Понятие и виды административно-правовых форм
Административно-правовая форма (форма управления) — это внешнее выражение действий органов исполнительной власти и их должностных лиц, совершаемых в целях осуществления возложенных на них задач, функций и полномочий. Административно-правовые формы могут выступать в роли: а) форм реализации исполнительной власти. Это внешнее выражение действий: субъект исполнительной власти выполняет функции непосредственно управляющего воздействия за пределами своего аппарата. Властный характер таких действий требует, во-первых, официального оформления указанных действий с тем, чтобы обеспечить определенность в деятельности и во взаимоотношениях данных органов между собой, с обществом и его гражданами, во-вторых, создания правовых предпосылок законности в их деятельности. А известная повторяемость и однородность действий облегчают задачу их правового закрепления в компетенции органов, установленной актами о правовом положении соответствующих органов; б) форм внутриаппаратной работы. К их числу относятся управленческие действия, совершаемые повседневно в интересах организации и обеспечения порядка работы данного исполнительного органа. В большей степени это действия руководителя по отношению к своим подчиненным. Но это не исключает того, что управленческие действия такого рода воплощаются в отношениях, выходящих за рамки служебного аппарата органа (пр.: с работниками нижестоящих органов или служб). В специальной литературе предложены различные варианты классификации форм управления либо деятельности его органов (аппарата управления). Административно-правовые формы можно классифицировать по различным основаниям.
1. В зависимости от последствий правомерных действий органов исполнительной власти: 1) правовые формы — это формы, выражающие действия, влекущие юридические последствия. Таковой является издание нормативных и индивидуальных (административных) актов. Изданием правовых актов обеспечивается управляющее воздействие на отношения в различных сферах общества, осуществляется их правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Путем издания правовых актов юридически обеспечивается осуществление государственного управления как организующей деятельности государства. В этой форме органы исполнительной власти реализуют свои юридически властные полномочия по выполнению возложенных на них функций, задач, полномочий и достижению поставленных перед ними целей. Без издания правовых, прежде всего нормативных, актов невозможно осуществление исполнительной власти. Сюда также относятся административные, гражданские договоры, а также действия, имеющие юридическое значение. Не будучи правовыми актами, они все-таки являются официальными; 2) неправовые формы — это формы, выражающие действия органов исполнительной власти, непосредственно не влекущие правовые последствия. Они могут лишь инициировать или быть предпосылкой совершения действий, влекущих правовые последствия. Примерами неправовых форм являются осуществление организационных мероприятий, совершение материально-технических операций. Их роль исключительно вспомогательная (делопроизводство, экспедиция, транспорт, охрана и т.д.). 2. По степени юридического выражения: 1) основные формы — это издание правовых актов; 2) формы, базирующиеся на основных — различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.д.). Здесь необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления.
3. По направленности: 1) воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность); 2) воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность). 4. По достигаемым результатам: 1) позитивное регулирование; 2) реакция на негативные явления в сфере государственного управления. 5. По объему: 1) общеобязательные; 2) адресованные конкретным объектам. 6. По адресату: 1) вся система исполнительной власти (государственного управления); 2) упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация). 7. По характеру и методам решения вопросов компетенции: 1) процедурные (например, подготовка и принятие управленческих решений); 2) процессуальные (например, в рамках административного производства). 8. По субъектному выражению: 1) односторонне выраженные; 2) двусторонние; 3) многосторонние (административно-правовые договоры). 9. По инициативности: 1) используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции; 2) являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (пр.: по жалобам граждан); 10. По условиям применения: 1) нормальная общественная жизнь; 2) режим чрезвычайного или военного положения. 11. По отношению к другим субъектам государственной власти: 1) используемые в отношениях с законодательными (представительными) органами; 2) используемые в отношениях с судебными органами. 12. По юридическому содержанию: 1) предписывающие; 2) запретительные; 3) дозволительные. Таким образом, исполнительная власть имеет только юридические формы своего выражения (власть не может быть выражена в семинарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управления. - 2 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|