307 [Lento] Ф. Шопен. Соната b-moll, ч. III
307 [Lento] Ф. Шопен. Соната b-moll, ч. III
Его неразрешенность придает первой фразе неустойчивый, вопросительный характер, необходимость дальнейшего развития. Во второй фразе этот неразрешенный звук разрешается — на расстоянии—в звук ре-бемоль (в начале 4-го такта). Образуется так называемая соединительная интонация (отмечена внизу примера квадратной скобкой), сообщающая второй фразе характер ответа, а всей мелодии — цельность и широту дыхания, Аналогичный случай возникновения соединительной интонации можно видеть между темой и ответом в фуге И. С. Баха g-moll из I тома «Хорошо темперированного клавира»: 308 И. С. Бах. ХТК, т. I, фуга g-moll
Неразрешенная сразу VI ступень (ми-бемоль) разрешаете» лишь в ответе (в другом голосе) в V ступень (ре), что, как и и предыдущем случае, создает соединительную интонацию. Чем больше в мелодии неразрешенных сразу неустойчивых ступеней тем более напряженно и слитно звучит мелодия. Таким образом ладовое положение каждого звука и его соотношение с соседними звуками, а также с находящимися на расстоянии, для мелодии играет весьма существенную роль. О значении третьего компонента мелодии — метроритма — говорилось выше (см. гл. III «Ритм»). Все сказанное о мелодии одинаково относится как к одноголос ной музыке, так и к многоголосной, в которой та или иная мелодия оказывается в окружении либо других мелодий, либо таких голо сов, которые не несут мелодической функции, но в которых проявляется гармоническое начало.
То, какое место может иметь мелодия в музыкальном целом, будет рассмотрено в главе, посвященной музыкальной фактуре.
Глава XI. ФАКТУРА § 101. Определение. Одноголосная фактура Музыкальный термин фактура* [От лат. factura — обработка, изготовление, творение, создание, произведение] означает музыкальное изложение, то, как «сделана» музыка. Рассматривая тот или иной вид фактуры, мы рассматриваем музыкальное произведение с точки зрения образующих его голосов и их роли в целом. Самый простой вид фактуры — одноголосие или монодия (от греч. monos — один и ode—пение). Монодия и представляет собой одноголосную мелодию, не сопровождаемую чем-либо Одноголосное изложение часто встречается в народной музыке, в произведениях для инструментов solo (например, в сонатах для скрипки solo Баха), а также может входить в крупные оперные или симфонические произведения в качестве фактуры одного из разделов, например вступлений: 309 Н. Р. -Корсаков. Оп. «Золотой петушок»
Разновидностью монодийной фактуры является дублированное одноголосие: 310 Allegro moderato Ф. Шуберт. Симфония h-moll, ч. I
Дублированное одноголосие, если дублировка производится не в октаву, как в данном примере, а в какой-либо другой интервал (например, в терцию, сексту), служит переходным типом фактуры и находится как бы между одно- и многоголосием: 311 Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог
В музыке конца XIX и XX веков можно встретить и более сложные дублировки, представляющие собой своего рода расщепленное (раздвоенное, растроенное и т. д. ) одноголосие, когда мелодическая линия дублируется, например, трезвучиями (см. пример 312), септаккордами и даже нонаккордами (см. пример 313), а также другими созвучиями, в том числе и нетерцового строения.
В этих случаях образуется как бы «утолщенная» мелодическая линия, окрашенная колоритом тех аккордов, которые принимают участие в дублировке. По отношению к таким дублировкам иногда применяют термин — «ленточное голосоведение».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|