Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией
Данные о секторе, средствах обеспечения полетов и УВД Воздушное пространство Благовещенского районного центра использовалось для целей ВВС и МГА в соответствии с приказом командующего военного округа. Полеты самолетов МГА в Благовещенском РЦ производились по воздушным трассам СССР и местным воздушным линиям Дальневосточного управления гражданской авиации на эшелонах и высотах ниже нижнего эшелона. Управление воздушным движением в Благовещенском РЦ осуществляли:
Аэродром Завитинск оборудован системой ОСП с РСП, РСБН и курсоглиссадной группой. Для обеспечения полетов 24.08.81г. были задействованы:
выносные индикаторы на КДП:
Замечаний к работе средств связи и РТО при подготовке и обеспечении полетов со стороны группы руководства полетами не было. Все средства связи и РТО находились в исправном состоянии. ВРДП Архара оснащен радиолокационными станциями П-35 и П-37, средствами УКВ, KB радиосвязи и средствами документирования магнитофоном ШХР-8. Техническое состояние средств связи и РЛС П-37 удовлетворительное, магнитофона ШХР-8 - неудовлетворительное. Управление ВД 24.08.81г. осуществлялось при использовании РЛС П-35, опознавание борта Ан-24 проводилось в режиме запроса по НРЗ.
Метеорологическая обстановка Опасных метеоявлений в районе столкновения ВС не было, видимость составляла свыше 10км. Анализ действий диспетчеров Руководство воздушным движением в районе аэродрома Завитинск осуществлялось группой руководства полетами военной авиации в составе: · · руководителя полетов; · · помощника руководителя полетов; · · дежурного штурмана КДП; · · руководителя посадки самолетов. Руководство воздушным движением на участке МВЛ Чегдомын-Бурея осуществлял диспетчер ВРЦ Архара. Группа руководства полетами аэродрома Завитинск перед заступлением на дежурство прошла предполетную подготовку. Однако при этом анализ и оценка воздушной обстановки в районе ответственности в части получения информации об эшелонах и времени пролета через район аэродрома транзитных самолетов произведены не были. Диспетчер ВРЦ Архара прошел подготовку перед заступлением на дежурство и приступил к исполнению обязанностей в 02час 00мин. Информация о плане полетов ведомственной авиации в районе ответственности Благовещенского РЦ была доведена до МДП Архары. В планах было указано, что при полетах с аэродрома Завитинск 24.08.81г. МВЛ Бурея-Чегдомын будет пересекаться военными самолетами на высотах 4200-4500м в 09час, 14час и 19час. Вылет самолета Ан-24 был задержан на 4 часа по метеоусловиям. Информация о задержке этого рейса была направлена в АДП Хабаровска и Благовещенска в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов гражданской авиации. В 07час 56мин самолет Ан-24 произвел вылет из аэропорта Комсомольск-на-Амуре. Информация о вылете поступила в соответствии с табелем сообщений в АДП Благовещенска.
В 08час 30мин диспетчер ВРЦ Архара получил от диспетчера Хабаровского РЦ расчетное время и эшелон входа самолета Ан-24 в зону ответственности ВРЦ - в 08час 55мин, на эшелоне 5400м. В 08час 57мин экипаж самолета Ан-24 доложил диспетчеру ВРЦ Архара о входе в зону. Диспетчер подтвердил вход в зону и, сообщив экипажу местонахождение самолета: азимут (А) - 42°, дальность (Д) - 225км., разрешил следовать на эшелоне 5400м, потребовав доложить пересечение воздушной трассы Хабаровск-Москва. В 09час 07мин экипаж доложил о пересечении трассы на эшелоне 5400м. Диспетчер подтвердил пересечение и сообщил экипажу местонахождение: А- 37° и Д - 162км. В 09час 15мин диспетчер Архары повторно сообщил экипажу местонахождение: А - 32° Д - 112км. На последующие вызовы экипаж диспетчеру не ответил. В соответствии с заявкой в/ч два самолета Ту-16К (позывные - 07034 и 07514) должны были выполнять маршрутный полет с целью разведки погоды. Заявка на полет была рассмотрена в ЗЦ Хабаровска, подтверждена без изменений и направлена в РЦ Благовещенска. РЦ Благовещенска разработал порядок пролета МВЛ на 4200-4500м и сообщил об этом в гражданский сектор РЦ. Подтверждение заявки было передано военным сектором РЦ Благовещенска в штаб дивизии и на аэродром Завитинск. При этом порядок пролета МВЛ сообщен не был, а заявка предусматривала набор высоты с 4200-4500м от ИПМ Бахирево до 7800-8100м к г.т. 49° 35' с.ш. 132° 00' в.д. Таким образом, заявкой предусматривался полет с переменным профилем и пересечением МВЛ. В 09час 00мин и 09час 01мин два самолета Ту-16 произвели взлет с аэродрома Завитинск для выполнения маршрутного полета. ИПМ Бахирево самолеты прошли в 09час 18мин на высоте 4200-4500м, левее на 6 км и приступили к последующему набору высоты по маршруту. В 09час 21мин (15час 21мин местного времени) ведомый самолет Ту-16 столкнулся с самолетом Ан-24. Заключение комиссии В Заключении комиссия указала что:
Причинами столкновения самолетов явились неудовлетворительные организация и руководство полетами в районе аэродрома Завитинск и несоответствие Инструкции по производству полетов в этом районе требованиям ОПП-77.
