Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды административно-правовых методов

Основные методы, используемые органами исполнительной власти при осуществлении их задач и функций,— это методы убеждения и принуждения.

1. Убеждение. Цель убеждения — обеспечить добровольное и сознательное соблюдение правопорядка, а также обязанностей перед обществом и государством. Сфера убеждения должна охва­тывать не только физических лиц и их объединения, но и кадры всех властных образований.

Формами реализации метода убеждения являются:

— материальное и моральное поощрение;

— привлечение к обсуждению государственных проектов норма­тивных правовых актов;

— привлечение общественности к работе государственных ор­ганов;

— разъяснение законодательства;

— инструктирование, инспектирование;

— проведение организационно-массовых мероприятий и т.д.

2. Принуждение. Данный метод должен применяться к ли­цам, совершившим правонарушения, недобросовестно выпол­няющим свои обязанности перед обществом и государством, а также в необходимых случаях для обеспечения общественной безопасности.

Различают также административные и экономические мето­ды, которые находятся во взаимосвязи и должны применяться в сочетании.

1. Административные методы — способы непосредствен­ного юридического властного воздействия на поведение людей, на деятельность организаций путем одностороннего установления прав и обязанностей, подлежащих обязательному исполне­нию и подкрепляемых возможностью юридического обеспече­ния исполнения.

Административные методы выражаются в установлении обще­обязательных правил, администрировании (непосредственном одно­стороннем распорядительстве), запретах, в необходимости полу­чения разрешений, применения мер административного принуждения и т.д.

Административные методы обычно квалифицируются в качест­ве способов внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Внеэкономический характер данных методов означает, что реаль­ным объектом управления является сознательно-волевое поведе­ние управляемых.

2. Экономические методы — это способы косвенного воз­действия на поведение людей и деятельность организаций через их экономические интересы.

С помощью этих методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их мате­риальные интересы, т.е. опосредованно в отличие от способов прямого властного воздействия. Здесь объект управления ста­вится в такие условия, когда он сам начинает действовать долж­ным образом не под влиянием директивных предписаний субъек­та управления, а в силу того, что такое поведение материально стимулируется.

Содержание административно-правовых методов:

1) установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера;

2) утверждение конкретных (адресных) заданий;

3) предписания о совершении определенных действий;

4) назначение на должности;

5) удовлетворение законных притязаний участников регулируе­мых отношений;

6) запрещение определенных действий;

7) выдача разрешений различного рода;

8) осуществление регистрационных действий;

9) проведение контроля и надзора;

10) материальное и моральное поощрение;

11) применение материальных санкций;

12) разрешение споров между участниками управленческих отно­шений;

13) установление стандартов;

14) оформление государственных заказов;

15) применение административно-принудительных мер и т.п.

 

 

- 2 -

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Меры административного принуждения используются в процес­се реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что имеет властно-принудительный ха­рактер.

Это воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта.

Административное принуждение по своему содержанию за­ключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

Ме­ры административного принуждения применяются для того, что­бы побудить, заставить субъекта совершить те или иные дейст­вия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям.

Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права.

Оно применяется лишь уполномоченными на то органами и должност­ными лицами.

Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполни­тельной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд.

Вместе с тем правом админист­ративной юрисдикции наделены суды и единично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административ­ного наказания (административные взыскания, например за мелкое хулиганство).

Административное принуждение применяется не только к физи­ческим лицам, но и к юридическим.

Таким образом, можно выделить особенности административного принуждения.

1. Административное принуждение применяется на основе норм административного права.

2. Административное принуждение применяется для охраны правоотношений, регулируемых не только административным, но и государственным, гражданским, земельным, трудовым и други­ми отраслями российского права.

3. Административное принуждение может применяться как за административные правонарушения, так и в целях обеспечения общественной безопасности, т.е. к лицам, не совершившим пра­вонарушения.

4. Административное принуждение характеризуется множест­венностью субъектов его применения. Это органы, действую­щие от имени органов управления, организаций и учреждений, специально уполномоченные на то должностные лица.

Наряду с ними административное принуждение в виде адми­нистративного наказания применяют судьи, арбитражные судьи, мировые судьи.

5. Административное принуждение применяется органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по служ­бе лиц.

Основани­ем применения являются:

во-первых, совершение административно­го правонарушения,

во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административно­го принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий.

- 3 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...