Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Социальная помощь - это комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способностей и социального функционирования. Социальная помощь проявляется в следующем: § периодических и единовременных доплатах к пенсиям и пособиям; § долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями. Социально-педагогическая деятельность при поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на различных возрастных этапах в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Такая деятельность имеет междисциплинарный характер, осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая роль принадлежит социальным педагогам. Структура современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер, представленный следующим образом. § Государственный сектор - учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств (Министерство труда и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.).
§ Муниципальный сектор - учреждения, предприятия, службы органов регионального и местного управления. § Негосударственный сектор - учреждения, предприятия и службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями. Основное положение современной системы социально-педагогической помощи - утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. В настоящее время социально-педагогическая деятельность тормозится отсутствием статистической информации о лицах с ограниченными возможностями. Социальный педагог взаимодействует с представителями всех социальных институтов, педагогами, врачами, психологами, с родителями и другими заинтересованными лицами. Содержание работы социального педагога включает следующие направления: § формирование гуманных отношений в социуме; § содействие саморазвитию личности ребенка; § оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников; § направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения; § устранение личных и социальных проблем учащихся; § выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях; § организация правового просвещения; § представление интересов учащихся от имени учреждения в органах милиции или в суде; § сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами, другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы детей; § патронаж детей, нуждающихся в социальной, медицинской помощи. В организации социально-педагогической помощи инновационными учреждениями являются комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-педагогические центры.
В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями: § дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью; § детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями; § специальные технические училища; § дома-интернаты для престарелых и инвалидов; § психоневрологические интернаты. Выделим основные направления развития сферы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России. 1. Развитие государственной общественной системы социально-педагогической помощи. 2. Совершенствование процесса социального воспитания как в самой специальной школе, так и за рамками школьного возраста, т. е. после окончания школы. 3. Воздействие новых межведомственных учреждений (ПМПК, реабилитационные учреждения). 4. Организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики. 5. Переориентация организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников. Главная линия государственной социальной помощи в области социальной педагогики лицам с ограниченными возможностями в России - перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на указание прямых социальных условий. Право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью определено в Конституции РФ, а также в Федеральном законе «О защите инвалидов РФ» в 1995 году. Этими законами определена деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. Статьями закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной работоспособностью. Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс мер (медицинских, педагогических, психологических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление или формирование способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе и профессионально-трудовых.
В рамках индивидуальной программы реабилитации просматривается профессиональная ориентация человека с учетом возможностей его трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации является рекомендательной и включает в себя как бесплатную часть, так и платную (в составе служб занятости и др.). Первая группа инвалидности приписывается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствием травмы или дефектом развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены: § способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве; § способность к общению и контроль над своими действиями. Ко второй группе инвалидности относятся те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травмирующих дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности, передвижения. Для детей такое сочетание не требуется. Третья группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению жизнедеятельности. Инвалиды второй и третьей групп могут обучаться и трудиться. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе, несмотря на зависимость содержания и метода профориентационной работы от характера и степени тяжести нарушения. Существуют общие закономерности в организации такой работы. Для выявления внешних и внутренних факторов, от которых зависит способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности, необходимо:
1) установить характер и степень выраженности нарушений различных систем организма, индивидуальных и психофизиологических особенностей; 2) определить доступные для подростков или взрослых виды труда; 3) выявить его личные интересы и склонности в деятельности или профессии; 4) выявить, какова умственная и физическая трудоспособность; 5) определить состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер; 6) установить, насколько развита речь и коммуникативные навыки, значимые для профессионального развития. Для взрослого человека важно определить характер изменений психологического и социального статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития. Осознание наличия нарушения развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации и ограничению общения с окружающими. Негативные стереотипы социального взаимодействия определяются при общении сверстниками или взрослыми, подчеркивающими неполноценность человека с ограниченными возможностями. Выбор профессии в школьном возрасте должен проводиться особенно квалифицированно, и существует система вакансий для учащихся. В зависимости от характера и степени тяжести нарушения, человек с ограниченной трудоспособностью может получить различные виды профессионального образования: от начального до высшего профессионального. При наличии интеллектуальной нормы лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные возможности обучения в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях. Контрольные вопросы 1. Почему знание понятийного аппарата науки важно для педагога, психолога? 2. Перечислите основные категории специальной педагогики. 3. Перечислите основные категории специальной психологии. 4. В чем особенности формирования понятийного аппарата данных наук? 5. Объясните психологическую сущность компенсаторных процессов. 6. В чем заключаются особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии?
* * * * * * * * * *
Лекция 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|