Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности окраски полов.




ПЛАН КОНСПЕКТ.

ОКРАСКА ВНУТРЕННИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НЕВОДНЫМИ СОСТАВАМИ

Общие сведения

Неводными составами — масляными, лаковыми, эмалевыми — поверхно­сти окрашивают в защитных и декоративных целях. Когда главным яв­ляется защитное назначение покрытия, применяют составы, образующие глянцевые пленки. При образовании глянцевых пленок пигменты погру­жаются в толщу окрасочного покрытия, а поверх пигментов находится сплошной слой связующего, зеркально отражающий свет.

При декоративной окраске поверхностей внутри здания применяют ма­товые покрытия, которые смягчают цветовые тона окраски, делают менее заметными дефекты штукатурки, бетона, древесины.

Неводными составами отделывают помещения, к которым предъявля­ются повышенные гигиенические требования и в которых окраска должна быть механически прочной (кухни, общественные столовые, прачечные, операционные комнаты, магазины, коридоры общественных учреждений). Их наносят только на сухие поверхности тонким ровным слоем за два-три раза, причем каждый слой перед нанесением последующего должен пол­ностью высохнуть.

В толстом слое под верхней пленкой остается жидкий слой и на окраши­ваемой поверхности образуются шероховатость, морщины и трещины.

Для повышения укрывистости в неводные составы вводят растворители (например, скипидар).

Число и последовательность операций по подготовке, обработке и окра­шиванию внутренних поверхностей неводными составами зависят от вида поверхности, типа окрасочного состава и категории окрасочных работ.

 


Масляные составы

 

Масляные краски (ГОСТ 1503—71) широко применяют в капитальном строительстве и при ремонтных работах. В качестве связующего для мас­ляных красок используют натуральную, уплотненную или модифицированную

 

алкидными смолами олифу. Покрытия масляной краской позволяют создать не только декоративную поверхность, но и предохранить конструкции (например, столярные изделия, металлоконструкции, трубопроводы) от ув­лажнения и коррозии.

Масляные краски поступают на строительные объекты густотертыми или готовыми к употреблению. Густотертые краски разбавляют олифой или эмульсионным разбавителем до малярной вязкости в централизованных краскозаготовительных мастерских или непосредственно на строительных

объектах.

В качестве грунтовки под масляную краску применяют масляный колер (на натуральной олифе), разжиженный олифой до необходимой вязкости, или олифу-оксоль, которая является заменителем натуральной олифы и состоит из оксиполимеризованного высыхающего растительного масла с последующим добавлением в него растворителя.

Натуральная олифа почти полностью состоит из ценного пищевого растительного масла, поэтому выпуск ее ограничен. В качестве заменителя натуральной олифы применяют также искусственную глифталевую олифу, которая представляет собой продукт взаимодействия полувысыхающего рас­тительного масла, глицерина и фталевого ангидрида с добавлением сик­катива.

Для внутренних работ в качестве грунтовки под масляные краски до­пускается использовать масляный колер, разжиженный маеляно-эмульсион­ным разбавителем до определенной вязкости.

Для защиты строительных конструкций и элементов от увлажнения и коррозии применяют обычные масляные или мае ляно -алкидные краски, которые создают плотную глянцевую поверхность. Стены отделывают мато­выми колерами, которые готовят либо централизованно, либо в приобъектной мастерской по заданным архитектором эталонам из густотертых обычных красок с добавлением уайт-спирита и хозяйственного мыла. Указанные добавки несколько снижают прочность красочной пленки, поэтому ее нельзя мыть и протирать влажными тряпками. Стены, окрашенные матовыми коле­рами, очищают сухими щетками или пылесосами.

Матовые колеры готовят в соответствии с образцами утвержденных выкрасок, что требует постоянной корректировки рецептуры в зависимости от цвета и оттенка поставляемой продукции. Отклонения от утвержденных выкрасок согласовывают с архитектором.

Для обеспечения прочности матового покрытия применяют густотертые краски, затертые на олифе, содержащей не менее 70% масла. Используе­мые для изготовления матового колера материалы подвергают лаборатор­ному контролю качества.

В табл. 10 приведены составы матовых масляных колеров. Приготовление матовых колеров начинают с приготовления мыльного раствора: мыло нарезают стружкой, растворяют в горячей воде (темпе­ратура 70—80°С) в количестве, указанном в рецепте.