Столкновению самолетов способствовало нечеткое взаимодействие между гражданским и военным секторами центров ЕС УВД, управлявшими полетами этих самолетов, и несоответствие требованиям ОПП-77 порядка передачи информации в пункты УВД, установленного табелем сообщений о движении воздушных судов гражданской авиации.
Основными виновниками столкновения двух самолетов являются: · · Руководитель полетов аэродрома Завитинск, который в нарушение статьи 245 НПП-78, не оценив воздушной обстановки в районе аэродрома и не организовав должного радиолокационного контроля за самолетами, выполнявшими полет вблизи МВЛ, разрешил пересечение МВЛ с переменным профилем, что привело к залету самолетов в воздушное пространство МВЛ и столкновению с самолетом Ан-24, следовавшим по МВЛ. · · Старший авиационный начальник аэродрома Завитинск, разработавший Инструкцию по производству полетов на этом аэродроме с грубыми нарушениями ОПП-77 и Инструкции по производству полетов и УВД в зоне ответственности округа. · · Командующий ВВС округа и начальник штаба ВВС округа, формально утвердившие Инструкцию по производству полетов на аэродроме Завитинск с наличием серьезных недостатков. · · Командующий Воздушной армией и начальник штаба Воздушной армии, которые не определили необходимых мер по обеспечению безопасности маршрутных полетов при пересечении ими местных воздушных линий и воздушных трасс СССР при проведении учений. Предпосылки к авиационному происшествию, выявленные комиссией В результате анализа руководящих документов комиссией установлено: Инструкция по производству полетов в районе Завитинск не соответствовала; положениям Инструкции по производству полетов и УВД в зоне ответственности ВВС военного округа и ОПП-77:
Инструкция по производству полетов и УВД в зоне ответственности ВВС военного округа, утвержденная заместителем ГК ВВС, не отражала фактических процессов планирования, обеспечения и непосредственного УВД в связи с созданием в феврале 1980 года на территории округа Центров ЕС УВД.
КДП аэродрома Завитинск было предоставлено право осуществлять УВД самолетами Ту-16 по маршруту полетов до границ РЦ ЕС УВД Благовещенска, несмотря на то, что КДП указанного аэродрома не был определен командующим округа в качестве вспомогательного пункта управления (ВПУ). Время входа в зону аэродрома самолета Ан-24, выполнявшего транзитный полет через район аэродрома Завитинск, военному сектору РЦ Благовещенска гражданским сектором сообщено не было. Сообщение о вылете двух самолетов Ту-16 с аэродрома Завитинск военным сектором РЦ ЕС УВД Благовещенска не было доведено до гражданского сектора. Имеющиеся радиолокационные средства на аэродроме Завитинск и ВРЦ Архара, группой руководства полетами и диспетчером ВРЦ не были полностью использованы для контроля за движением самолетов в установленных районах ответственности. Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера с экипажами ВС Выписка не приводится, так как единого УВД столкнувшихся ВС не производилось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|