Материал предоставлен журналом современный детский САД, №5 за 2010 год.
Автор статьи — Татьяна Владимировна Базилева, заведующая ГОУ детским садом комбинированного вида № 772 САО г. Москвы. В статье описан практический опыт работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в частности с событиями Великой Отечественной войны. Деловая игра, сценарий которой приведен в качестве примера, была представлена в ходе проведения мастер-класса Мишиной Ольгой Юрьевной в рамках конкурса «Воспитатель года Москвы–2010». Деловая игра, приуроченная к 9 мая в детском саду, предназначается для педагогов дошкольного учреждения. Большое значение в детском саду придается героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Гордостью нашего дошкольного учреждения является мини-музей «Боевая слава», который был создан по инициативе воспитателей одной из групп детского сада. Вначале это была небольшая экспозиция по патриотическому воспитанию. Работа заинтересовала весь коллектив, появились новые экспонаты, которые составили мини-музей. В течение 2009–2010 учебного года он пополнился экспозициями: «Герои рядом с нами», «65-летие Великой Победы». Их цель – сохранить память о великом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, вселить уважение в души детей, которые только еще начинают жить и которым предстоит взять на себя заботу о завтрашнем дне Отчизны. Подготовка к созданию мини-музея Боевой Славы включала: · сбор информации, статей, иллюстраций, газетной и книжной продукции, фотоматериалов, предметов солдатского обихода, элементов военной формы; · встречи с ветеранами, тружениками тыла – жителями района Головино;
· изучение материалов о жизни и деятельности ветеранов района Головино; · операцию «Забота» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда, концерт для ветеранов, изготовление детьми и взрослыми подарков для них); · работу по созданию «Книги Памяти» (совместная с семьями воспитанников проектная деятельность, включающая запись воспоминаний ветеранов и детей войны, сбор иллюстративных материалов, фотографий, писем с фронта); · организацию и участие в викторинах, в проектной, исследовательской, экскурсионной деятельности; · взаимодействие с общественными, государственными учреждениями, участие в районных, городских конкурсах, посвященных 65-летию Великой Победы. Воспитатели разработали занятия в детском саду по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с решающими событиями Великой Отечественной войны: · 7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве (1941 г.); · 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.); · 27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944 г.); · 9 Мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 г.). С детьми старшего дошкольного возраста осуществлялась экскурсионная работа: · по памятным улицам и местам Головино (сентябрь – октябрь); · в музей Вооруженных Сил (февраль); · в музей истории Москвы (апрель). Мы полагаем, что наш музей является результатом поисково-исследовательской деятельности детей и взрослых, средством творческого самовыражения его создателей, формой диалога поколений. Экспонаты музея, материалы книги памяти мы широко используем в своей работе. По страницам Великой Победы (Деловая игра с педагогами детского сада) Детство есть та великая пора жизни, когда закладывается основание всему будущему нравственному человеку.
Н.В. Шелгунов, русский философ, публицист, педагог Цель игры в детском саду: формировать у педагогов потребность в получении исторических знаний, интерес к проблемам патриотического воспитания дошкольников. Ход игры в детском саду Ведущий: — Патриотизм надо прививать с раннего детства, пробудить у ребенка чувство любви к Родине, народу, природе России, зажечь искорку любви и интереса к жизни людей в разное историческое время. Важно, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру. Много лет прошло после победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и вот уже в мае исполняется 65 лет со дня Великой Победы. Люди, которые встали на защиту Родины, дали нам возможность жить и быть счастливыми. Мы обязаны помнить о тех, кто, не щадя себя, сражался за Отечество, за мир во всем мире. — Наша задача – пополнить свои знания о Великой Отечественной войне, чтобы затем поделиться ими с нашими воспитанниками. Ведущий предлагает участникам разделиться на две команды, каждая из которых получает конверт, в нем находятся 9 мая в детском саду: задание 1 — Придумайте девиз вашей команды в соответствии с эмблемой. В нем должен чувствоваться ваш боевой настрой, великий русский композитор П.И. Чайковский говорил: «Могущество страны не только в материальном богатстве, но и в духе народа». 9 мая в детском саду: задание 2 – Назовите пословицы о храбрости и героизме. Команды по очереди называют пословицы. Примеры пословиц: · Смелость города берет. · Тот герой, кто за Родину горой. · Храбрый побеждает, трус погибает. · За правое дело стой смело! · Один за всех, все за одного! · Сам погибай, а товарища выручай! · С родной земли – умри, не сходи! · Жить – Родине служить! · Не тот герой, кто награду ждет, а тот · Бой не опасен, если ты мужеством · Кто смел да стоек, тот десятка стоит. · Тяжело в ученье, легко в бою. · Где смелость – там победа. · Мужественно биться – победы до- · Кто Родине изменяет – тот народ · За край родной насмерть стой! 9 мая в детском саду: задание 3
— Разгадайте кроссворд. Для одной команды – кроссворд 1, для второй – кроссворд 2.