Полученный состав заливают в смеситель, туда же вливают при

переме­шивании уайт-спирит в количестве, которое соответствует нижнему пределу, указанному в рецептуре. Затем добавляют необходимое количество густотер­тых красок и все это перемешивают до получения однородной массы. Готовый колер доводят до заданной вязкости добавлением уайт-спирита.Примечание. Для всех рецептур- мыло хозяйственное 40%-ное — 0,5; вода — 5; уайт-спирит — 10—25%. Содержание уайт-спирита в колере зависит от исходной вязкости густотертых красок и от способа (ручного или механизированного) нанесения готового колера.

Матовый колер хранят в герметической таре вместимостью 50 кг в закры­тых складах при температуре не ниже Ч-5°С с соблюдением требований, предъявляемых к легковоспламеняющимся материалам. Каждую партию ма­тового колера и грунта к нему снабжают паспортом и выкраской.

 

Матовые колеры должны иметь следующие физико-механические пока­затели:

Степень матовости покрытия, выраженную показателем

блеска по фотоэлектрическому блескомеру ФБ-2.... О

Прочность покрытия, выраженная степенью смываемое™,

г/м2 (не более)........................................................................... 1

Вязкость краски по ВЗ-4 для нанесения с помощью:

валика....................................................................... 110—140

УБРХ-1М................................................................... 40—60

Степень перетира, мкм, для нанесения с помощью:

валика................................................................................. 30

УБРХ-1М......................................................................... 10

Продолжительность высыхания, ч:

от пыли..................................................................................... 6

полное................................................................................ 24

Матовость поверхности не подлежит числовому измерению. Для опре­деления степени матовости или глянцевости пользуются прибором блеско мером. Принцип работы прибора заключается в следующем. Луч света проходит через линзу прибора и падает на окрашенную поверхность, отража­ется от нее и его отклонение изображается на шкале прибора. Величина отклонения луча характеризует отражающую способность поверхности. Чем больше отраженных лучей попадает в измерительное устройство (отверстие), тем более гладкая и глянцевая окрашенная поверхность, и наоборот.

Перед окраской матовым колером очищают от пыли и грязи поверх­ность, а затем для создания прочной пленки, как правило, покрывают олифой-оксоль вручную кистями или валиками. В олифу добавляют неболь­шое количество пигмента (5—10%) под цвет масляного колера, чтобы в процессе проолифки были лучше заметны пропуски на поверхности и их сразу можно было ликвидировать. Олифа-оксоль в сухую солнечную погоду просыхает не менее чем за 24 ч. При нанесении окрасочного состава или шпатлевки на непросохшую пленку образуются пузыри и покрытие шелу­шится. В этом случае частично выправляют дефектные места, для чего их олифят, шпатлюют, шлифуют пемзой или стеклянной шкуркой и вторично олифят.

Затем выполняют сплошную шпатлевку для выравнивания поверхности шпателями со сменными рабочими полосами из пластмассы или резиновыми полутерками. Наилучшее качество поверхности под масляную окраску полу­чают при шпатлевании «на сдир», при котором шпатлевкой заполняют поры, не образуя шпатлевочного слоя.

В заключение огрунтовывают поверхность разведенной в олифе-оксоль (85—90%) густотертой масляной краской (10—15%), тонированной под цвет матового колера. Грунтовку наносят краскораспылителем или маляр­ным валиком с поролоновым или меховым чехлом равномерным слоем без потеков и пропусков. Для синтетических шпатлевок проолифки поверхностей не требуется.

 

 

Масляные краски на неболь­шие ровные участки стен нано­сят маховыми кистями, меховыми валиками. Окон­ные переплеты и металлические решетчатые конструкции окра­шивают кистями-ручниками, большие поверхности — краско­распылителями.

При применении краскорас­пылителей — производитель­ность 400—500 м2/ч. Недоста­ток использования краскораспы­лителей — туманообразование в зоне работы маляра. Для уменьшения туманообразования головку краскораспылителя сна­бжают защитной воздушной ру­башкой. При окраске головку краскораспылителя держат на расстоянии 20—30 см от окрашиваемой поверхности, а струю краски направляют перпендикулярно ей. Окраску обычно производят вертикальными или горизонтальными по­лосами. Для получения равномерно окрашенной поверхности каждая последующая полоса должна перекрывать предыдущую на 3—4 см. Давление воздуха у краскораспылителя не должно превышать 0,4 МПа, так как при повышении давления увеличивается туманообразование, а следовательно, и расход краски. С целью уменьшения туманообразования целесообразно также применять краску повышенной вязкости, которую наносят беском­прессорными краскораспылителями или пневматическими, снабженными электронагревательным элементом, в которых окрасочный состав и воздух

нагреваются до 80°С.

