Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды дислексий и их характеристика.

Нарушения письменной речи: определения, причины возникновения, механизмы нарушений

 

Выполнил:

Слушатель Левицкая О.А.

Преподаватель:

Елецкая Ольга Вячеславовна

 

 

г. Пермь

2012-2016 Уральский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки

Задание 1.

Возможные причины дислексии у ребенка:

· Патологии внутриутробного развития.

· Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.

· Поражение ЦНС у малыша.

· Генетическая наследственность.

· Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга, шоковые ситуации в детском возрасте(напр.потеря родных).

· Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

Задание 2.

Виды дисграфии и их характеристика

  Вид дисграфии Чем обусловлена Ошибки Пути коррекции
  Акустическая   Нарушение фонемного распознавания (трудности слуховой дифференциации звуков речи) наВухли (набухли) холоНна (холодная) запиЧат (запищат) дИти (дети)   Работа над дифференциацией звуков
  Артикуляторно-акустическая   Дефекты Звукопроизношения (прежде всего, полные звуковые замены) коЛа(кора) каСка (кашка) Шётки(щётки) Светы (цветы)   «Постановка» звука, автоматизация, дифференциация от ранее заменяемого звука
  На почве несформированности анализа и синтезаречевого потока Затруднение в определении количества и последовательности звуков в слове до м (дом) катн (картина) кги (книги) дикант (диктант) Упражнения в звуковом и слоговом анализе и синтезе слов
  Оптическая     Недоразвитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза птиЩы (птицы) (недоучет кол-ва одинак. элементов букв) пиШа (пища) (недоучет доп. элемента) лИна (луна) (смешение надстрочных и подстрочных элементов)     Устранение недоразвития зрительно-пространственной сферы
  Аграмматическая Несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования на столу под кроватей стулов он сделала Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования



Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися грамматических правил. Соотношение дисграфических и грамматических ошибок.

Патологической «подкладкой», играющей роль самой настоящей «базы» для появления огромного числа грамматических ошибок, являются, по сути, все виды дисграфии. Они как бы заранее программируют невозможность усвоения в дальнейшем большинства грамматических правил.

АКУСТИЧЕСКАЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

При анализе эти два вида можно объединить, т. к. на письме оба они проявляются в заменах одних и тех же букв, соответствующих акустически и артикуляторно близким звукам.

Группы согласных Дисграфические ошибки Грамматические ошибки
    Глухие - звонкие Бодберезовики (подберезовики) поГазались (показались) интереЗуют (интересуют) беспробуТная (беспробудная) мороС(мороз) береСка (березка) ноШ(нож) ёЖ(ёж) доШТь (дождь)
Мягкие - твердые потихоНку (потихоньку) тропиНЬка (тропинка) подберёзовОки (подбкрёзовики) одеваТся (одеваться) одеваеТЬся (одевается)
Свистящие - нипящие запиСат (запищат) яШики (ящики)   -
Р – Л - Й каЛтина (картина) -

 

Вывод: на фоне акустической и артикуляторно-акустической дисграфии не усваиваются правила на правописание окончаний глаголов неопределенной формы и 3-го лица единственного и множественного числа, а также на правописание звонких и глухих согласных, находящихся в слабой фонетической позиции.

 

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА РЕЧЕВОГО ПОТОКА

 

Дисграфические ошибки Грамматические ошибки
веБРа (верба) карАТАтина (картина) Детииграли на лугу. мо локо Дети играли налугу. при летела на столе лежит тетрадь

 

Вывод: на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока дети испытывают трудности при усвоении правил:
- слитное и раздельное написание приставок и предлогов;
- перенос слов с одной строки на другую;
- оформление границ предложения;
- раздельное написание слогов в слове.

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

При этой форме дисграфии разграничить эти два вида ошибок практически невозможно, поскольку они являются и грамматическими, и дисграфическими. Разница здесь только в самом подходе к ним, к их оценке.

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Трудности в усвоении смыслового значения пространственных предлогов и глагольных приставок с «пространственным значением.
(Птица пролетают весной. Лодка уплывает к берегу.)

Задание 3.

Виды дислексий и их характеристика.

Фонематическая дислексия

связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каж­дая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. (твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески).

В процессе формирования устной речи у детей опора на семанти­ку является одним из основных условий развития речевой функции (т. е. смыслоразличительная функция у говорящих детей сформи­рована).

У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фоне­матического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематиче­ской системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Пер в а я ф о р м а — нарушение чтения, связанное с недораз­витием фонематического восприятия (дифференциации фонем), ко-трое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах шуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, дт, сш, жш и т. д.).

Втор а я ф о р м а — нарушение чтения, обусловленное недо­развитием функции фонематического анализа.

При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: нобуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в про­пусках согласных при стечении (марка — «мара»); во вставках глас­ных между согласными при их стечении (пасла — «пасала»); в пере­становках звуков (утка — «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата —«лата», «лотапа»).

Семантическая дислексия

проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. И после прочтения слова но слогам дети не могут показать соответ­ствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предло­жений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факто­рами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностыо представлений о синтаксических связях внут­ри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематическою и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезиро­вать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении сле­дующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложе­ния, предъявленные по слогам {де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения

Аграмматическая дислексия

обусловлена недоразвитием грам­матического строя речи, морфологических и синтаксических обоб­щений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падеж­ных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у то­варищах», «кошка»—«кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка инте­ресное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все»— «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоиме­ний («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промча­лась»), а также формы времени и вида («влетел»—«влетал», «ви­дит»—«видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетиче­ской ступени формирования навыка чтения.


Мнестическая дислексия

проявляется в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в опре­деленной последовательности ряд из 3---5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации меж­ду зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквен-ными обозначениями.


Оптическая дислексия

проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв и их взаимных заменах. Сме­шиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополни­тельными элементами, так и состоящие из одинако­вых элементов, но различно расположенные в пространстве. Данная дислексия связана с нерасчленен­ностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-простран­ственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмеча­ются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти.
В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются ли­нии по сравнению с образцом.
Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другой, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы.
Для некоторых детей с оптической дислексией буква является ложным оптическим образованием, анализ которого на составляю­щие элементы затруднен. Отмечаются затруднения в определении пространственных соот­ношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена тема тела.
При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербаль­ной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

Тактильная дислексия

наблюдается у слепых детей В основе лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения иктильно сходных букв, состоящих из одинакового количества ючек, точек, расположенных зеркально и, жх), располо­женных выше или ниже или отличающихся одной точкой — б, о л, лк).
У слепых детей с тактильной дислексией имеются нарушения
схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.
Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую
Букву изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналитическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за
поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.
отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...