1. Как называется награда, посвященная 850-летию Москвы? (Медаль.) 2. Прозвище основателя Москвы князя Юрия. (Долгорукий.) 3. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал Победы. (Жуков.) 4. В каком городе находится известная крепость-герой, принявшая на себя первый удар немецких захватчиков? (Брест.) 5. Место службы пограничников. (Застава.) 6. Имя царя – основателя Санкт-Петербурга. (Петр.) 7. Предки русских людей. (Славяне.) 8. Человек, любящий свою Родину. (Патриот.) Зашифрованное слово: «МУЖЕСТВО». 1. Фамилия летчика, Героя Советского Союза, совершившего первый воздушный таран. (Гастелло.) 2. Сооружение для защиты жителей от врагов. (Крепость.) 3. Могучий, самый сильный воин в Древней Руси. (Богатырь.) 4. Внезапное, быстрое наступление. (Прорыв.) 5. Программа патриотического воспитания М.Ю. Новицкой. («Наследие».) 6. Что в мае 1945 года водрузили над рейхстагом? (Знамя.) 7. Знак отличия различных родов войск. (Эмблема.) Зашифрованное слово: «ГЕРОИЗМ». 9 мая в детском саду: задание 4 Конкурс капитанов. Нужно ответить за одну минуту на возможно большее количество вопросов. 1. Высшая военная награда. (Орден.) 2. Человек, несущий знамя. (Знаменосец.) 3. Воинское звание Г.К. Жукова. (Маршал.) 4. «Имя твое не известно, подвиг твой бессмертен», – на каком памятнике, посвященном защитникам Отечества, можно прочитать эти слова? (Могила Неизвестного Солдата.) 5. «Есть такая профессия – Родину защищать», – из какого фильма это высказывание? («Офицеры».) 6. 7 Ноября 1941 года в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Куда сразу же отправились его участники? (На фронт.) 7. Рядовой воин русской армии. (Солдат.) 8. Народный герой, описанный в поэме А. Твардовского. (Теркин.) 9. Автор пословицы «Тяжело в учении – легко в бою». (А.В. Суворов.) 10. Город, за который мужественно сражались моряки Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны. 9 мая в детском саду: задание 5 — Продолжите фразу: «Я горжусь героическим прошлым России и ее славными защитниками Отечества, потому что…».
9 мая в детском саду: задание 6 — Назовите известные художественные произведения о Великой Отечественной войне, с которыми вы знакомите детей. Команды по очереди называют произведения и их авторов. Примерные ответы: · Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники». · С. Баруздин «Рассказы о войне», «Шел по улице солдат», «Твои защитники». · Е. Благинина «Шинель». · С. Михалков «День Победы», «Мы – военные». · В. Карасева «Хлебные крошки». · А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка». · Т. Тургенев «Советский воин», «Победой кончилась война». · А. Гайдар «Война и дети». · А. Митяев «Почему армия родная». 9 мая в детском саду: задание 7 Музыкальный конкурс «Песни военных лет». — В минуты радости и невзгод бойцам помогала песня, и сейчас я вам предлагаю вспомнить песни военных лет. Звучат отрывки из песен. 9 мая в детском саду: задание 8 — Вспомните призывы на плакатах времен войны. Не только песни поднимали боевой дух народа, но также и военные плакаты. Вниманию участников деловой игры предлагают слайды с изображением плакатов без надписей. Нужно вспомнить Заключительная часть игры в детском саду — В те далекие годы шла война, но жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт Ведущий читает письмо с фронта из «Книги памяти», имеющейся в детском саду, под музыкальное сопровождение: — Витя, милый мой, здравствуй, я не могу поверить в то, что ты написал. Милый, ты знаешь, каждый день в наш госпиталь поступает по 100–200 человек. Мы делаем очень много операций. Я даже не могу представить количество пуль, которые мы извлекли из солдат. Витенька, береги себя. Я ежедневно вижу в операционной слезы, которые катятся из глаз военных, слышу крики солдат. Операции делаем без наркоза, поскольку лекарство давно закончилось. Когда я подаю врачу инструменты, я прошу Бога о том, чтобы ты никогда не попал в такую ситуацию. Витя, пойми, я Затем ведущий произносит слова благодарности всем защитникам нашей Родины, всем ветеранам Великой Отечественной войны за мирное небо над головой.
— Солнце Родины любимой Т. Коломиец В конце участникам деловой игры раздают текст песни А. Филиппенко на слова Д. Чибисова «Вечный огонь», которую они поют все вместе. Материал предоставлен журналом СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД, №5 за 2010 год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|