Масляные краски, как правило, наносят за два раза. Интервал между нанесением первого и второго слоя 1—2 суток, которые требуются для полного высыхания первого слоя. При высоте помещений до 3 м краску наносят кистью или малярным валиком стоя на полу, а при нанесении краскораспылителем один из маляров работает на стремянке или под­мостях, а другой — на полу.

Наиболее распространенные дефекты на поверхности, окрашенной мас­ляной краской, причины их возникновения и способы устранения:

Пятна темные и ржавые. Прорастание различных смолистых и масляных пятен, не удаленных с поверхности. Поверхность штукатурки или бетона высушить, промыть 5%-ной соляной кислотой и закрыть двумя-тремя слоями шеллачного лака, слабое основание перетереть. Поверхностные пятна смол и масел удалить, соскабливая

и промывая щелочной водой.

Пятна различного цвета и непросыхающие. Окраска по свежей штукатурке, применение щелочного клейстера в шпатлевке вместо животного клея. Отскоблить краску, нейтрализовать щелочь слабым 5%-ным раствором соляной кислоты, про­мыть чистой водой, просушить, подготовить и окрасить доброкачественными ма­териалами.

Вспучивание краски и пузыри. Результат окраски по сырой поверхности. Соскоб­лить отслоившуюся краску, высушить, подготовить поверхность к окраске заново. Отслаивание верхнего слоя при окраске по ранее окрашенной поверхности. Ре­зультат окраски по загрязненной поверхности.Очистить поверхность пемзой, про­мыть мыльной, а затем чистой водой и окрасить вновь.

Сетки трещин на окрашенной поверхности. Неправильно произведено торцева­ние, окраска выполнена по недостаточно просохшему слою грунта. Прочистить по­верхность пемзой и шкуркой, проолифить, зашпатлевать и окрасить заново.

Жухлость. Поверхность сохранила тянущую способность, масло окраски впита­лось в плохо огрунтованную поверхность. Прочистить поверхность мелкой шкуркой и

окрасить.

Низкая укрывистость. Краска недостаточно укрывиста из-за применения лессиро-вочного пигмента; краска слишком жидкая; применена грунтовка не в цвет окраски.

Окрасить дополнительно.

Красочная пленка долго не сохнет. Применен задерживающий высыхание пиг­мент; в олифе имелись примеси минеральных масел. Растушевать с добавлением

сиккатива.

Сальная поверхность Недоброкачественная олифа. Промыть холодной несколько подкисленной водой с помощью чистой кисти или губки. В крайнем случае перекра­сить, применив доброкачественный материал.

Следы кисти. Не выполнено флейцевание или торцевание; применена слишком густая краска при недостаточном флейцевании Прочистить пемзой и шкуркой и

окрасить вновь.

Потеки. Жидкая краска, недостаточная растушевка; кисть обрезается на острых

ребрах. Прочистить пемзой и шкуркой и окрасить вновь.

Стыки в местах соединения захваток. Последовательная окраска нескольких за­хваток больших площадей скоросохнущей краской одним маляром. Окрасить одновре­менно 2—3 захватки по способу «кисть в кисть».

«Крокодиловая кожа» Окраска быстросохнущей краской по недостаточно высох­шей подготовке. Прочистить пемзой и шкуркой, проолифить, прошпатлевать и окра­сить вновь.

Пропуски, искривления, грубая фактура окраски Небрежность в работе Пере­красить


Лаки и эмали

Лаки представляют собой пленкообразующие растворы синтетических (глифталевые, пентафталевые, перхлорвиниловые) или натуральных (кани­фоль, янтарь, битум) смол с различными добавками или без них в органи­ческих летучих растворителях (например, скипидаре, уайт-спирите или соль­венте).

В малярных работах применяют масляно-смоляные и безмасляные синтетические лаки.

