Виды административно-правовых методов
Основные методы, используемые органами исполнительной власти при осуществлении их задач и функций,— это методы убеждения и принуждения. 1. Убеждение. Цель убеждения — обеспечить добровольное и сознательное соблюдение правопорядка, а также обязанностей перед обществом и государством. Сфера убеждения должна охватывать не только физических лиц и их объединения, но и кадры всех властных образований. Формами реализации метода убеждения являются: — материальное и моральное поощрение; — привлечение к обсуждению государственных проектов нормативных правовых актов; — привлечение общественности к работе государственных органов; — разъяснение законодательства; — инструктирование, инспектирование; — проведение организационно-массовых мероприятий и т.д. 2. Принуждение. Данный метод должен применяться к лицам, совершившим правонарушения, недобросовестно выполняющим свои обязанности перед обществом и государством, а также в необходимых случаях для обеспечения общественной безопасности. Различают также административные и экономические методы, которые находятся во взаимосвязи и должны применяться в сочетании. 1. Административные методы — способы непосредственного юридического властного воздействия на поведение людей, на деятельность организаций путем одностороннего установления прав и обязанностей, подлежащих обязательному исполнению и подкрепляемых возможностью юридического обеспечения исполнения. Административные методы выражаются в установлении общеобязательных правил, администрировании (непосредственном одностороннем распорядительстве), запретах, в необходимости получения разрешений, применения мер административного принуждения и т.д.
Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых. 2. Экономические методы — это способы косвенного воздействия на поведение людей и деятельность организаций через их экономические интересы. С помощью этих методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредованно в отличие от способов прямого властного воздействия. Здесь объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое поведение материально стимулируется. Содержание административно-правовых методов: 1) установление правил поведения в сфере государственного управления общеобязательного или частного характера; 2) утверждение конкретных (адресных) заданий; 3) предписания о совершении определенных действий; 4) назначение на должности; 5) удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений; 6) запрещение определенных действий; 7) выдача разрешений различного рода; 8) осуществление регистрационных действий; 9) проведение контроля и надзора; 10) материальное и моральное поощрение; 11) применение материальных санкций; 12) разрешение споров между участниками управленческих отношений; 13) установление стандартов; 14) оформление государственных заказов; 15) применение административно-принудительных мер и т.п.
- 2 - ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что имеет властно-принудительный характер.
Это воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий. Меры административного принуждения применяются для того, чтобы побудить, заставить субъекта совершить те или иные действия или воздержаться от них либо подчиниться установленным правоограничениям. Меры административного принуждения могут устанавливаться только правовыми актами. Применение этих мер допускается лишь на основе законов и других нормативных предписаний и только в пределах и формах, предусмотренных нормами права. Оно применяется лишь уполномоченными на то органами и должностными лицами. Административное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения соответствующими органами исполнительной власти, должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом административной юрисдикции наделены суды и единично судьи, которые рассматривают значительную категорию дел об административных правонарушениях и применяют к виновным меры административного наказания (административные взыскания, например за мелкое хулиганство). Административное принуждение применяется не только к физическим лицам, но и к юридическим. Таким образом, можно выделить особенности административного принуждения. 1. Административное принуждение применяется на основе норм административного права. 2. Административное принуждение применяется для охраны правоотношений, регулируемых не только административным, но и государственным, гражданским, земельным, трудовым и другими отраслями российского права. 3. Административное принуждение может применяться как за административные правонарушения, так и в целях обеспечения общественной безопасности, т.е. к лицам, не совершившим правонарушения.
4. Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов его применения. Это органы, действующие от имени органов управления, организаций и учреждений, специально уполномоченные на то должностные лица. Наряду с ними административное принуждение в виде административного наказания применяют судьи, арбитражные судьи, мировые судьи. 5. Административное принуждение применяется органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе лиц. Основанием применения являются: во-первых, совершение административного правонарушения, во-вторых, наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий. - 3 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|