Состав административного правонарушения
Тема 10: Административное правонарушение. 1. Административное правонарушение как основание административной ответственности. 2. Состав административного правонарушения:
– 1 – Административное правонарушение как основание административной ответственности Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность. Признаки административного правонарушения: 1. Общественная опасность (вредность - Д.Н. Бахрах). Уголовный кодекс закрепил, что антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными. Это можно сравнить с простудой, она всегда вредна, но не всегда опасна для здоровья. 2. Административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьей Особенной части КоАП РФ или соответствующего закона субъекта РФ. 3. Это деяние, т. е. Сознательное, волевое действие или бездействие одного или нескольких человек. 4. Это деяние, совершенное физическим или юридическим лицом. 5. Виновность, т. е. Это деяние сознательное, волевое, совершено умышленно или неосторожно. 6. Наказуемость, т.е. возможность применения административных взысканий. Деяние не может быть одновременно преступлением и проступком. И старый, и новый законы закрепляют приоритет уголовной ответственности; если деяние содержит признаки и преступления, и административного правонарушения, то виновного следует привлечь к уголовной ответственности.
– 2 – Состав административного правонарушения Под составом административных правонарушений понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением. В ст. 24.5 КоАП РФ четко сказано, что отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по такому делу. Таким образом, реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все названные нормой признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом. Всякое целесообразное деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания, объективных и субъективных моментов. В проступке также имеются четыре части (стороны): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Соответственно состав административного правонарушения есть ни что иное, как совокупность четырех сторон (элементов): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава.
Объектом административного проступка являются общественные отношения. Определенные деяния потому признаются антиобщественными и запрещаются под угрозой применения административных взысканий, поскольку они причиняют вред существующим общественным отношениям. Объектом административного проступка считается не всякое, а лишь такое общественное отношение, которое охраняется административным взысканием. Объекты подразделяются на общие, родовые и видовые. Общим объектом административных проступков признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права и охраняются административными взысканиями.
Родовым объектом проступков признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть | взята отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения (например, отношения в сельском хозяйстве, в таможенном деле, на транспорте и т. д.) Видовой объект — разновидность родового, специфическая группа общественных отношений. Видовой объект широко используется законодателем, который установил административную ответственность, например, за нарушение правил паспортной системы, рынка ценных бумаг, оборота оружия. Законодательство в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства как элемент конкретного общественного отношения (телефон-автомат, домашнее животное и т. д.). Объективная сторона проступка — это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который определяет само деяние (хищение, торговля, хранение, уклонение и т. п.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие. Деяния бывают неоднократными, систематическими, длящимися и др. Большое значение для административной ответственности имеют особенности неправомерного поведения в длящихся и продолжаемых проступках. Длящимся проступком следует признать действие или бездействие, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. В основе длящегося нарушения лежит не выполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить обусловленное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. (например, сокрытие прибыли, неявка в военкомат, проживание без регистрации и т. д.). Продолжаемые проступки состоят из ряда тождественных неправомерных деяний, направленных к единой цели и составляющих в своей совокупности единый проступок (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и др.). Продолжаемый проступок — это несколько действий, каждое из которых является проступком, но, как правило, все они объединены единым умыслом, а зачастую и совершаются в одном месте, с использованием одних и тех же средств.
Вокруг деяния группируются иные признаки объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, аэродром, грузовой двор, пригородный поезд, крыша вагона и др.). и времени (ночное, запрещенное и т. п.). Субъектом проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. В состав не входит, а состав включаются признаки, которые характеризуют исполнителя неправомерного деяния. По действующему законодательству субъектами административных нарушений признаются: - юридические лица; - индивидуальные субъекты: граждане и лица, обладающие специальным административно-правовым статусом (водители, работники организаций, должностные лица, лица, ранее привлекавшиеся к ответственности, и др.). Все признаки индивидуального субъекта можно поделить на две группы: общие и специальные. Общими признаются такие, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности. Их два: достижение 16-летнего возраста и вменяемость. Специальные признаки можно поделить на группы, отражающие: 1) особенности труда, служебного положения (должностное лицо, капитал, работник предприятия торговли, водитель и др.); 2) прошлое противоправное поведение; 3) признаки соучастия 4) иные особенности правового статуса граждан (военнообязанный, иностранец и др.). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, значит, к ответственности по ней может привлекаться любой, кто обладает общими признаками субъекта.
Субъективная сторона проступка — это совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному. Ее ядром является вина, которая может существовать в форме умысла или неосторожности. Чаще всего иных признаков субъективной стороны законодатель не называет. В ряде статей называется и форма вины (ст. 19.16 и др.). Хотя признак формы вины прямо редко включается в составы, очевидно, что некоторые деяния могут быть совершены лишь умышленно. Например, мелкое хищение, сокрытие от таможенного контроля товаров, проституция. Конструктивным признаком ряда составов является цель. Следовательно, косвенно законодатель ввел в составы такой признак, как умысел, преднамеренность действий, направленных на достижение названных в статьях целей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|