Масляно-смоляные лаки (ГОСТ 5470—75) выпускают двух марок: ПФ-283 и ГФ-166. Лаки предназначены для покрытий по масляным краскам, деревянным и металлическим поверхностям внутри помещений. Лак ГФ-166 можно использовать для окраски наружных поверхностей. Лаки наносят кистью, распылителем, а при необходимости получения тонкого слоя покрытия — с помощью марлевого тампона. Расход лака в среднем 180—200 г на 1 м2 покрытия, а срок высыхания при температуре 18—20°С составляет 24—48 ч.

Безмасляные синтетические лаки приготовляют из синте­тических смол. К ним относятся пентафталевые, алкидно-стирольные и пер­хлорвиниловые лаки.

Пентафталевый лак ПФ-170 (светло-коричневый) применяют для внут­ренних и наружных покрытий по масляной краске, дереву и металлу. В смеси с масляно-смоляными лаками марок 4,5 и 6 соответствующих тонов в массовом соотношении 60:40 (масляно-смоляной: пентафталевый) он образует прочное и износостойкое покрытие наливных поливинилаце-татных и окрашенных масляными красками полов. Такой лак высыхает в течение 2—3 суток, а его расход составляет 200 г на 1 м2 поверхности. Лак наносят валиком или краскораспылителем (рис. 88).

Алкидно^-стиральный лак МС-25 (светло-ко­ричневый) применяют для получения стойких внутренних противокоррозионных покрытий кон­струкций из бронзы, меди и алюминия, а также для атмосфероустойчивого покрытия по дереву. При температуре 18—20°С этот лак высыхает в течение

8 ч.

Перхлорвиниловые лаки представляют собой растворы перхлорвиниловой смолы или сополиме­ра перхлорвиниловой и винилиденхлоридной смол в органических растворителях. К ним относятся лаки ХСЛ (ГОСТ 7313—81Е) и ХС-76Д. Эти ла­ки бесцветные, высыхают при температуре 18— 23°С в течение 2 ч.

Лаками ХСЛ лакируют масляные покрытия с целью улучшения их антикоррозионных свойств, лаками ХС-76Д защищают строительные конструкции от воздействия агрессивных сред. Вследствие токсичности эти лаки применяют в помещениях, где люди не находятся продолжительное время. Расход лаков составляет около 350 г/м2.

Нитролаки НЦ-228 и НЦ-243 кислотного отвердения — матовые. Ими отделывают встроенную мебель. Покрытия из этих лаков отличаются по сравнению с другими марками нитролаков улучшенными физико-механиче­скими характеристиками, повышенной светостойкостью и стойкостью к сла­бым химическим реагентам и растворителям.

 

Эмали представляют собой суспензию пигмента в лаке. В строительстве применяют алкидные, пентафталевые, глифталевые, нитроглифталевые змали и нитроэмали. Эмалевые покрытия обладают прочностью, устойчивостью к влиянию окружающей среды, хорошим внешним видом, а также способно­стью высыхать при комнатной температуре в течение не более 1—2 с. Алкидные эмали представляют собой суспензию пигментов в глифтале-вом, пентафталевом, алкидностирольном и других алкидных лаках. Если необходимо ускорить твердение (пленки, в алкидные эмали добавляют до 5% уайт-спирита и сиккатива.

Широко применяют в строительстве пентафталевые и глифталевые эмали в смеси с масляными красками и битумными лаками. Они совместимы также со многими другими эмалями, изготовляемыми на основе поликонденса­ционных смол.

Пентафталевые эмали ПФ-115 и ПФ-1105 (ГОСТ 6465—76) применяют для ответственной наружной и внутренней окраски металла, дерева и штука­турки. Для огрунтовки дерева и штукатурки используют состав из 0,8 части пентафталевой эмали и растворителя", 1 части натуральной олифы. Эмали вязкостью по вискозиметру ВЗ-4 80—100 с наносят кистью, 40—50 с — краскораспылителем. До рабочей вязкости эмали разводят уайт-гпиритом или его смесью со скипидаром в соотношении 9:1. Продолжительность сушки эмали при тем­пературе 18—23°С не более 24 ч.

Нитроглифталевые эмали НЦ-132 применя­ют для окраски металла, дерева и штукатурки. Эмаль наносят кистью или валиком в два слоя (рис. 89). Наносить методом распыления вследствие их токсичности не рекомендуется.

Нитроэмаль НЦ-258 ^кислотного отвердения (разных цветов) предназначена для окраски встроенной мебели, древесноволокнистых и древесностружечных плит, предварительно за-шпатлеванных и отшлифованных.

