Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины конфликта на рабочем месте: организационные и межличностные.




Организационные причины конфликта – причины, связанные со структурой и функционированием их компаний.

Межличностные факторы – факторы, связанные с людьми, их социальными взаимоотношениями и тем, что они думают о других людях.

Стратегии поведения в конфликте: противоположные модели, основные измерения.

Большинство людей следуют одной из схем: соперничество – стремление получить как можно больше для себя или своей группы; компромисс – готовность разделить все поровну; примирение – желание сдаться и позволить другим получить все выгоды; уклонение – желание избежать конфликта любыми способами, включая уход из ситуации, сотрудничество – попытка увеличить до максимума общий выигрыш.

Методы уменьшения пагубных последствий конфликта.

Конфликт часто дорого обходится как людям, так и организациям.

Его последствия не всегда негативны, иногда конфликт побуждает обе стороны более тщательно рассматривать проблемы и в результате находить более удачные решения.

Во многих случаях конфликт является разрушительным и порождает негативные последствия.

Были выработаны различные процедуры достижения этой цели, и некоторые из них опираются на методы и открытия социальной психологии.

Наиболее широко используемая процедура разрешения конфликтов и предотвращения их неблагоприятных последствий – это переговоры.

В процессе переговоров противоположные стороны обмениваются предложениями, контрпредложениями и уступками либо напрямую, либо через своих представителей.

Если процесс проходит успешно, вырабатывается решение, приемлемое для обеих сторон, и конфликт исчерпывается.

Второй важный метод разрешения конфликтов опирается в основном на социально-психологические принципы.

Он подразумевает обращение к совместным целям – целям, разделяемым обеими сторонами.

ЛЕКЦИЯ № 21. Взаимодействие психологии с другими социальными науками

Социальная психология в правосудии

Исследования судебной психологии (психологическое изучение судебных вопросов) свидетельствуют о том, что участники судебного процесса неизбежно оказываются под влиянием многих факторов, отличных от объективности и беспристрастного поиска истины и справедливости.

Наши восприятие, воспоминания и межличностное поведение находятся под влиянием познания и эмоций.

Среди последствий этого влияния – пристрастные суждения, опора на стереотипы.

Те же влияния проявляются как в зале суда, так и в лабораторных условиях, их последствия в значительной степени влияют на результаты судебных процессов.

Некоторые аспекты изучения судебной психологии.

Средства массовой информации и восприятие преступлений.

Криминальная информация распространена и легко усваивается. СМИ ежедневно напоминают о том, что преступность – серьезная проблема, которая угрожает любому; эвристика доступности легко срабатывает, когда мы делаем предположения о распространении преступности и ее опасности.

Среди причин влияния СМИ на восприятие преступления – сильно выраженная склонность людей верить тому, что они прочитали в газете, услышали по радио или увидели по телевизору.

Негативная информация в большей степени формирует наши суждения о морали, чем позитивная.

Проблема точности показания свидетелей.

Свидетели нередко ошибаются.

Сильные эмоции, вызванные ситуацией, могут помешать обработке информации.

Еще один фактор – гипотеза «когнитивного дефицита».

На точность показаний влияет период времени между событием и судом.

Многочисленные источники постсобытийной информации привносят в память добавления, которые усваиваются как субъективная «правда», уменьшая точность показаний.

Точность снижается, если подозреваемый и свидетель принадлежат к разным расовым или этническим группам.

Влияние адвокатов и судей на вердикт присяжных. На результат судебного разбирательства влияет то, что говорят или делают противостоящие друг другу адвокаты и судьи.

Это влияние не ограничивается выяснением сути доказательств и юридическими тонкостями.

Они стараются выбрать в качестве присяжных не наиболее компетентных граждан, а тех, кто будет поддерживать их сторону, и исключить тех, кто благосклонно отнесется к противоположной стороне.

Даже опытные адвокаты выбирают присяжных, соответствующих положительным стереотипам (основываясь на факторах: род деятельности, возраст, внешность, пол, раса).

Влияние характеристик подсудимого на вердикт присяжных.

В зале суда привлекательность подсудимого является важным фактором.

Стереотипы и симпатия влияют на результаты судебных процессов.

Привлекательные подсудимые, в отличие от непривлекательных, имеют больше шансов быть оправданными, получить легкое наказание или завоевать симпатию присяжных.

Влияние привлекательности является наиболее сильным в случае серьезных, но не тяжких преступлений.

Экономическая психология

Политическая экономия изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека.

Значит, вопросы о том, как эти отношения представлены в психологии людей, оказывает ли психология человека какое-либо влияние на экономические отношения, политическую экономию, мало интересуют.

Что касается психологической науки, то отношения людей всегда находились в центре внимания последней, но рассматриваются они обычно вне экономического контекста.

Естественное и тесное взаимодействие экономики и психологии привело к появлению нового направления в современной науке – экономической психологии.

Экономика и психология имеют общее поле для исследовательского поиска – поведение индивидов и социальных групп.

На побуждения, решения и поступки экономических субъектов воздействуют эмоции.

Задача экономической психологии состоит в применении психологического метода к оценке экономической реальности и разработке моделей или систем психологического воздействия на экономический мир.

Экономическая психология, «родителями» которой являются экономика (теоретическая и прикладная) и психология, включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:

1) побуждения, или мотивы деятельности, экономического человека;

2) экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;

3) бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;

4) экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду.

Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, предлагает соответствующие методики действий.

Экономическая психология имеет много общего с медициной.

Медико-биологические исследования и открытия создают эффективные средства борьбы с болезнями, являются руководством для медицинской практики.

Накопление знаний в области экономической психологии позволяет преодолевать трудности общения, решать задачи повышения жизненного уровня, занятости, трудовой дисциплины, совершенствовать экономическую политику.

Экономическая психология превращается в интенсивно развивающееся поисковое направление.

Она применяется как в фундаментальных теоретических исследованиях, например в развитии концепции маржинализма, так и в изучении сфер менеджмента и маркетинга.

Предметом внимания стали и специальные области макроэкономики.

Новое научное направление позволяет найти объяснения фактам и побуждениям, которых не могут постичь экономика и психология, взятые в отдельности, например неприятию со стороны населения тех или иных, казалось бы, благоприятных политических решений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...