Спелеология = наука + спорт. 2. Многоликая спелеология
СПЕЛЕОЛОГИЯ = НАУКА + СПОРТ
Что в конкретном случае стоит на первом месте - зависит от целей экспедиции: если первопрохождение - то, конечно, спорт (но обязательно - с элементами науки! ), если научное исследование - то наука (но с обязательным выполнением всех спортивных требований, необходимых для безаварийного прохождения объекта). Это " двуединство" спелеологии в бывшем СССР просуществовало довольно долго и принесло свои плоды. Если в 1958 г. было известно около 500 пещер (самая длинная - Кунгурская, 4, 6 км), то к 1995 г. их стало более 7000 (самые длинные: в гипсах - Оптимистическая, 207 км; в известняках - Кап-Кутан - Промежуточная, 54 км; в конгломератах - Б. Орешная, 47, 5 км; самые глубокие: В. Пантюхина, 1508 м; Бой-Булок, 1415 м; Снежная - Меженного, 1370 м). Затем определяющим стало спортивное начало, что немедленно привело к некоторой " потере информации". Слияние спорта со спелеологией неизбежно. Очень четко высказался по этому поводу московский спелеолог Ю. Шакир: " Пребывание в пещере, независимо от ее сложности, было и всегда будет для человека экстремальной ситуацией". А если так, возникает вопрос: всякий ли может и имеет право быть спелеологом? В бывшем СССР эту проблему решили по аналогии с туризмом и альпинизмом: ступенчатое обучение и постепенный набор опыта. Это привело к введению спортивных разрядов и классификации пещер по степени сложности прохождения. Так появилась еще одна достаточно сильная (в особенности - для молодежи) мотивация: " хочу быть мастером спорта", которая вступила в противоречие с требованиями охраны пещер... Аналогичная ситуация сложилась и за рубежом. Например, в Югославии в 70-е гг. было определено, что спелеологом может считаться человек не младше 18 лет, участник не менее 20 экспедиционных выходов, снявший не менее 10 топографических планов пещер суммарной длиной не менее 3000 м и глубиной - 400 м...
Так кто же такие спелеологи? Вероятно, они прежде всего романтики, а затем уже - практики. Они должны много знать, чтобы не причинить вреда пещерам, и многое уметь, чтобы не навредить себе. А главное - любить пещеры, дарящие спортсмену радость первооткрывателя, а научному работнику - радость творчества.
2. МНОГОЛИКАЯ СПЕЛЕОЛОГИЯ Пусть в наших знаниях изъян, О. Хайям. 2. 1. В кругу других наук Связь спелеологии с другими науками одним из первых раскрыл австрийский спелеолог, генеральный секретарь МСС Хуберт Триммель /42/. По его представлениям, спелеология возникла на пересечении интересов карстоведения и пещероведения (рис. 4). Через карстоведение она связана с основными " обеспечивающими" геологическими (геология, гидрогеология, геоморфология) и географическими (гидрология, климатология, почвоведение, ландшафтоведение, палеогеография) науками; через пещероведение - с ботаникой, зоологией, археологией, антропологией, медициной, спортом, хозяйством. Благодаря такой системе связей происходит взаимное обогащение исходных направлений, возникают новые, " пограничные" науки.
Рис. 4. Место спелеологии среди других наук (по X. Триммелю /42/)
Интересная идея X. Триммеля, к сожалению, вошла в противоречие с содержанием его монографии. Во-первых, использовав понятие " пещера" как родовое, он подвел под него не только горизонтальные и наклонные полости (именно их повсюду традиционно называют пещерами), но и вертикальные (их обычно именуют колодцами, шахтами, пропастями, безднами... ). Во-вторых, пещеры и шахты встречаются не только в водорастворимых, карстующихся породах (известняк, гипс, каменная соль и пр. ), но и в других, некарстующихся породах (граниты, базальты, ледниковый лед и пр. ). Значит, пещероведение должно контактировать не только с карстоведением, но и с другими науками о Земле - вулканологией, гляциологией и пр. Кроме того, в XX в. в сферу интересов спелеологии были включены искусственные полости - заброшенные горные выработки, пещерные монастыри, подземные ходы разного назначения и пр.
В 80-е гг. была предложена такая схема связей спелеологии с другими науками, которая учитывала не только различия в процессах, приводящих к образованию полостей в разных горных породах, но также количество и форму подземных объектов (рис. 5).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|