Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  ув.4 б.6 ум.5 м.З ум.5 м.З ув.4 б.6




    ув. 4 б. 6 ум. 5 м. З ум. 5 м. З ув. 4 б. 6

В целом же разрешение характерных интервалов по своим результатам совпадает с разрешением аналогичных диатонических неустойчивых интервалов, встречающихся на тех же ступенях в натуральном мажоре и натуральном миноре.

 

§ 93. Разрешение хроматических интервалов, не относящихся к характерным

Если в диатонике некоторые неустойчивые ступени (II и IV), окруженные устойчивыми звуками лада, могут иметь разнонаправленные тяготения и разрешаются в зависимости от конкретных условий, то при альтерации, значительно обостряющей их тяготение к одному из устойчивых звуков и одновременно ликвидирующей тяготение к другому, они могут разрешаться только одним образом — в сторону направления самой альтерации (пониженные

cтупени — вниз, повышенные — вверх).

При наличии в составе хроматического интервала устойчивой ступени, она, как правило, остается на месте, а движется лишь неустойчивый альтерированный звук (происходит так называемое одностороннее разрешение). Если же оба звука интервала являются альтерированными, то они движутся одновременно и, как правило, противоположно — каждый в сторону своей альтерации (так называемое двустороннее разрешение):

285 C-dur

  ув. 2 б. 3 ум. 7 м. 6 ув. 2 б. 3 ум. 7 м. 6 ум. 4 м. 3 ув. 5 б. 6 б. 10(б. 3) ум. 3 ч. 1

  ув. 6 ч. 8 ум. 3 ч. 1 ув. 6 ч. 8 ум. З ч. 1 ув. 6 ч. 8 дв. ум. 5 м. З дв. ув. 4 б. 6

Как видно из приведенных выше примеров, основой разрешения хроматических интервалов являются секундовые (и, в частности, полутоновые) тяготения. Однако в отдельных случаях — при разрешении хроматических интервалов, включающих в себя звуки V и IV ступеней, бывает возможным использовать и кварто-квинтовые тяготения (см. шестой такт предыдущего примера, а также следующие образцы):

286

     ум. 4 м. 6 ум. 11 м. 6 ув. 6 б. 10 ув. 4 ч. 8 ум. 5 ч. 8(ч1)

 

§ 94. Родство тональностей

В тональной музыке в качестве основных (или главных) используются, как известно, тридцать различных тональностей и все они находятся в определенных связях или соотношениях друг с другом. Наиболее близкими по отношению к данной являются тональности, имеющие с ней много общего либо в звуковом составе и, следовательно, аккордике, либо обнаруживающие непосредственное ладофункциональное соподчинение их тонических трезвучий, как главных трезвучий лада. На этих основаниях все тональностим подразделяются на родственные и неродственные* [Существуют различные взгляды на родство тональностей, в соответствии с которыми строятся системы, включающие в себя несколько степеней родства. Однако поскольку этот вопрос достаточно подробно изучается в курсе гармонии, здесь мы ограничимся подразделением всех тональностей только на родственные и неродственные. ] Наиболее близкими, или родственными (в строгом смысле слова), являются лишь тональности, находящиеся в диатоническом родстве (то есть в первой степени родства) друг с другом, все же остальные будут считаться неродственными.

Для каждого мажора родственными будут те шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:

тональность параллельного минора (то есть VI ступени);

тональности доминанты и субдоминанты и параллельные им минорные тональности (то есть, соответственно, III и II ступеней);

тональность минорной субдоминанты (IVг) — от гармонического вида данного мажора:

Для каждого минора родственными будут тоже шесть тональностей, тонические трезвучия которых встречаются на основных ступенях данного лада, а именно:

тональность параллельного мажора (то есть III натуральной ступени);

тональности натуральной доминанты (dн) и субдоминанты и параллельные им мажорные тональности (то есть, соответственно, VIIн и VI ступеней);

тональность мажорной доминанты(Dг) — от гармонического вида данного минора:

Примечание: В схемах сплошными линиями и стрелками показаны тональности, находящиеся в диатоническом родстве с данной главной тональностью (в том числе и параллельные между собой побочные тональности).

Пунктирными линиями (без стрелок) обозначены непосредственные родственные связи между остальными побочными тональностями данной ладовой системы.

Итак, в диатоническом родстве с данным мажором находятся две мажорные и четыре минорные тональности, а с данным минором—две минорные и четыре мажорные тональности.

Разница в ключевых знаках при этом бывает различной и потому не может служить единственным достоверным признаком близости или отдаленности сравниваемых тональностей. Так, у параллельных тональностей ключевые обозначения всегда одни и те же, потому что звуковой состав, их натуральных видов идентичен.

Тональности доминанты и субдоминанты и их параллельные тональности всегда отличаются от данной мажорной или минорной тональности на один ключевой знак: доминантовые — в сторону увеличения диезов, субдоминантовые — в сторону увеличения бемолей. А вот тональности гармонической (минорной) субдоминанты для мажора и гармонической (мажорной) доминанты для минора разнятся с основной тональностью сразу на четыре ключевых знака: первая — в сторону увеличения бемолей, вторая — в сторону увеличения диезов. Кстати, это обстоятельство широко используется в модуляционной технике для ускорения переходов в далекие тональности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...