Константин Дмитриевич Ушинский.
Наш глубочайший поклон и признательность классику педагогики. – Великий Учитель Учителей, поясни нам смысл гуманного образования! Константин Дмитриевич Ушинский: Под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное образование. В гуманно-образовательном влиянии учения надо отличить собственно два влияния: влияние науки и влияние самого учителя. Человека же можно развивать гуманно не только изучением классических языков, но ещё гораздо более и прямее: религией, языком народным, географией, историей, изучением природы и новыми литературами. Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие это заключается не в различии наук, но в различии способа их изучения. Воистину, не только наука определяет гуманное направление образования, но сам учитель со своими способами и подходами.
Философ Иван Ильин. Как долго скрывали его от нас. – Назови, философ, свои главные идеи! Иван Ильин: – В одном человеку отказано: жить без веры. – Источник веры – в горении сердца. – Путь к вере и Богу именуется духовной любовью. – Религиозность есть живая первопричина истинной культуры. – Истинная учёность не уводит от Бога, а ведёт к нему. – Жить – значит выбирать и стремиться. – Только духовный опыт может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни. – Самым глубоким и могучим источником духовного опыта и веры является духовная любовь. – Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка и указать ему источник силы и утешения в его собственной душе. Спасибо философу.
Василий Александрович Сухомлинский. Вот какими страстными словами обращается он к каждому из нас:
Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя! Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя! Всего себя отдавай детям! И только тогда ты сможешь именоваться Учителем! Вот придёт некий профессор от науки, примет позу всезнающего и иронически улыбнётся этим словам. «Ребёнка надо любить в меру… – скажет он. – Отдавать ему всего себя не надо». Кого мы послушаемся, дорогие коллеги? Послушаемся профессора или Василия Александровича?
Конфуций. Прислушаемся, что говорит своим ученикам Почтенный Учитель Кун. Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведёт, но не тянет за собой; побуждает, но не заставляет; указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять. Согласие между Учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому, – и составляет то, что называется умелым наставничеством. Самое трудное в учении – научиться чтить Учителя. Но лишь чтя Наставника, сможет перенять его правду. Знаете, дорогие коллеги, что со мной сейчас происходит? Левое ухо моё слышит из глубин 2500-летнего прошлого голос, а правое ухо улавливает эхо из будущего, отдалённого от меня тем же расстоянием. С обеих сторон узнаю голос Почтенного Учителя Куна. Вечная Истина озаряет мою душу, и я спешу влиться в толпу учеников, следующих за учителем и впитывающих Мудрость.
Леонардо да Винчи. Наш поклон гению – художнику, мыслителю, учёному. Он – фейерверк мудрости. Чтобы... – Чтобы творить жизнь, нужна сердечная теплота. – Чтобы беречь красоту, не надо пасть в грязь. – Чтобы завоевать почёт и уважение, нужна не сила, а великодушие. – Чтобы побудить львят к жизни, надо встряхнуть царственную гриву и издать мощный раскатистый рёв.
– Чтобы заново родиться, нужно летать навстречу Солнцу. Добавим от Сухомлинского: Чтобы дать Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать в себя море Света. Прекрасно!
Януш Корчак. Сейчас мы услышим от него, как надо каждому находить свой источник Света. Он размышляет вслух. Благодаря теории я знаю, а благодаря практике я чувствую. Теория обогащает интеллект, практика расцвечивает чувства, тренирует волю. «Я знаю» не значит: «действую сообразно тому, что знаю». Чужие взгляды незнакомых мне людей должны преломиться в моём живом «я». Из теоретических посылок я исхожу не без разбора. Отклоняю – забываю – обхожу – увиливаю – пренебрегаю. В результате я, сознательно или бессознательно, получаю собственную теорию, которая управляет поступками. И это много, если что-нибудь, частица теории во мне приживётся, сохранит право на существование; в какой-то мере повлияет, отчасти воздействует. Отрекаюсь помногу раз от теории, а от себя – редко. Ну, что скажете, дорогие коллеги, не правда ли, отличная позиция для поиска в себе учительского Света?
Павел Петрович Блонский. Вы не смущайтесь, пожалуйста, он сейчас задаст вам прямые вопросы, а вы подумайте, какими были бы ваши ответы. – Учитель, смотри же, не являешься ли часто именно ты сам главным препятствием для обновления школы? – Наша школа – школа жизни, но в этой школе жизни будет ли место для тебя, живой ли ты человек? – Не отбываешь ли ты в классе опостылевшую тебе повинность за гроши ежемесячного жалования, и не проходит ли твоя личная жизнь где-то в стороне, то в томлении и тоске «культурной одиночки», то в моральном падении и опустошении души? – Любить надо не школу, а детей, приходящих в школу; любить надо не книги о действительности, а саму действительность; не жизнь надо суживать до учения, но надо расширять учение до жизни! – А самое главное: любите жизнь и как больше живите живой жизнью! – Учитель, стань человеком! Антон Семёнович Макаренко. Как вы думаете, дорогие коллеги, о чём он хотел бы с нами поговорить? О воспитании мужества, которое мы забросили. Свет не достанется трусливым, а только храбрым, мужественным.
Мужество! Попробуйте серьёзно, искренне, горячо задаться целью воспитания мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребёнка ватой и рассказать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет, потому что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – только объект для глазения, развлекательный момент. Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, – всё равно, в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. Только мужественный Учитель способен воспитывать мужество в своих учениках. От трусливых и пугливых учителей такого ждать не приходится.
Ян Амос Коменский. Он нарисует нам портрет Учителя. Узнаем ли мы в нем себя? – Учителями должны быть люди набожные, честные, деятельные и трудолюбивые. – Не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить ученикам. – Настоящие учителя полагают, что они поставлены на высоко почётном месте и что – им вручена превосходная должность, выше которой не может быть под Солнцем, именно, чтобы, – маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом. – Ближайшая задача будет состоять в том, чтобы – мощно увлекать учеников благим примером, и чтобы – ученики воспитывались по образцу Учителя. – Наши учителя должны остерегаться походить на подорожных указателей, которые показывают, куда нужно идти, а сами не идут. – Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде – образцами простоты, в деятельности – примером доброты и трудолюбия, в поведении – скромности и благонравия, в речах – искусства разговора и молчания. – Словом, быть образцом благоразумия частной и общественной жизни. – Они относятся к ученикам по-отечески, с серьёзным, страстным желанием им успехов.
Есть над чем думать, не так ли, дорогие коллеги!
Иоганн Генрих Песталоцци. Ему уже восемьдесят лет, и он поёт «лебединую песню», посвящая нас в своё сокровенное. – Вот истина, подтверждаемая при всех обстоятельствах: действенно, истинно и природосообразно формированию способствует лишь то, что захватывает человека, воздействуя на силы его природы во всей их совокупности, т.е. сердце, ум и руки. – Истинное природосообразное образование по самой своей сути вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|