Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к исследовательской работе (диплом)




Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоре­тическое изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обосно­вание научно-методических выводов и рекомендаций.

В университете ее организуют кафедры по специальным програм­мам учебно-научной исследовательской работы студентов. Преподава­тели или принимают предложения студентов, или предлагают темы, входящие в общую проблему научной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант отличается большей возможностью базового, орга­низационного и материального (приборы, оборудование) обеспечения. Материалы исследований вводятся преподавателями в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов, экспериментов и др.

Подготовка к исследовательской работе интенсифицируется на третьем курсе, когда студенты выбирают специализацию, тему ди­пломной работы и начинают сбор материала к исследованию. Совме­стно с руководителем составляются общая программа деятельности, план-проспект дипломной работы, ведется подбор литературы. Про­грамма рассчитана на три года. Сначала студент изучает литературу и делает историко-теоретический обзор, выделяя тенденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности избранной про­блемы. Далее конкретизируется план опытно-экспериментальной рабо­ты, создается теоретическая модель исследуемого процесса, определя­ются критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального и последующих срезов и комплексного анализа дос­тигнутых результатов. В ходе всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и преддипломной – происходит сбор исследовательского материала путем разных видов наблюдения за объектом, опросов, обобщений.

В любом случае составляется программа собственно опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, форми­рующий и корректирующий этапы, по каждому из которых определя­ются его цель, задачи, содержание, методы, база.

На первом этапе ведется включенное наблюдение за эксперимен­тальной и контрольной группами; проводятся начальные срезы уровня развития, например, тех качеств, которые необходимо сформировать;

разрабатываются методики исследования.

На следующем этапе идет поиск путей совершенствования изучае­мого процесса: его содержания, форм и методов организации, познава­тельной деятельности учащихся. Студент-исследователь прежде всего знакомится с программно-методическими материалами - Законом об образовании (1994); Государственными стандартами по общеобразова­тельной школе; учебниками и учебными пособиями по предмету. Со­вместно с учителем-экспериментатором проводится апробация рабочих материалов - программ сквозных курсов по предметам, пособий, хре­стоматий, конспектов уроков, материалов для учащихся, дневников на­блюдений и др. В условиях активной практики (8 недель) студент-исследователь может не только посетить занятия товарищей, но и оп­робовать свои идеи, применяя комплексные методики и технологии, отрабатывая коллективные и индивидуальные формы работы.

Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выде­ленным критериям и показателям результаты сделанного, внести уточ­нения в предлагаемые рекомендации, сделать общие выводы.

 

Заключение

Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффек­тивной самостоятельной учебной работы.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, оп­ределение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию пер­спектив дальнейшей деятельности.

Студенту-заочнику предстоит динамика от овладения приемами ра­боты с учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности и выработки привычки к систематическому самообразованию. Содержательно такая динамика у первокурсника связана с развитием умений восприятия и воспроиз­ведения изучаемого материала, его анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем, таблиц, графиков, аргумента­ции выводов. Целесообразны решения познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных работ, особенно твор­чество с элементами эксперимента, исследования. Все это достаточно сложно при заочной, тем более - дистантной форме обучения, тре­бующей особо четкого программирования и планирования общего и профессионального самообразования.

Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с создани­ем дидактических и психологических условий для возникновения и развития у студентов самой потребности в самообразовании, стремле­ния к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с за­очниками велика роль организации совместной продуктивной деятель­ности преподавателя и студентов. Он создает обучающую среду, опре­деляет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные программы при единой линии научно­го познания, практические задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставле­ние разных точек зрения на одно и то же явление и т.д.

Условно выделяются две функции анализа педагогом организации деятельности по самообразованию студентов:

позитивно-творческая - соответствие собственных действий преподавателя требованиям со­временной вузовской педагогики, прежде всего умение выделить раз­ные теоретические концепции и тенденции массового опыта;

практи­чески-действенная - критическое осознание причин своих трудностей и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с конкретными условиями работы - с данной группой студентов в зави­симости от ее специфики.

Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, введение задач, при­ближенных к актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к обучению, ориентирующего студента на реше­ние профессиональных задач. Правильно, когда при подготовке кон­трольных и курсовых работ, творческих рефератов в комплексные за­дания включаются преподаватели родственных дисциплин: использо­вание межпредметных связей позволяет студентам полнее раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и индиви­дуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь студенту в определении возможностей его самосовершенство­вания, правильном и своевременном осознании своей индивидуально­сти - способностей и склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня ин­теллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.

Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов инте­рес к получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их системе самообразования. Студенты должны овладеть ос­новными и отдельными конкретными составляющими элементами труда учителя: работать с научной, методической и учебной литерату­рой; излагать учебный материал, составлять систему дифференциро­ванных упражнений и управлять ею в процессе решения задачи; ис­пользовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса;

быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию;

уметь контролировать и оценивать знания и т.д.

Знаниями и умениями нужно овладевать целенаправленно шаг за шагом, и чтобы закрепить их, постоянно активно использовать в прак­тике. Для формирования профессиональных умений важно познако­мить студента с функциональным содержанием данного приема рабо­ты, а затем научить применять его в конкретных условиях.

В решении этой задачи эффективно помогает контекстное обуче­ние, управление практической деятельностью в контексте будущей профессии студента. Главным критерием при этом является возмож­ность побуждения уровня активности: возникают устойчивая внутрен­няя ориентированность на работу, самокритичность. Развиваются оп­ределенные коммуникативные, организаторские, конструктивные, гно­стические качества.

Прохождение последовательных дидактических шагов по овладе­нию основами профессионального труда можно осуществить с помо­щью конкретных практических упражнений в процессе подготовки студента-заочника к семинару, практикуму, лабораторной работе, ак­тивной практике. Прорабатывая эти материалы, студент актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс теоре­тических знаний разных дисциплин, а затем и самостоятельно может приготовить как учебное занятие, так и методическую его разработку.

Подготовка и проведение практических занятий студентами-заочниками предусматривают индивидуальный поиск материала (библиографический, информационный, диагностический, научно-исследовательский).

Заочнику, начинающему путь в высшее образование, полезно по­знакомиться с требованиями соответствующих государственных стандар­тов, с учебным планом по всем годам обучения и по каждому курсу, с ра­бочими планами на семестр, с программами и учебными пособиями.

Из представленной информации студенту-первокурснику полезно выбрать и освоить, в первую очередь то, что поможет организовать себя для самостоятельной работы.

При заочном обучении особенно целесообразен перенос акцента с приоритета деятельности преподавателя на самостоятельную познава­тельную деятельность студента, на создание у него положительно-эмоционального отношения к учебной работе. Показателями сформированности такого отношения выступают критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение), умение вести дискуссию, обоснование своей позиции, способность ставить новые вопросы, го­товность к адекватной самооценке, в целом устойчивая потребность в самообразовании.

Подводя итог, заметим: с первых семестров у студента с помощью преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождае­мый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей инди­видуальности, своих ценностных установок - стиль непрерывного са­мообразования.

Хотелось бы акцентировать внимание студентов-заочников на сле­дующих положениях:

1. Самостоятельная работа студента - это особым образом органи­зованная деятельность, включающая в свою структуру такие компо­ненты, как:

- уяснение цели и поставленной учебной задачи;

- четкое и системное планирование самостоятельной работы;

- поиск необходимой учебной и научной информации;

- освоение собственной информации и ее логическая переработка;

- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;

- представление, обоснование и защита полученного решения;

- проведение самоанализа и самоконтроля.

2. Студент-первокурсник должен понимать, что учебно-познаватель­ная деятельность отличается от обычной учебной деятельности. Она носит поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познаватель­ных задач, ее результат - решение проблемных ситуаций.

3. Позиция обучающегося учебно-познавательной деятельности - субъектно-субъектная, она всегда проводится на продуктивном уровне. Поэтому, при оптимальном варианте учебно-познавательная деятель­ность студента является саморегулируемой, самоуправляемой, внут­ренне мотивированной, носит избирательный характер.

Представление студенту-заочнику материалов по организации пре­подавателем его деятельности по самообразованию - это приглашение к сотрудничеству преподавателя и студента.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Андреев В.И. «Педагогика творчества саморазвития». М., 1996;

2. Барышникова З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М., 1998.

3. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.

4. «Словарь-справочник будущего учителя». М., 1996.

5. Барышникова З.А. «Организация самостоятельной познавательной деятельности студдентов-заочников». М., 2000.


[1] Барышникова З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М,, 1998. С. 19-21

[2] Последняя тема полно и глубоко пред­ставлена в базовом учебнике Б.З. Вульфова и В.Д. Иванова "Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках" (М., 2000. 2-е изд., испр. и доп.)

[3] Барышникова З.А. «Актуальные проблемы современного об­разования в контексте исторических знаний: Программа спецкурса». М., 1997. С. 5)

[4] Конкретные практические знания по педагогическому процессу и организации занятия можно найти в материалах учебного пособия З.А. Ба­рышниковой "Психолого-педагогическая практика" (М., 1998).

[5] Конкретные практические знания по педагогическому процессу и организации занятия можно найти в материалах учебного пособия З.А. Ба­рышниковой "Психолого-педагогическая практика" (М., 1998).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...