Виды дислексий и их характеристика.
Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений
Выполнил: Слушатель Левицкая О.А. Преподаватель: Елецкая Ольга Вячеславовна
г. Пермь 2012-2016 Уральский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Задание 1. Возможные причины дислексии у ребенка: · Патологии внутриутробного развития. · Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты. · Поражение ЦНС у малыша. · Генетическая наследственность. · Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга, шоковые ситуации в детском возрасте(напр.потеря родных). · Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка. Задание 2. Виды дисграфии и их характеристика
Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил. Соотношение дисграфических и грамматических ошибок. Патологической «подкладкой», играющей роль самой настоящей «базы» для появления огромного числа грамматических ошибок, являются, по сути, все виды дисграфии. Они как бы заранее программируют невозможность усвоения в дальнейшем большинства грамматических правил. АКУСТИЧЕСКАЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ При анализе эти два вида можно объединить, т. к. на письме оба они проявляются в заменах одних и тех же букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.
Вывод: на фоне акустической и артикуляторно-акустической дисграфии не усваиваются правила на правописание окончаний глаголов неопределенной формы и 3-го лица единственного и множественного числа, а также на правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции.
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА РЕЧЕВОГО ПОТОКА
Вывод: на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока дети испытывают трудности при усвоении правил: АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ При этой форме дисграфии разграничить эти два вида ошибок практически невозможно, поскольку они являются и грамматическими, и дисграфическими. Разница здесь только в самом подходе к ним, к их оценке. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Трудности в усвоении смыслового значения пространственных предлогов и глагольных приставок с «пространственным значением. Задание 3. Виды дислексий и их характеристика. Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. (твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески). В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции (т. е. смыслоразличительная функция у говорящих детей сформирована). У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза. С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы. Пер в а я ф о р м а — нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), ко-трое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах шуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш и т. д.). Втор а я ф о р м а — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.
При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: нобуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка — «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»); в перестановках звуков (утка — «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата —«лата», «лотапа»). Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. И после прочтения слова но слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностыо представлений о синтаксических связях внутри предложения. Разделение слова на слоги в процессе чтения одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематическою и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь. Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам {де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).
Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка»—«кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все»— «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел»—«влетал», «видит»—«видел»). Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.
проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3---5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквен-ными обозначениями.
проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами, так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве. Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти.
Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей В основе лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения иктильно сходных букв, состоящих из одинакового количества ючек, точек, расположенных зеркально (е — и, ж — х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, о л, л — к).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|