, полномочий и достижению поставленных перед ними це­лей. Без издания правовых, прежде всего нормативных, актов невозможно осуществление исполнительной власти. Сюда так­же относятся административные, гражданские договоры, а так­же действия, имеющие юридическое значение. Не будучи пра­вовыми актами, они все-таки являются официальными;

2) неправовые формы — это формы, выражающие действия орга­нов исполнительной власти, непосредственно не влекущие пра­вовые последствия. Они могут лишь инициировать или быть предпосылкой совершения действий, влекущих правовые по­следствия. Примерами неправовых форм являются осуществле­ние организационных мероприятий, совершение материально-технических операций. Их роль исключительно вспомогательная (делопроизводство, экспедиция, транспорт, охрана и т.д.).

2. По степени юридического выражения:

1) основные формы — это издание правовых актов;

2) формы, базирующиеся на основных — различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имею­щие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрацион­ные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санк­ционирование и т.д.). Здесь необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления.

3. По направленности:

1) воздействующие на общественные отношения в сфере госу­дарственного управления (внешняя направленность);

2) воздействующие на деятельность нижестоящего управленче­ского аппарата (внутренняя направленность).

4. По достигаемым результатам:

1) позитивное регулирование;

2) реакция на негативные явления в сфере государственного управления.

5. По объему:

1) общеобязательные;

2) адресованные конкретным объектам.

6. По адресату:

1) вся система исполнительной власти (государственного управ­ления);

2) упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного ис­полнительного органа (самоорганизация).

7. По характеру и методам решения вопросов компетенции:

1) процедурные (например, подготовка и принятие управленче­ских решений);

2) процессуальные (например, в рамках административного про­изводства).

8. По субъектному выражению:

1) односторонне выраженные;

2) двусторонние;

3) многосторонние (административно-правовые договоры).

9. По инициативности:

1) используемые субъектами исполнительной власти по соб­ственной инициативе в силу требований закрепленной за ни­ми компетенции;

2) являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (пр.: по жалобам граждан);

10. По условиям применения:

1) нормальная общественная жизнь;

2) режим чрезвычайного или военного положения.

11. По отношению к другим субъектам государственной власти:

1) используемые в отношениях с законодательными (представи­тельными) органами;

2) используемые в отношениях с судебными органами.

12. По юридическому содержанию:

1) предписывающие;

2) запретительные;

3) дозволительные.

Таким образом, исполнительная власть имеет только юриди­ческие формы своего выражения (власть не может быть выражена в семинарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управления.

- 2 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...