Поставляют эмаль вязкостью 60—135 с, которую проверяют вискозиметром ВЗ-4 при температуре 20°С. До рабочей вязкости 22— 28 с эмаль разбавляют растворителем № 646 Наносят ее краскораспылителем в три слоя Толщина слоя 80—150 мкм. Продолжитель ность сушки при температуре 18—22°С не более часа.

риалами допускаются лица, предварительно изучившие инструкции по их применению и правила техники безопасности.


 

Особенности окраски полов.

Дощатые полы и полы из древесностружечных плит окрашивают в не­сколько слоев теми же масляными красками, которые применяют для окрас­ки стен. Полы окрашивают кистями, валиками (рис. 90), пневматическим ручным краскораспылителем (рис. 91) и специальным устройством.

Устройство для окраски полов состоит из наливного бачка вместимо­стью 1,6л; питателя, изготовленного из перфорированной трубки диаметром 14 мм с отверстиями диаметром 2, 3, 4 и 5 мм; металлического каркаса с двумя вращающимися поролоновыми валиками (питающим и рабочим); дере­вянной ручки диаметром 35 и длиной 1300 мм и металлического рычага, соединенного с конической заглушкой в днище бачка. Этим рычагом регули­руют подачу краски к валику.

Краска поступает из бачка (при открытом клапане) в перфорирован­ную трубку, а и последней — на питающий чехол валика. Вращение рабо­чего валика (нижнего) передается питающему валику (верхнему), в резуль­тате чего нижний покрывается краской равномерно по всей длине. Хорошая окраска получается при прокатывании валика по окрашиваемой поверхности дважды. За день рабочий окрашивает 350 м2 пола.

Паркетные полы, как правило, покрывают лаками (например, ГФ-257, ПФ-231 и УР-19).

Лак ГФ-257 твердеет при взаимодействии с кислотой, поэтому его по­ставляют в двух тарах: в одной — лак, в другой — кислотный отвердитель. Перед нанесением лака полы циклюют, шлифуют и очищают от пыли. Затем лак тщательно смешивают с кислотным отвердителем в стеклянной или эмалированной посуде (1 часть отвердителя на 8 частей лака по массе). Лак приготовляют в количестве, которое будет использовано в течение 24 ч, иначе он загустеет и его трудно будет наносить на поверхность.

Лак наносят тонким слоем на сухой чистый пол, начиная с удаленного от входа конца помещения по направлению к двери. Кистью или тампоном втирают его в поры древесины. Все капли и наплывы сразу растушевывают.

После того как слой лака отвердеет (в нормальных температурных условиях через 24 ч), чтобы снять отдельные волокна древесины, которые приподнимаются после первого покрытия, пол шлифуют мелкой наждачной шкуркой, что улучшает его внешний вид и удлиняет срок службы. Затем уда­ляют пыль и наносят мягкой кистью второй слой лака, а через 24 ч третий. В эксплуатацию пол сдают через 48 ч по окончании работ. Во время работы проветривают помещение, а летом открывают окна.

Старый ранее натиравшийся паркет циклюют и шлифуют, чтобы полно­стью удалить следы полотерной мастики и краски. Затем пол покрывают лаком так же, как новый.

Лак ПФ-231 поставляют на строительство в готовом к употреблению виде. Его можно наносить на покрытие краскораспылителем, что значительно повышает производительность труда. Загустевший лак разводят скипидаром или уайт-спиритом. Требования к состоянию поверхности пола те же, что и при нанесении лака ГФ-257. Каждый слой сушат в течение 10 ч. От момента нанесения последнего слоя до сдачи полов в эксплуатацию должно пройти не менее 72 ч. Лак ПФ-231 при высыхании дает более мягкую пленку. Уретановыи лак УР-19 дает прочную и долгосрочную лаковую пленку. Требования к подготовке поверхности (пола те же, что и под покрытие другими лаками. Поставляют его в двух тарах. На месте работ основной компонент (преполимер КТ) смешивают с катализатором (100 частей основ­ного компонента и 20 частей катализатора по массе) После тщательного перемешивания кистью наносят лак в два слоя. О дно компонентными урета-новыми лаками являются лаки УР-293 и УР-294. Их наносят как обычные однокомпонентные лаки. Уретановые лаки твердеют в результате контакта с влажным воздухом. Наилучшие условия твердения при относительной влажности воздуха 70—75%. В сухую погоду или в хорошо отапливаемом помещении уретановые лаки твердеют медленнее.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...